Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Мокрушиной В.П., Титовой В.В.,
при секретаре Морозовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Князевой О. И.
на решение Егорьевского районного суда Алтайского края от 22 декабря 2014 года по делу по заявлению Князевой О. И. об оспаривании постановления администрации " ... " сельсовета " ... " района Алтайского края о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Князева О.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации " ... " сельсовета " ... " района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, просила признать указанное постановление незаконным, возложить на администрацию " ... " сельского Совета " ... " района обязанность устранить допущенные нарушения посредством восстановления ее и членов ее семьи в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование требований указано, что заявитель вместе с членами семьи - сыном К.М.А., супругом - К.А.А., а также родителями супруга - К.А.А. и К.Е.А. зарегистрированы по адресу: "адрес". Данное домостроение принадлежит на праве собственности К.А.А. и К.Е.А. и имеет общую площадь " ... " кв.метров. Постановлением администрации " ... " сельсовета " ... " района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** К.А.А. и члены его семьи, в том числе и она, были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации " ... " сельсовета от ДД.ММ.ГГ *** К.А.А. включен в список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации целевой комплексной программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" по " ... " району для получения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Постановлением администрации " ... " сельсовета " ... " района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** признано утратившим силу вышеуказанное постановление *** от ДД.ММ.ГГ и К.А.А. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Причиной снятия с учета послужило то, что Князева О.И. ДД.ММ.ГГ произвела отчуждение " ... " доли жилого дома, находящегося в селе " ... ", а также то, что отцу и материи К.А.А. на праве собственности принадлежит по " ... " доли в праве собственности на жилой дом общей площадью " ... " кв.м. в "адрес". При учете общей площади всех жилых помещений норма общей площади жилого помещения, приходящаяся на долю каждого члена семьи, превысит учетную норму. Полагает, что при определении общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи должно учитываться только фактически занимаемое жилое помещение. То обстоятельство, что родителям ее супруга принадлежит в равных долях жилой дом площадью " ... " кв.м., а также то, что в " ... " году она подарила принадлежащую ей часть дома в "адрес", не может служить основанием для снятия ее семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Егорьевского районного суда Алтайского края от 22 декабря 2014 года Князевой О.И. в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления администрации " ... " сельсовета " ... " района о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении отказано.
В апелляционной жалобе Князева О.И. просит решение отменить, принять новое об удовлетворении требований, ссылаясь на прежние доводы. Полагает необоснованным вывод суда о намеренном ухудшении ею жилищных условий с целью состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Не согласна с произведенным судом расчетом уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи. Указывает, что родителям супруга принадлежала " ... " доля в праве собственности на жилой дом по "адрес" ( " ... " кв.метров), а не целый жилой дом площадью " ... " кв.метров, как посчитал суд. В настоящее время в доме по "адрес" проживает 7 человек, поэтому и расчет обеспеченности общей площадью жилого помещения должен осуществляться исходя из 7 членов семьи (( " ... " кв.метров + " ... " кв.метров) :7 человек = " ... " кв.м.). Даже при учете общей площади отчужденной ею доли жилого помещения, ее семья остается нуждающейся в жилом помещении.
Администрацией " ... " сельсовета " ... " района Алтайского края на апелляционную жалобы поданы возражения с указанием на ее необоснованность.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в порядке статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Постановлением Администрации Алтайского края от 02 августа 2011 года N 420 (в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 16 ноября 2013 г. N 602) утверждена государственная программа Алтайского края "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012 - 2020 годы.
Постановлением Администрации Алтайского края от 19 марта 2014 года N 120 утвержден Порядок предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, который разработан в соответствии с федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", государственной программой Алтайского края "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012 - 2020 годы, и определяет условия предоставления в рамках реализации Программы и использования социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
Согласно названного Порядка учет граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат ведут органы местного самоуправления поселений (пункт 3.1.).
Нуждающимися в улучшении жилищных условий считаются граждане, признанные таковыми органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в порядке, установленном законом Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма") (пункт 5.2.).
В соответствии со статьей 11 Закона Алтайского края от 9 декабря 2005 года N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", статьей 11 Положения "О порядке ведения в муниципальном образовании " ... " сельсовет " ... " района Алтайского края учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Основания снятия граждан с учета нуждающихся в жилом помещении установлены статьей 56 названного Кодекса.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что постановлением " ... " сельсовета " ... " района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** К.А.А. и члены его семьи были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. К.А.А. включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением *** от ДД.ММ.ГГ К.А.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, включен в список молодых семей и молодых специалистов участников программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" для получения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья.
ДД.ММ.ГГ администрацией " ... " сельсовета " ... " района Алтайского края принято решение о снятии К.А.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (постановление N 108). Принимая такое решение, администрация исходила из того, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи превышает учетную норму. При этом учтено, что семья "Л-ых" из трех человек фактически в жилом помещении в "адрес" не проживает и совместное хозяйство с семьей К-ых не ведет, помимо указанного жилого помещения в собственности К.А.А., и К.Е.А. имеется жилой дом, общей площадью " ... " кв.метров, и ДД.ММ.ГГ Князева О.И. совершила сделку по отчуждению " ... " доли жилого дома в "адрес".
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из того, что Князева О.И., подарив принадлежащее ей жилье, намеренно ухудшила свои жилищные условия, в связи с чем на момент обращения К.А.А. с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий у органа местного самоуправления не имелось оснований принимать его на соответствующий учет, поэтому решение о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий соответствует закону и прав заявителя не нарушает.
Судебная коллегия с данными выводами согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 2 названной нормы при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
На территории муниципального образования " ... " сельсовет " ... " района Алтайского края учетная норма установлена " ... " кв.метров на одного человека (статья 2 Положения О порядке ведения в муниципальном образовании " ... " сельсовет " ... " района Алтайского края учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в редакции решения " ... " сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ N ***).
Как усматривается из материалов дела, на момент подачи заявления Князева О.И., её супруг К.А.А., сын К.М.А. не имели в собственности жилого помещения, проживали в жилом доме по адресу "адрес", общей площадью " ... " кв.метра, принадлежащем на праве собственности К.А.А. - отцу К.А.А., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Кроме того, на момент принятия решения о постановке на учет нуждающихся ( ДД.ММ.ГГ) К.А.А. и К.Е.А., родителям К.А.А., на праве общей долевой собственности принадлежала " ... " доля ( " ... " кв.метров) в праве собственности на жилой дом в "адрес", общей площадью " ... " кв.метров.
По договору дарения, заключенному ДД.ММ.ГГ, Князева О.И. подарила К.Н.А. принадлежащую ей " ... " долю в праве собственности на квартиру "адрес", общей площадью " ... " кв.метров.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года N 258-О-О по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В силу положений части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на заинтересованное лицо администрацию " ... " сельсовета " ... " района Алтайского края.
Между тем доказательств, свидетельствующих о совершении Князевой О.И. умышленных действий с целью приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заинтересованным лицом суду не представлено, тогда как само по себе заключение договора дарения об этом не свидетельствует. При этом принимается во внимание, что брак между К.О.А. и Князевой О.И. заключен ДД.ММ.ГГ, с учета по месту жительства по адресу: "адрес" Князева О.И. снята ДД.ММ.ГГ, указанное жилое помещение находится в другом населенном пункте за пределами настоящего места жительства заявителя и его семьи ( "адрес"), где она зарегистрирована с ДД.ММ.ГГ и проживает постоянно.
Кроме того, несоблюдение предусмотренного статьей 53 настоящего Кодекса срока является основанием к отказу в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации), но не к снятию с такого учета. Согласно представленных материалов учетного дела сведения об отчуждении Князевой О.И. принадлежащей ей доли в праве собственности на жилое помещение у администрации " ... " сельсовета " ... " района Алтайского края на момент принятия решения ДД.ММ.ГГ имелись, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГ, но не были приняты в качестве обстоятельства, препятствующего признанию К.А.А. и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий. Соответственно, при решении вопроса о снятии с учета основания для определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи с учетом этого жилого помещения, отсутствовали.
В связи с изложенным уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи должен определяться из суммарной общей площади жилого помещения по адресу "адрес" ( " ... " кв.метра) и ( " ... " кв.метров) " ... " доли в праве собственности на жилой дом в "адрес". Учитывая, что семья К.А.А. состоит из пяти человек, поскольку семья "Л-ых" совместно с К-ых не проживает, на каждого члена семьи К.А.А. на момент постановки на учет приходилось по " ... " кв.метров, что менее учетной нормы жилого помещения, установленной Положением О порядке ведения в муниципальном образовании " ... " сельсовет " ... " района Алтайского края учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
При установленных обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении требований у суда первой инстанции не имелось, поэтому решение подлежит отмене с принятием нового решения о признании незаконным постановления администрации " ... " сельсовета " ... " района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ о снятии К.А.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение о признании незаконным оспариваемого постановления приведет к восстановлению нарушенных прав заявителя и членов его семьи.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Егорьевского районного суда Алтайского края от 22 декабря 2014 года отменить, принять по делу новое решение.
Заявление Князевой О. И. удовлетворить.
Постановление администрации " ... " сельсовета " ... " района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ о снятии К.А.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий признать незаконным.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.