Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Габитовой А.М.
судей Фахретдиновой Р.Ф.
Якуповой Н.Н.
при секретаре Хановой Л.Р.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе УСА на решение Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
заявление Управления Федеральной миграционной службы по адрес удовлетворить.
Поместить гражданина Республики Узбекистан УСА, дата года рождения в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по адрес, расположенное по адресу: адрес В, до исполнения решения о депортации.
Настоящее решение обратить к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
начальник Управления Федеральной миграционной службы России по адрес обратился в суд с заявлением о помещении подлежащего депортации гражданина Республики Узбекистан УСА, дата года рождения в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по адрес, расположенное по адресу: адресВ, до исполнения решения о депортации.
Требования мотивированы тем, что дата Министерством юстиции РФ вынесено распоряжение N ... -рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации сроком до дата в отношении гражданина Республики Узбекистан УСА, дата года рождения, осужденного дата Салаватским городским судом Республики Башкортостан по совокупности преступлений, предусмотренных п. "г" ч. 2 ст. 162, ч. 3 ст. 69, ч. 6 ст. 89 Уголовного кодекса РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии; дата осужден Салаватским городским судом Республики Башкортостан по ч. 1 ст. 162 Уголовного кодекса РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
дата УФМС России по адрес в отношении гражданина Республики Узбекистан УСА, дата года рождения вынесено решение о депортации.
дата УСА, ... года рождения, освобожден из ФКУ ИК-21 ГУФСИН России по адрес по отбытии срока наказания.
В целях исполнения требований Федерального закона от дата N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" сотрудники ФМС осуществляют прием данной категории иностранных граждан от сотрудников территориальных органов ФСИН в момент их освобождения для осуществления процедуры депортации. Бронирование билетов для осуществления депортации невозможно в связи с отсутствием документов, удостоверяющих личность, по которым УСА может быть сопровожден до границы РФ.
Пребывание УСА на территории РФ создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан РФ.
Рассмотрев заявление, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе УСА ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Полагает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют установленным обстоятельствам дела. Указывает на то, что на территории России имеет родственников, которые имеют гражданство Российской Федерации, в связи с этим ему должно было быть выдано разрешение на временное проживание. В адрес нет родственных связей и нет жилья, где бы он мог проживать. Кроме того, полагает, что он мог бы выехать добровольно и самостоятельно, за счет собственных средств, поэтому помещение его в Центр для временного содержания иностранных граждан необоснованно. Считает, что миграционные службы, сотрудники ФМС не уведомили вовремя заблаговременно, чтобы могли решить вопрос о депортации, поскольку им неоднократно обжаловалось. Просит рассмотреть дело с его личным участием.
УСА содержится в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещен надлежащим образом.
Согласно ч.1 ст.327 ГПК РФ лица, участвующие в судебном заседании суда, рассматривающего дело в апелляционном порядке, допускаются к участию в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном ст.155.1 настоящего Кодекса.
Кроме того, участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи возможно только при наличии технической возможности. Однако такая техническая возможность в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по адрес, расположенном по адресу: адресВ, отсутствует.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит подлежащим удовлетворению заявленное ходатайство и считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу УСА на решение Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата без его участия.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), выслушав представителя УФМС России по адрес УСА, согласившегося с решением суда, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от дата N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от дата N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от дата N 115-ФЗ документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Согласно ст. 2 вышеуказанного Федерального закона "депортация - это принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации".
Пунктом 11 ст. 31 этого же федерального закона предусмотрено, что в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии. При этом согласно п. 12 ст. 31 того же федерального закона исполнение решения о депортации, иностранного гражданина, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его заместителя. (п.9.3 ст.31)
За исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 настоящей статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда.
(п. 9.4 ст. 31)
Иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (п. 9 ст. 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
В соответствии со ст. 261.1 ГПК РФ заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.
Согласно ст. 261.4 суд, рассмотрев по существу заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет или отклоняет заявление.
Решение суда об удовлетворении указанного в части первой настоящей статьи заявления является основанием для помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение на необходимый для осуществления его депортации или реадмиссии срок или продления срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.
Как видно из материалов дела, УСА является гражданином Республики Узбекистан.
Из справки ФКУ ИК-21 ГУФСИН России по адрес от дата N ... следует, что УСА, ... года рождения, осужденный дата Салаватским городским судом Республики Башкортостан по ч. 1 ст. 162 Уголовного кодекса РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы, содержался в местах лишения свободы с дата по дата, освобожден по отбытии срока наказания.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от дата N ... -рн "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы" на основании ч. 3 ст. 25.10 Федерального закона от дата N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", ч. 11 ст. 31 Федерального закона от дата N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" признано нежелательным сроком до дата пребывание (проживание) в Российской Федерации УСА С.А ... года рождения.
Данное распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации в установленном порядке УСА не оспорено, не отменено. Доказательств обратного суду не представлено.
УФМС России по адрес дата утверждено решение о депортации гражданина Республики Узбекистан УСА, ... года рождения из Российской Федерации (л.д.9), о котором УСА был уведомлен, что им и не отрицалось. Данное решение УСА не обжаловалось, отменено не было.
УФМС России по адрес дата принято решение о размещении УСА в специальном учреждении на срок не превышающий сорока восьми часов.
Учитывая то, что в отношении УСА федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции принято решение о депортации, а материалами дела подтверждается необходимость обеспечения исполнения данного решения, поскольку УСА не имеет законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации и документов, действительных для пересечения государственной границы Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление о размещении указанного лица в специальном учреждении до исполнения решения о депортации с территории Российской Федерации.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Указывая в апелляционной жалобы на наличие у него возможности самостоятельно и за свой счет покинуть территорию России, УСА доказательств обоснованности этого утверждения не представляет. Более того, из содержания апелляционной жалобы следует, что с принятыми в отношении него решениями, повлекшими возникновение у него обязанности выехать из страны, податель жалобы не согласен, желает проживать в Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое решение нарушает его право на частную и семейную жизнь не могут быть приняты во внимание. Данные обстоятельства имели бы правовое значение при проверке законности и обоснованности состоявшихся в отношении него решений о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации и депортации. Вместе с тем, данные решения предметом судебной проверки в рамках данного дела не являются.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не затрагивают юридически значимых для дела обстоятельств, а также не содержат сведений о нарушениях, позволяющих поставить под сомнение законность и обоснованность решения суда о помещении УСА в специальное учреждение.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционные жалоба и представление не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу УСА - без удовлетворения.
Председательствующий А.М.Габитова
Судьи Н.Н.Якупова
Р.Ф.Фахретдинова
Справка: Судья Зайдуллин Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.