Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Абубакировой Р.Р.
судей Гареевой Д.Р.
Свистун Т.К.
при секретаре ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Фамутдиновой Р.Ф. на решение Бирского районного суда Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года (с учетом исправлений, внесенных определением суда от дата года), которым постановлено:
Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в адрес и адрес РБ об отказе в установлении пенсии Фамутдиновой Р.Ф. N ... от дата отменить в части.
Включить в специальный стаж Фамутдиновой Р.Ф., дающей право на досрочное назначение пенсии по старости: период работы в Бураевской центральной районной больнице в должности заведующей профилакторием - фельдшер колхоза им.Салавата с дата по дата год, периоды нахождения на учебе и курсах повышения квалификации с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата
В удовлетворении остальных исковых требований Фамутдиновой Р.Ф. отказать.
Заслушав доклад судьи Абубакировой Р.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фамутдинова Р.Ф. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бирском районе и г. Бирск Республики Башкортостан, в котором с последующими уточнениями просила признать решение ответчика незаконным, включить периоды работы в специальный трудовой стаж, назначить досрочную трудовую пенсию.
Требования мотивированы тем, что ответчик необоснованно не включил в трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии следующие периоды трудовой деятельности истца:
-с дата. по дата - заведующая профилакторием-фельдшер колхоза им. Салавата в Бураевской центральной районной больнице;
- с дата. по дата с дата. по дата., с дата. по дата., с дата. по дата - нахождение на курсах повышения квалификации;
- с дата. по дата с дата по дата - медицинская сестра процедурного кабинета и медицинская сестра физиотерапевтического кабинета в ГУ "Комплексный центр социального обслуживания населения адрес и адрес РБ"
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Фамутдиновой Р.Ф. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности. В обоснование жалобы указано, что наименование ее должности, а именно "медицинская сестра процедурной" и "медицинская сестра по физиотерапии" соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность. Полагает, что суд необоснованно пришел к выводу о том, что представленная истцом должностная инструкция и справка отдела кадров не могут быть признаны доказательством того, что она осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Указывает, что суд также необоснованно пришел к выводу о том, что ГУ "Комплексный центр социального обслуживания населения адрес и адрес РБ" не является учреждением социального обслуживания, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Кроме того, считает, что период работы с дата. по дата. - заведующей профилакторием-фельдшер колхоза им. Салавата в Бураевской центральной районной больнице должен быть засчитан в льготном исчислении.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ФИО1 - ФИО6, представителя ГУ УПФ РФ в адрес и адрес - ФИО7, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173 от дата "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым право на досрочную трудовую пенсию имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от возраста.
В соответствии с п.2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений(организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до дата в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа по охране здоровья населения, которая дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина ФИО3 от дата N 464.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденному Постановлением СМ ФИО3 N ... от дата - право на пенсию по выслуге лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
С дата применяются Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от дата N 1066.
Пунктом 3 указанного постановления установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до дата в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением ФИО2 от дата N464, а периоды после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от дата N1066, устанавливающими, что они применяются в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществлявшейся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N ... утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В указанных Списках поименованы должности среднего медицинского персонала и учреждения, работа в которых дает право на назначение указанной пенсии досрочно, а также врачи-специалисты всех наименований, и в Правилах определен порядок исчисления стажа в льготном порядке в некоторых подразделениях учреждений здравоохранения.
Постановлением Конституционного суда РФ N2-П от дата установлено, что если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы. Таким образом, согласно правовой позиции, изложенной в указанном постановлении, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент возникновения права, сохраняются.
Разрешая спор и частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что истец работая заведующей профилакторием-фельдшером колхоза им.Салавата с дата по дата состояла в штате Бураевской центральной районной больницы, также истец в оспариваемые периоды находилась на курсах повышения квалификации и данные периоды подлежат включению в стаж лечебной деятельности для назначения трудовой пенсии по старости, а период работы в ГУ "Комплексный центр социального обслуживания населения адрес и адрес РБ" не может быть засчитан в специальный трудовой стаж, поскольку лечебная деятельность не входит в перечень основных видов деятельности указанного учреждения.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах пенсионного законодательства и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что с дата., с дата с дата., с дата. истец находилась на курсах повышения квалификации.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от дата для медицинских специалистов предусмотрено обязательное, не реже 1 раза в 5 лет, профессиональное усовершенствование на курсах повышения квалификации для освоения новых методик по оказанию медицинской помощи населению.
Данные периоды следует рассматривать как иную деятельность по охране здоровья населения, которая засчитывается в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Время нахождения на курсах подлежит включению в льготный стаж.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации (командировка) является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Следовательно, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации в спорные периоды обоснованно включены судом в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
С дата. истец работала заведующей профилакторием-фельдшером колхоза им. Салавата в Бураевской центральной районной больнице. Указанный период был включен судом первой инстанции в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в календарном исчислении.
Из записей в трудовой книжке истца усматривается, что с дата. Фамутдинова Р.Ф. работала в должности фельдшера.
Удовлетворяя требования истца в указанной части и включая период работы заведующей профилакторием- фельдшером колхоза им. адрес, суд первой инстанции исходил из того, того, что данный период работы подтверждается записями в трудовой книжке, справкой Бураевской ЦРБ.
В суде апелляционной инстанции представитель истца пояснил, что истец, работая в указанной должности, состоял в штате Бураевской ЦРБ, отпуска предоставлялись ей работодателем - Бураевской ЦРБ, отчеты сдавала в ЦРБ, медикаменты получала из ЦРБ, по направлениям ЦРБ проходила курсы повышения квалификации.
Включение указанного периода работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии ответчиком не оспаривается. Доказательств, опровергающих доводы истца, материалы дела не содержат, судом не добыто.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда о календарном исчислении данного периода работы по следующим основаниям.
В соответствии с подп. "а", "б" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 781, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; а лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев. Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.
В силу п. 2 Постановления ФИО2 от дата N 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.
Поскольку суд первой инстанции включил данный период работы истца в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии, то в соответствии с вышеуказанными нормами права, этот период работы истца в должности заведующей профилакторием-фельдшером колхоза им. Салавата в Бураевской центральной районной больнице подлежит исчислению в льготном порядке 1 год как 1 год 3 месяца.
Анализируя представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что период работы истца в ГУ "Комплексный центр социального обслуживания населения адрес и адрес Республики Башкортостан" не подлежит включению в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии.
Из Положения о социально-реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов ГУ "Комплексный центр социального обслуживания населения адрес и адрес Республики Башкортостан" следует, что основные направления деятельности социально-реабилитационного отделения не связаны с осуществлением лечебной деятельности как основной направленности, а ориентированы на проведение оздоровительных и социально-реабилитационных мероприятий, сохранившими способность к самообслуживанию или частично ее утратившими гражданами. Основной задачей отделения является поддержание у граждан возможностей самореализации жизненно важных потребностей путем укрепления их здоровья, повышения физической активности, нормализации психического состояния. Учреждение находится в ведомственном подчинении администрации адрес и адрес.
Из вышеуказанного следует, что лечебная деятельность не входит в перечень основных видов деятельности данного Центра, основная направленность которого заключается в оказании социальной помощи определенным категориям граждан.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что наименование должности в указанном центре соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность, нельзя признать обоснованными.
Так, в целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в пункте 2 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от дата, согласно которой списки должностей и учреждений, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение подпункта 20 пункта 1 и пункта 2 статьи 27 названного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от дата утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список).
Таким образом, возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в определенных должностях и учреждениях.
Однако, согласно пункту 1.1 Устава МУ "Комплексный центр социального обслуживания населения", названное учреждение осуществляет на территории района организационную и практическую деятельность по оказанию социальных услуг гражданам, пожилого возраста, инвалидам и другим группам населения, нуждающимися в социальной поддержке.
Имеющиеся в материалах дела документы, а также представленная Фамутдиновой Р.Ф. на заседание суда первой инстанции справка, не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что истец, в спорный период времени, осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения по специальности в медицинском лечебном учреждении.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказом Минздрава России от дата N ... утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, включая Центры, в том числе научно-практические. Ранее действовала Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от дата N 627
В данный перечень учреждений здравоохранения комплексные центры социального обслуживания населения не включены.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от дата N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" комплексные центры социального обслуживания и центры социального обслуживания относятся к учреждениям социального обслуживания.
Они являются учреждениями социального обслуживания и их основной деятельностью является оказание населению социальных услуг.
Наличие у ГУ "Комплексный центр социального обслуживания населения ... " отдельных функций по организации социально-медицинских услуг и работа истицы в должности медицинской сестры, предусмотренной Списком, не дают основания считать, что указанные учреждения относятся к учреждениям здравоохранения, поскольку они осуществляют лишь отдельные виды медицинской деятельности, тогда как такая деятельность не является их основной (уставной) деятельностью.
В то же время работа в соответствующих должностях, в том числе медицинской сестры, в учреждениях социального обслуживания может быть включена в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, но лишь в том случае, когда они включены в перечень учреждений социального обслуживания, предусмотренный пунктом 31 Списка. Центры и комплексные центры социального обслуживания населения в данном пункте Списка 2002 года не поименованы, а в Список 1999 года учреждения социального обслуживания вообще включены не были.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что истец в период работы в ГУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" занималась лечебной деятельностью по охране здоровья населения, несостоятельны, поскольку достоверными доказательствами они не подтверждены, ГУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" не является медицинским лечебным учреждением.
При изложенных обстоятельствах решение Бирского районного суда Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года подлежит изменению в части льготного исчисления периода работы с дата года по дата года. В остальной части оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бирского районного суда Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года изменить.
Период работы Фамутдиновой Р.Ф. с дата в должности заведующей профилакторием-фельдшером колхоза им. Салавата в Бураевской центральной районной больнице включить в льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 месяца.
В остальной части решение Бирского районного суда Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фамутдиновой Р.Ф. без удовлетворения.
Председательствующий Абубакирова Р.Р.
Судьи Гареева Д.Р.
Свистун Т.К.
Справка: судья ФИО9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.