Решение Алтайского краевого суда от 13 января 2015 г. по делу N 21-522/2014
Судья Алтайского краевого суда Зацепин Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула Д.В.В. на решение судьи Октябрьского районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ по делу по жалобе директора общества с ограниченной ответственностью "Скайвэй" Ч.Е.Н. на постановление начальника инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г.Барнаула Д.В.В. от ДД.ММ.ГГ N ***, которым
директор общества с ограниченной ответственностью "Скайвэй" Ч.Е.Н., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженка "данные изъяты", зарегистрированная и проживающая по адресу: "адрес",
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей, а также на представление начальника ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ N ***,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ, составленному начальником отдела оперативного контроля ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула М.В.А., в ходе проведенной в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проверки установлено, что ООО "Скайвэй", являющееся платежным субагентом по приему платежей физических лиц по поручению агента ООО "К-Трэвел", ДД.ММ.ГГ на основании кассового чека, отпечатанного на ККТ Орион - 100К, и приходного кассового ордера приняло платеж от физического лица К.Ю.Л. в размере "данные изъяты" руб. в счет оплаты за приобретенный тур во исполнение субагентского договора N б/н от ДД.ММ.ГГ. Вместе с тем в нарушение ч.ч. 14, 15 ст. 4, ст. 8 Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" ООО "Скайвэй" не сдало в кредитную организацию полученные от пассажиров, плательщиков, при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет по причине его отсутствия, а осуществило зачисление полученных денежных средств на свой расчетный счетN ***, открытый в отделении N *** Сбербанка России, не являющийся специальным банковским счетом, для последующего перечисления на расчетные счета ООО "К-трэвел".
Действия директора ООО "Скайвэй" Ч.Е.Н. квалифицированы по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
По делу вынесено вышеназванное постановление, не согласившись с которым Ч.Е.Н., а также Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае, обратились с жалобой, в которой просили признать незаконным и отменить постановление должностного лица, а также вынесенное по итогам рассмотрения протокола представление от ДД.ММ.ГГ N ***, которым Ч.Е.Н. предписано принять необходимые меры для предупреждения случаев нарушения законодательства о применении ККТ, а именно открыть специальный банковский счет и сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков денежные средства для зачисления в полном объеме на специальный банковский счет. В обоснование жалобы указал, что в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом. Платежный агент является специальным участником гражданского оборота, деятельность которого связана с приемом платежей от физических лиц в случаях и порядке, предусмотренных законом, и к нему предъявляются особые требования, в частности, о постановке на учет в налоговом органе. Основная деятельность турагента, применительно к ООО "Скайвэй" в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" - это продвижение и реализация туристского продукта. Прием платежей от туристов является необходимой, обеспечивающей основную деятельность турагента. В связи с чем, считает, что турагентская деятельность не подпадает под действие Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", поскольку турагенство не является платежным агентом.
Решением судьи Октябрьского районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ постановление начальника ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Скайвэй" Ч.Е.Н. прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Производство по жалобе на представление начальника ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** постановлено прекратить.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд начальник инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г.Барнаула Д.В.В., просит решение судьи отменить, ссылаясь на то, что ООО "Скайвэй", является платежным субагентом по приему платежей физических лиц по поручению агента ООО "К-трэвел", в соответствии с условиями субагентского договора от ДД.ММ.ГГ, приняло платеж от физического лица К.Ю.Л. в размере "данные изъяты" руб. в счет оплаты за приобретенный тур. При этом общество выступило не в роли поставщика услуги по предоставлению туров, а является оператором по приему платежей для другого поставщика этой услуги ООО "К-Тревел".
Представитель ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула Ч.В.Г. в судебном заседании настаивал на удовлетворении жалобы.
Директор ООО "Скайвэй" Ч.Е.Н. и ее защитник С.Е.О. возражали против удовлетворения жалобы.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, проанализировав доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены для отмены решения судьи в части ввиду следующего.
Согласно ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Частью 18 статьи 4 Федерального закона от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ установлено, что поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
В силу ч. 4 ст. 8 указанного закона получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи настоящего Федерального закона, не допускаются.
Признавая директора ООО "Скайвэй" виновной в совершении административного правонарушения, должностное лицо исходил из того, что ООО "Скайвэй", являясь платежным агентом, не выполнило требования ч.ч. 14, 15 ст. 4 Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", а именно не выполнило обязанность по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный расчетный счет.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Исходя из п.1 ч. 2 ст. 2 Закона положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В статье 2 Закона установлены следующие понятия:
плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
При этом под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (ст. 3 Закона).
Из содержания вышеназванных норм следует, что деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг, а также не оказывает самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" турагентская деятельность это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем; туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ между ООО "К-Трэвел" (агент) и ООО "Скайвэй" (субагент) заключен субагентский договор N б/н, в соответствии с п.п. 1.1, 1.2 которого субагент обязуется по поручению агента совершать от своего имени в интересах агента сделки по реализации туристского продукта или отдельных туристских услуг; при осуществлении деятельности по продвижению и реализации туров субагент приобретает права и становится обязанным по сделкам с третьими лицами.
ДД.ММ.ГГ между ООО "Скайвэй" (турагент) и К.Ю.Л. (заказчик) заключен договор N б/н, предметом которого является обязанность турагента обеспечить предоставление заказчику услуг проживания, питания (в совокупности далее именуемые организация отдыха), а заказчик обязуется оплатить услуги.
Таким образом, основной деятельностью турагента является продвижение и реализация туристского продукта, прием платежей от физических лиц направлен на исполнение последним денежных обязательств не перед туроператором, сформировавшим туристский продукт, а перед турагентом, осуществляющим реализацию туристических путевок, следовательно, по смыслу вышеприведенных норм ООО "Скайвэй" не является платежным агентом и на него не распространяется действие Федерального закона от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Учитывая изложенное, судьей сделан правильный вывод, что должностное лицо, ошибочно установило в действиях директора ООО "Скайвэй" Ч.Е.Н. состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, поскольку она не является субъектом указанного правонарушения.
При таких обстоятельствах решение судьи в части прекращения производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях директора ООО "Скайвэй" Ч.Е.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ следует признать законным.
Вместе с тем, вывод судьи о том, что производство по жалобе в части отмены представления от ДД.ММ.ГГ *** подлежит прекращению, в связи с тем, что нормами КоАП РФ не предусмотрена возможность обжалования вышеуказанного представления, следует признать ошибочным.
Согласно положению ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, выносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
По своей правовой природе представление несудебного органа, является ненормативным правовым актом, за невыполнение которого лицо, в адрес которого оно внесено, может быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.6 КоАП РФ.
Положениями главы 30 КоАП РФ предусмотрено обжалование только административно-юрисдикционных актов несудебных органов, которые приняты в рамках данного Кодекса в связи с привлечением лица к административной ответственности.
Исходя из чего, представление несудебного органа, вынесенное на основании ст. 29.13 КоАП РФ может быть обжаловано в районный суд только вместе с постановлением по правилам, определенным главой 30 КоАП РФ.
Отдельное обжалование представления несудебного органа об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, возможно лишь в том случае, если оно адресовано лицу, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении не возбуждалось.
Учитывая, что в отношении ООО "Скайвэй" вынесено постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 ч.2 КоАП РФ в рамках административного дела, представление подлежало обжалованию одновременно с постановлением в том суде, куда подана жалоба на постановление об административном правонарушении.
Поскольку состав административного правонарушения предусмотренного ст. 15.1 ч.2 КоАП РФ в действиях директора ООО "Скайвэй Ч.Е.Н. отсутствует, то нельзя признать законным и представление *** от ДД.ММ.ГГ, вынесенное в адрес директора ООО "Скайвэй Ч.Е.Н. об устранении причин и условий, способствовавших совершению названного правонарушения.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Октябрьского районного суда г.Барнаула от 25 ноября 2014 года отменить в части прекращения производства по жалобе на представление начальника ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ N ***. В этой части принять новое решение, которым признать незаконным представление начальника ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ N ***.
В остальной части решение судьи Октябрьского районного суда г.Барнаула от 25 ноября 2014 года оставить без изменения жалобу начальника ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула Д.В.В. - без удовлетворения.
Судья Зацепин Е.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.