Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.,
судей: Киньягуловой Т.М.,
Смирновой О.В.
при секретаре Аюповой И.Р.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан на решение Кугарчинского районного суда Республики Башкортостан от 03 декабря 2014 года, которым постановлено:
Обязать администрацию муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан устранить допущенные нарушения экологических и санитарно эпидемиологических требований, организовать обустройство скотомогильников расположенных: в 1,5 км юго восточнее д. адрес, в 1 км восточнее адрес, в 1 км севернее д. адрес, в 1 км юго восточнее адрес, в 1 км западнее адрес, в 1 км северо западнее д адрес, в 1 км севернее адрес, в 3 км севернее адрес, в 1,5 км западнее адрес, в 1 км северо-восточнее адрес на территории муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Администрации муниципального района Кугарчинский район в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Киньягуловой Т.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кугарчинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлениями к Администрации муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан об устранении нарушений о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В обоснование заявлений указано, что прокуратурой Кугарчинского района Республики Башкортостан проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при содержании и эксплуатации скотомогильников, в ходе которой установлено, что на территории муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан имеются скотомогильники, не соответствующие Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения
биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ дата N N ... , что подтверждается справками проверки соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Прокурор указал, что выявленные нарушения законодательства возникли в результате ненадлежащего исполнения требований, установленных действующим законодательством, Администрацией муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан. Указанные обстоятельства свидетельствуют о существенных нарушениях прав граждан, неопределенного круга лиц, предусмотренных ст.42 Конституции РФ, ч.1 ст.11 Федерального закона "Об охране окружающей среды", а именно прав граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, а также могут привести к возникновению заразных и массовых незаразных заболеваний животных, в том числе болезней, общих для человека и животных. Прокурор Кугарчинского района РБ просит суд обязать администрацию Муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан устранить отмеченные нарушения экологических и санитарно эпидемиологических требований и обустроить скотомогильники в соответствии Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Просил обязать Администрацию муниципального района Кугарчинский район РБ. устранить допущенные нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, организовать благоустройство скотомогильников (биотермических ям), расположенных на территории сельского поселения ... в 1,5 км юго-восточнее д. адрес в 1 км восточнее адрес, сельского поселения ... сельсовет в 1 км севернее д адрес, сельского поселения ... сельсовет в 1 км юго-восточнее адрес, в 1 км западнее адрес, сельского поселения ... сельсовет в 1 км северо-западнее д. адрес, сельского поселения адрес сельсовет в 1 км севернее адрес, сельского поселения ... в 3 км севернее адрес, сельского поселения ... в 1,5 км западнее адрес, сельского поселения ... в 1 км северо-восточнее адрес, в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в двухмесячный срок со дня вступления решения суда по настоящему гражданскому делу в законную силу.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Администрации муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации муниципального района Кугарчинский район РБ - Зиновьева А.П., представителя прокуратуры Республики Башкортостан Замалетдинову Л.И., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с ч.6 ст.26.3 вышеназванного Закона органы местного управления в Российской Федерации могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вышеуказанных вопросов, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
В силу ч.6 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов муниципальной власти отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.8 ч.1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части обустройства, содержания, строительства и консервации скотомогильников (биотермических ям).
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27.05.2013г. N600-р утвержден План мероприятий ("дорожная карта") "Оформление в собственность Республики Башкортостан скотомогильников (биотермических ям) и передача полномочий по их обустройству и содержанию муниципальным образованиям Республики Башкортостан", в соответствии с которым с 01.01.2014г. приведение скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями возложено на администрацию муниципальных районов.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Закона РФ от 14.05.1993г. N4979-1 "О ветеринарии" основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства. Ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно п.6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995г. N13-7-2/469, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Из материалов дела следует, что на территории муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан расположено несколько скотомогильников, а именно на территории сельского поселения ... сельсовет в 1,5 км юго-восточнее д. адрес, в 1 км восточнее адрес, на территории сельского поселения ... сельсовет в 1 км севернее д. адрес, на территории сельского поселения ... сельсовет в 1 км юго-восточнее адрес, в 1 км западнее адрес, на территории сельского поселения ... сельсовет в 1 км северо-западнее д. адрес, на территории сельского поселения ... сельсовет в 1 км севернее адрес, на территории сельского поселения ... в 3 км севернее адрес, на территории сельского поселения ... в 1,5 км западнее д адрес, на территории сельского поселения ... в 1 км северо-восточнее д. адрес
В ходе проведения прокурорской проверки установлено, что указанные скотомогильники не отвечают требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных 04.12.1995г. N13-7-2/469, а именно:
1. забор скотомогильника (биотермической ямы) в 1,5 км юго-восточнее д. адрес частично разрушен (п.5.6 Правил), перекрытие ямы не двухслойное (п.5.7 Правил), отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов (п.5.8 Правил), отсутствуют подъездные пути, коновязь (п.5.10 Правил), ворота скотомогильника разрушены, замок отсутствует (п.6.2 Правил).
2. забор скотомогильника (биотермической ямы) в 1 км восточнее адрес частично разрушен (п.5.6 Правил), перекрытие ямы не двухслойное (п.5.7 Правил), отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов (п.5.8 Правил), отсутствуют подъездные пути, коновязь (п.5.10 Правил), ворота скотомогильника разрушены, замок отсутствует (п.6.2 Правил).
3. площадь скотомогильника (биотермической ямы) в 1 км севернее д. адрес менее 600 кв. м., составляет 200 кв.м. (п.5.3 Правил), с внутренней стороны забора по всему периметру отсутствует траншея глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта (п.5.6 Правил), забор скотомогильника частично разрушен (п.5.6 Правил), отсутствует перекидной мост через траншею (п.5.6 Правил), отсутствует вытяжная труба (п. 5.7 Правил), перекрытие ямы не двухслойное (п.5.7 Правил), отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов (п.5.8 Правил), отсутствуют подъездные пути, коновязь (п.5.10 Правил), ворота скотомогильника разрушены, замок отсутствует (п.6.2 Правил).
4. забор скотомогильника (биотермической ямы) в 1 км юго-восточнее адрес разрушен (п.5.6 Правил), отсутствует перекидной мост через траншею (п.5.6 Правил), отсутствует вытяжная труба (п. 5.7 Правил), перекрытие ямы не двухслойное (п.5.7 Правил), отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов (п.5.8 Правил), отсутствуют подъездные пути, коновязь (п.5.10 Правил), ворота скотомогильника разрушены, замок отсутствует (п.6.2 Правил).
5. забор скотомогильника (биотермической ямы) в 1 км западнее адрес частично разрушен (п.5.6 Правил), отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов (п.5.8 Правил), отсутствуют подъездные пути, коновязь (п.5.10 Правил), ворота скотомогильника разрушены, замок отсутствует (п.6.2 Правил).
6. площадь скотомогильника (биотермической ямы) в 1 км северо-западнее д. адрес менее 600 кв. м. (п.5.3 Правил), с внутренней стороны забора по всему периметру отсутствует траншея глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта (п.5.6 Правил), забор скотомогильника частично разрушен (п.5.6 Правил), отсутствует перекидной мост через траншею (п.5.6 Правил), отсутствует вытяжная труба (п. 5.7 Правил), перекрытие ямы не двухслойное (п.5.7 Правил), глубина ямы менее 10 м, составляет 4 м (п.5.7 Правил), отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов (п.5.8 Правил), отсутствуют подъездные пути, коновязь (п.5.10 Правил), ворота скотомогильника разрушены, замок отсутствует (п.6.2 Правил).
7. площадь скотомогильника (биотермической ямы) в 1 км севернее адрес менее 600 кв. м., составляет 400 кв.м. (п.5.3 Правил), с внутренней стороны забора по всему периметру отсутствует траншея глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта (п.5.6 Правил), забор скотомогильника не сплошной, высотой менее 2 м (п.5.6 Правил), отсутствует перекидной мост через траншею (п.5.6 Правил), отсутствует вытяжная труба (п. 5.7 Правил), перекрытие ямы не двухслойное (п.5.7 Правил), отсутствует крышка ямы скотомогильника (п.5.7 Правил), глубина ямы менее 10 м, составляет 5 м (п.5.7 Правил), над ямой отсутствует навес на высоте 2,5 м., длиной 6 м, шириной 3 м (п.5.8 Правил), отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов (п.5.8 Правил), отсутствуют подъездные пути, коновязь (п.5.10 Правил), ворота скотомогильника разрушены, замок отсутствует (п.6.2 Правил).
8. забор скотомогильника (биотермической ямы) в 3 км севернее адрес частично разрушен (п.5.6 Правил), перекрытие ямы не двухслойное (п.5.7 Правил), глубина ямы менее 10 м, составляет 4 м (п.5.7 Правил), отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов (п.5.8 Правил), отсутствуют подъездные пути, коновязь (п.5.10 Правил).
9. скотомогильник (биотермическая яма) в 1,5 км западнее д. адрес не огражден глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами (п.5.6 Правил), отсутствует перекидной мост через траншею (п.5.6 Правил), отсутствует вытяжная труба, не соответствует уровень стенки над землей (п. 5.7 Правил), отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов (п.5.8 Правил), отсутствуют подъездные пути, коновязь (п.5.10 Правил).
10. площадь скотомогильника (биотермической ямы) в 1 км северо-восточнее адрес менее 600 кв. м., составляет 300 кв.м. (п.5.3 Правил), забор скотомогильника частично разрушен (п.5.6 Правил), отсутствует вытяжная труба (п. 5.7 Правил), перекрытие ямы не двухслойное (п.5.7 Правил), отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов (п.5.8 Правил), отсутствуют подъездные пути, коновязь (п.5.10 Правил).
С учетом приведенных требований закона и установленных обстоятельств по делу, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении обязанности по организации и содержанию указанных скотомогильников на территории муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан в соответствии с требованиями действующего ветеринарного законодательства Российской Федерации на Администрацию муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан.
Судебная коллегия считает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что скотомогильники и биотермические являются бесхозными, вследствие бесхозности скотомогильников не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от дата. N ... утвержден План мероприятий ("дорожная карта") "Оформление в собственность Республики Башкортостан скотомогильников (биотермических ям) и передача полномочий по их обустройству и содержанию муниципальным образованиям Республики Башкортостан", в соответствии с которым с дата. приведение скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями возложено на администрацию муниципальных районов.
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат данных о незаконности необоснованности решения Кугарчинского районного суда Республики Башкортостан от 03 декабря 2014 года.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения не допустил, оснований для отмены решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кугарчинского районного суда Республики Башкортостан от 03 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы Администрации муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан Мусина Ф.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Железнов О.Ф.
Судьи Киньягулова Т.М.
Смирнова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.