Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.
судей Чубукова С.К., Дмитриевой О.С.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России
на решение Алейского городского суда Алтайского края от 6 ноября 2014 г. по делу по иску П.Н.К. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному отделу N 2 Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ, выданного Квартирно-эксплуатационной частью Алейского гарнизона, занимает ведомственное жилое помещение - трехкомнатную квартиру по адресу: "адрес". Данное жилое помещение находится в военном городке в городе Алейске, который до издания распоряжения Правительства РФ номер 1779-р от 11 октября 2011 года считался закрытым.
Согласно статье 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" истец обратилась с заявлением в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", ФГКУ "Центррегионжилье" о передаче ей в собственность указанной квартиры, приложив все необходимые для приватизации документы.
Из ФГКУ "Центррегионжилье" на её заявление поступило письмо от 17 июля 2014 года N 14-05-12/15953, согласно которому в Министерстве обороны РФ в настоящее время рассматривается вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации. Одновременно сообщается, что признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.
Из ФГКУ "Сибирское ТУИО" поступило письмо, датированное ДД.ММ.ГГ N ***, согласно которому заключить с ней договор на передачу в собственность жилого помещения либо дать разрешение на приватизацию не представляется возможным, так как полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений не делегированы.
Считая данный отказ необоснованным, П.Н.К. обратилась в суд с иском о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Истец П.Н.К. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.
Третье лицо Б.В.К. не возражал против удовлетворения иска, пояснил, что отказывается от участия в приватизации.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 6 ноября 2014 года исковые требования П.Н.К. удовлетворены.
Признано за П.Н.К. право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
С решением суда не согласился ответчик Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указывает, что занимаемое истцом жилое помещение является служебным жилым помещением, так как предоставлялось в период, когда военный городок в г.Алейске имел статус закрытого военного городка. Снятие данного статуса не повлекло утрату жилым помещением характера служебного.
Согласно ст.4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" и п.6 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не допускается приватизация служебных жилых помещений.
Истица не является военнослужащей, предоставление жилых помещений гражданам, не имеющим отношение к Министерству обороны Российской Федерации, из ведомственного жилищного фонда законом не предусмотрено. Жилищный фонд Министерства обороны создавался и обслуживался для обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей.
ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. Само Министерство обороны Российской Федерации также не наделено Российской Федерацией полномочиями на передачу гражданам в собственность жилых помещений в порядке приватизации.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" просит удовлетворить жалобу ответчика.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в соответствии со ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В силу ст. 2 указанного Закона РФ граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
В соответствии с ч.1 ст. 4 данного Закона РФ не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
Согласно ст. 11 указанного выше Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно п.6 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащего" военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Как усматривается из материалов дела, истец П.Н.К. с ДД.ММ.ГГ зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной в военном городке "адрес" Алтайского края по "адрес", что подтверждается выпиской из поквартирной карточки (домовой книги) от ДД.ММ.ГГ.
Наряду с истцом в квартире с ДД.ММ.ГГ зарегистрирован и проживает Б.В.К., который в П. заявлении, адресованном суду, отказался от участия в приватизации квартиры.
Согласно ордеру *** от ДД.ММ.ГГ указанное жилое помещение было предоставлено прапорщику П.А.Г. на состав семьи из 4х человек ( П.А.Г., его жена - П.Н.К., сын - "данные изъяты", дочь - "данные изъяты" (так в документе).
П.А.Г. умер ДД.ММ.ГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии *** *** от ДД.ММ.ГГ.
Согласно справке о неучастии в приватизации от ДД.ММ.ГГ по вышеуказанному адресу участия в приватизации не принимала.
П.С.А. и М.Т.А. представлены в суд заявления об отказе от участия в приватизации. Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000г. N752-р "адрес" Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года N1079-р указанный Перечень был изменен, из него, в частности, исключен подраздел " "адрес"", включающий в качестве одного из населенных пунктов "адрес". В представленном ордере *** от ДД.ММ.ГГ не указано, что П.А.Г. предоставляется служебное жилое помещение, также в ордере отсутствует "Красная полоса", присущая ордерам по служебным квартирам. Согласно архивной справке Архивного отдела аминистрации "адрес" Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ в документах архивного фонда администрации "адрес" "Постановления главы администрации города" за 2005 год постановлением главы администрации города от ДД.ММ.ГГ *** "адрес", расположенная по адресу: "адрес", включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства 63 КЭЧ от ДД.ММ.ГГ N *** Постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГ *** постановление главы администрации города от ДД.ММ.ГГ *** "О включении свободных жилых помещений в число служебных" было отменено. По сообщению администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** в муниципальную собственность "адрес" оспариваемое жилое помещение Министерством обороны РФ не передавалось. Установив, что спорное жилое помещение было предоставлено в установленном порядке истцу, как члену семьи военнослужащего, что жилое помещение не относится к категории служебных и расположенных в закрытых военных городках, нереализацию истцом ранее права на приватизацию жилого помещения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о праве истца на приватизацию в соответствии с действующим законодательством указанной квартиры. Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, так как он основан на правильном установлении обстоятельств и правильном применении норм материального права. Доводы жалобы ответчика о том, что спорная квартира относится к категории служебных, не подтверждаются материалами дела. Суждение ответчика о том, что нахождение квартиры в военном городке, который до 2011 года имел статус "закрытого военного городка", является основанием для отнесения квартиры к служебной, не соответствует действующему законодательству. Согласно действовавшим на момент предоставления жилого помещения положениям статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры. Статьей 104 Жилищного кодекса РСФСР установлено, что в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих. В соответствии с п. 2 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст.93). Таким образом, для отнесения квартиры к категории служебных как ранее действовавшем, так и настоящим законодательством требуется принятие уполномоченным органом решения о включении жилого помещения в число служебных. Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства принятия такого решение, причем до момента предоставления квартиры семье истца, постольку отсутствуют основания полагать, что квартира относится к числу служебных. Не может судебная коллегия согласиться с доводом жалобы, что нахождение квартиры в военном городке является основанием для отнесения данного жилого помещения к специализированным жилым помещениям, которые не могут быть приватизированы, так как данный довод противоречит действующему законодательству, которое не содержит нормы о включении жилых помещений, расположенных в военных городках, не являющихся закрытыми, в специализированный жилищный фонд.Довод апелляционной жалобы о том, что, П.Н.К., не являясь военнослужащей, не имеет права на приватизацию жилого помещения, находящегося в управлении Министерства обороны Российской Федерации, судебной коллегией во внимание не принимается как несоответствующий действующему законодательству, не содержащему таких запретов. Кроме того, из материалов дела следует, что истцу изначальное жилое помещение предоставлялось как члену семьи военнослужащего.
Не находит судебная коллегия оснований согласиться с доводом жалобы ответчика о том, что ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" и само Министерство Обороны России являются ненадлежащими ответчиками ввиду отсутствия у них полномочий по передаче жилья в собственность граждан.
Пунктом 7 Приказа Министерства обороны РФ *** от ДД.ММ.ГГ "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГ приказано реорганизовать ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и государственных учреждений Минобороны РФ, указанных в приложении *** к настоящему приказу.
В приложении *** к Приказу Министерства обороны РФ *** от ДД.ММ.ГГ значится Алейская квартирно-эксплуатационная часть.
В Свидетельстве о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы *** по городу Чите внесена запись о прекращении деятельности путем реорганизации в форме присоединения Алейской КЭЧ в соответствии с приказом М. обороны РФ *** от ДД.ММ.ГГ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 Минобороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии со статьей 6 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Исходя из приведенных норм, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что ответчики по спору являются надлежащими.
Таким образом, судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства установил правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допустил.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а поэтому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене либо изменению обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на решение Алейского городского суда Алтайского края от 6 ноября 2014 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.