Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.,
судей Смирновой О.В.,
Фроловой Т.Е.,
при секретаре Папикян Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации МР Гафурийский район РБ на решение Гафурийского районного суда РБ от дата, которым постановлено:
исковые требования Хакимова Р.Ш. удовлетворить.
Признать отказ администрации MP Гафурийский район в предоставлении земельного участка на праве собственности незаконным.
Обязать Администрацию MP Гафурийский район заключить с Хакимовым Р.Ш., договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: адрес кадастровый номер N ... общей площадью ... по цене не превышающей его кадастровой стоимости.
Заслушав доклад судьи Фроловой Т.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хакимов Р.Ш. обратился в суд с иском к Администрации МР Гафурийский район РБ о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, понуждении заключить договор купли - продажи земельного участка.
В обоснование исковых требований указал, что является собственником жилого дома по адресу адрес
Расположенный по данному адресу земельный участок с кадастровым номером N ... принадлежит истцу на праве аренды, однако он намерен приобрести данное имущество в собственность, в связи с чем дата обратился к Администрации МР Гафурийский район РБ с соответствующим заявлением.
По результатам рассмотрения указанного заявления в удовлетворении заявленных Хакимовым Р.Ш. требований было отказано по тем основаниям, что испрашиваемый им земельный участок находится в пределах особо охраняемых природных территорий.
Просил признать незаконным бездействие Администрации МР Гафурийский район РБ, выразившееся в отказе в предоставлении ему данного участка на праве собственности, понудить ответчика заключить с ним договор купли - продажи приведенного земельного участка.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация МР Гафурийский район РБ просит решение отменить, считают его незаконным, указала, что данный земельный участок находится в границе зоны лечебно - оздоровительной местности курорта "Красноусольск", относящейся к землям особо охраняемых природных территорий, в силу чего передаче в частную собственность не подлежит.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Администрации МР Гафурийский район РБ, Комитета по управлению собственностью Министрества земельных и имущественных отношений РБ Лепенко Т.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Хакимова Р.Ш. - Юлтимирова С.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно позиции Европейского суда по правам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.
На основании ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Концепция собственности или имущества толкуется Европейским судом по правам человека очень широко и включает в себя широкий спектр экономических интересов субъектов права, которые могут быть нарушены при деятельности органов государственной власти, вводящих ограничения права собственности.
В силу ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Как следует из ст. 36 Конституции РФ, граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
На основании ст. 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст. 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года), граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
К числу основных принципов земельного законодательства отнесены платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Так, по общему правилу, установленному ст. 28 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки (ст. 37, 22 ЗК РФ.)
По смыслу закона, договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка.Ст. 28 ЗК РФ также установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
При этом, ст. 27 ЗК РФ предусмотрено, что ограничиваются в обороте, в частности, находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (ст. 94 ЗК РФ).
В частности, в РФ принят отдельный Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", под которыми понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования (ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека (ст. 96 ЗК РФ).
Ранее данные земли относились к особо охраняемым природным территориям, однако Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов из числа особо охраняемых природных территорий были исключены.
Вместе с тем, ст. 4 ГК РФ, закрепляющая основной принцип действия закона во времени, содержит предписание о том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, а действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Таким образом, к возникшим между сторонами правоотношениям подлежат применению нормы законодательства, действовавшего в соответствующий период времени, а именно на момент получения отказа Администрации МР Гафурийский район РБ в предоставлении в собственность земельного участка.
Согласно ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Разрешая спор, суд пришел к верному выводу о том, что исковые требования Хакимова Р.Ш. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривалось, что истец Хакимов Р.Ш. является собственником жилого дома по адресу адрес
Указанное право истца в Управлении Росреестра по РБ не зарегистрировано.
Расположенный под данным домом земельный участок поставлен на кадастровый учет дата с присвоением кадастрового номера N ... и указанием следующих характеристик: площадь - ... категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведении яличного подсобного хозяйства, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: адрес
Постановлением главы Администрации МО Зареченский сельсовет Гафурийского района РБ N ... от дата данный участок предоставлен Хакимову Р.Ш. на правее аренды, сроком на ...
дата с истцом заключен соответствующий договор аренды N ... , дата зарегистрированный в Управлении Росреестра по РБ.
Имея намерение приобрести данный участок в собственность за плату, дата Хакимов Р.Ш. обратился к Администрации МР Гафурийский район РБ с соответствующим заявлением, однако Письмом от дата в удовлетворении заявленных им требований было отказано по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок, находящийся во второй санитарной охранной зоне курорта Красноусольск в пределах особо охраняемых природных территорий, ограничен в обороте и в частную собственность предоставлен быть не может (л.д. 6-8).
Вместе с тем, по состоянию на дата земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов уже были исключены из земель особо охраняемых природных территорий, иных ограничений оборота данного земельного участка судом не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных Хакимовым Р.Ш. требований, поскольку данное решение основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что данный земельный участок находится в границе зоны лечебно - оздоровительной местности курорта "Красноусольск", относящейся к землям особо охраняемых природных территорий, в силу чего передаче в частную собственность не подлежит, являлись предметом подробного исследования суда первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия полагает возможным согласиться.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Таким образом, жалоба не содержит ссылку на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гафурийского районного суда РБ от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации МР Гафурийский район РБ - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ф. Железнов
Судьи О.В. Смирнова
Т.Е. Фролова
Справка: судья А.Ф. Давлетшина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.