Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - Макоева А.А.
судей - Жернового Е.И. и Мисхожева М.Б.
при секретаре - Кишевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора КБР в интересах Шевченко И.М. и Рудич Н.Ф. к Министерству финансов РФ, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства КБР о признании бездействия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ незаконным, взыскании с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в пользу истцов из средств федерального бюджета денежных средств в счет погашения свидетельств о праве на получение субсидии на приобретение или строительство жилья, о возложении обязанности на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КБР исключить Рудич Н.Ф. и Шевченко Н.Ф. из списка получателей субвенций на строительство или приобретение жилья после предъявления ими доказательств об оплате свидетельств, об обращении решения суда к немедленному исполнению,
по апелляционной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., объяснения представителя Минстроя РФ по доверенности Непомнящего А.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, по доверенностям прокурора Прокуратуры КБР Мокаева А.М., представителя УФК по КБР Борчаеву Л.Х., представителя Минстроя КБР Дударова З.Х., представтеля Рудич Н.Ф. - Рудич О.Ю., возражавших против доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ в Нальчикский городской суд обратился Прокурор КБР с исковыми заявлениями в интересах Рудич Н.Ф. и Шевченко И.М. к Министерству финансов РФ, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства КБР, в которых просил суд признать незаконным бездействие Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, выразившееся в не обеспечении в 2014 году предоставления Кабардино- Балкарской Республике субвенций на обеспечение жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов"); признать незаконным бездействие Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, выразившееся в не обеспечении выплаты по предъявленным Рудич Н.Ф. и Шевченко И.М свидетельствам о праве на получение субсидии на приобретение или строительство жилья; возложить обязанность на Министерство финансов Российской Федерации выделить в установленном порядке за счет казны Российской Федерации средства, необходимые для погашения свидетельства о праве на получение субсидии на приобретение или строительство жилья, выданного Рудич Н.Ф., и средства, необходимые для погашения свидетельства о праве на получение субсидии на приобретение или строительство жилья, выданного Шевченко И.М., обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики в течение 5 дней с момента получения средств федерального бюджета произвести оплату свидетельства о праве на получение субсидии на приобретение или строительство жилья Рудич Н.Ф. и Шевченко И.М., а также просили обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование своих требований Прокурор указал, что по заявлениям Шевченко И.М. и Рудич Н.Ф. была проведена проверка и было установлено, что им были выданы сертификаты на приобретение жилья, в порядке, предусмотренном Законом "О ветеранах" и Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", они приобрели по сертификатам жилье, после чего обратились в Министерство строительства и ЖКХ КБР с заявлением оплатить сертификат, но до настоящего времени денежные средства продавцам не поступили, чем нарушены законные права истцов.
Проведённой Прокуратурой КБР проверкой было установлено, что на 2014 год средства федерального бюджета для субвенций на обеспечение жильём вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны не предусмотрены, в связи с чем, денежных средств на погашение сертификатов не имеется. Полагая, что тем самым нарушены права истцов, установленные законодательством РФ, Прокурор КБР просил суд восстановить нарушенные права Рудич Н.Ф, и Шевченко И.М.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ о гражданских дела в интересах Шевченко И.М. и Рудич Н.Ф. были объединены в одно производство.
ДД.ММ.ГГГГ Прокурор КБР изменил исковые требования и просил признать бездействие Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации, выразившееся в не обеспечении в 2014 году предоставления Кабардино-Балкарской Республике субвенций на обеспечение жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов"), незаконным.
Взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за счет средств федерального бюджета "данные изъяты". в счет погашения свидетельства о праве на получение субсидии на приобретение или строительство жилья сер. N от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия - до ДД.ММ.ГГГГ года, выданного Рудич Н.Ф., "данные изъяты" г.р.;
Взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за счет средств федерального бюджета "данные изъяты". в счет погашения свидетельства о праве на получение субсидии на приобретение или строительство жилья серии N от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия - до ДД.ММ.ГГГГ года, выданного Шевченко И.М. "данные изъяты" г.р.;
Обратить решение суда в части взыскания с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за счет средств федерального бюджета денежных средств к немедленному исполнению.
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики исключить Рудич Н.Ф. и Шевченко И.М. из списка получателей субвенций на строительство или приобретение жилья после предъявления ими доказательств (документов) об оплате свидетельств о праве на получение субсидии на приобретение или строительство жилья.
Уточнённые исковые требования истец мотивировал тем, что в соответствии с п.3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N614 (далее - Правила), предоставление субвенций на обеспечение жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявок, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответственно до 20 января и до 20 июля текущего года.
В судебном заседании представитель Прокуратуры КБР Свириденко И.Б. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Истец Шевченко И.М. в судебное заседание, будучи надлежаще извещен о времени и месте его проведения не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, ввиду его проживания в настоящее время в "адрес", суд, посчитал возможным рассмотрение дела в отсутствие Шевченко И.М. на основании положений ст. 167 ГПК РФ.
Истец Рудич Н.Ф. в силу преклонного возраста и состояния здоровья присутствовать в судебном заседании не смогла, в связи с чем, учитывая ее надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела, присутствие в судебном заседании процессуального истца и представителя Рудич О.Ю, по доверенности, суд посчитал возможным на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие Рудич Н.Ф.
Представитель истца Рудич Н.Ф. - Рудич О.Ю. указал, что Рудич Н.Ф. очень переживает по поводу невыплаты сертификата, так как она лишена возможности пользоваться приобретённым почти год назад жилым помещением, продавец оставила ключ у доверенного лица, который его выдаст только после погашения сертификата, при этом на Рудич Н.Ф. продавцом возложена обязанность нести бремя собственника по оплате коммунальных услуг, более того, продавец указала, что будет просить взыскать с Рудич Н.Ф. проценты за просрочку исполнения обязательства по договору купли-продажи, в связи с чем, представитель истицы просил иск удовлетворить и обратить решение суда к немедленному исполнению ввиду того, что замедление исполнения решения повлечет за собой значительный ущерб в виде процентов за каждый день просрочки.
В судебном заседании представителем ответчика- Министерства финансов РФ -Борчаевой Л.Х. представлено возражение на исковое заявление, в котором она просила отказать в удовлетворении исковых требований в отношении Министерства финансов РФ.
В возражениях указано, что средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 статьи статье 23.2 Закона N5-ФЗ мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статье 23.2Закона N5-ФЗ граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, - список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и стоимости предоставляемого или приобретаемого жилья. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 N 614 предусмотрено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Предоставление субвенций на обеспечение жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявок, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответственно до 20 января и до 20 июля текущего года.
Согласно пункта 5 Правил форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 Правил представляют ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, с указанием количества граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки по обеспечению жильем, и категории получателей мер социальной поддержки.
Исходя из требований пункта 9 Правил, ответственность за несоблюдение настоящих Правил и недостоверность представляемых в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство труда и социальной зашиты Российской Федерации и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сведений, возлагается на органы государственной власти субъектов Российской Федерации
Предметом настоящего спора не является соблюдение бюджетного законодательства в части передачи средств из одного уровня бюджета в другой в порядке межбюджетных отношений. Более того, истец не является участником межбюджетных отношений и бюджетное законодательство не предусматривает порядок разрешения межбюджетных споров и не устанавливает подведомственность подобных споров судам общей юрисдикции.
На основании изложенного выше, представитель ответчика полагала, что Министерство финансов Российской Федерации не является участником в указанных правоотношениях и в иске к нему просила отказать.
Представитель Министерства строительства и архитектуры КБР - Дударов З.Х, указал, что Министерством строительства и ЖКХ КБР вовремя были направлены заявки на получение субвенций, более того, уже больше полугода ведется переписка с Главным распорядителем, в результате которой было указано, что заявка на включение в бюджетную роспись КБР Министерством строительства и ЖКХ РФ была направлена в Минфин РФ вовремя. Однако Минфин РФ не посчитал необходимым внести в бюджет субвенции для оплаты выданных Министерством строительства и ЖКХ КБР сертификатов по обязательствам федерального бюджета. Также представитель ответчика указал, что проблема по выплатам сертификатов стоит очень остро, поскольку сертификаты могут быть предъявлены только в течение 9 месяцев и все получившие сертификаты в прошлом году и в начале текущего года граждане уже обратились за выплатой по ним. Но ввиду отсутствия у Министерства строительства и ЖКХ КБР средств, предусмотренных для выплаты этих субсидий, сертификаты не выплачиваются. Этим нарушается Закон "О ветеранах" и Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N. Представитель Министерства строительства и ЖКХ КБР полагал, что вины Минстроя КБР не имеется, так как это передаваемое полномочие, на которое Главным распорядителем должны быть направлены денежные средства.
Министерство строительства и ЖКХ РФ в лице представителя по доверенности N N от ДД.ММ.ГГГГ Калиновой К.В. направило в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, сообщив, что в соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были представлены.
Положениями статьи 242 Бюджетного Кодекса исключается возможность использования в очередном финансовом году межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций в объеме их неиспользованного остатка.
Таким образом, субвенции, направленные из федерального бюджета в бюджет Кабардино-Балкарской Республики на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, которые не были использованы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подлежали возврату в федеральный бюджет, и не могут быть возвращены в бюджет Кабардино-Балкарской Республики для их использования в текущем году.
Кроме того, Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЭ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в 2014 году Кабардино-Балкарской Республике на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны бюджетные ассигнования не предусмотрены, в связи с отсутствием потребности в них при формировании федерального бюджета на 2014 год.
Представителем ответчика к ходатайству было приобщено письмо Минфина России N от ДД.ММ.ГГГГ г.
С учетом ходатайства ответчика, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено:
Исковые требования Прокурора КБР в интересах Рудич Н.Ф. и Шевченко И.М. удовлетворить частично.
Признать бездействие Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, выразившееся в не обеспечении в 2014 году предоставления Кабардино-Балкарской Республике субвенций на обеспечение жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" - Рудич Н.Ф. и Шевченко И.М. незаконным.
Взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за счет средств федерального бюджета "данные изъяты" рублей (девятьсот семьдесят две тысячи триста шестьдесят рублей) в счет погашения свидетельства о праве на получение субсидии на приобретение или строительство жилья сер. N от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия - до ДД.ММ.ГГГГ года, выданного Рудич Н.Ф..
Взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за счет средств федерального бюджета "данные изъяты" рублей ( "данные изъяты" рублей) в счет погашения свидетельства о праве на получение субсидии на приобретение или строительство жилья серии N от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия - до ДД.ММ.ГГГГ года, выданного Шевченко И.М..
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики исключить Рудич Н.Ф. из списка получателей субвенций на строительство или приобретение жилья после предъявления доказательств (документов) оплаты свидетельства о праве на получение субсидии на приобретение или строительство жилья на сумму "данные изъяты"., сер. N от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия - до ДД.ММ.ГГГГ года.
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики исключить Шевченко И.М. из списка получателей субвенций на строительство или приобретение жилья после предъявления доказательств (документов) оплаты свидетельства о праве на получение субсидии на приобретение или строительство жилья на сумму "данные изъяты" серии N от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия-до ДД.ММ.ГГГГ года.
В удовлетворении исковых требований об обращении решения суда к немедленному исполнению отказать.
Не согласившись с решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ подало на него апелляционную жалобу, в которой просило его отменить и принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении исковых требований к Минстрою РФ.
С решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ Минстрой России не согласен в связи с не неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также в связи с неправильным применением норм материального права.
Средства на реализацию предоставляемых мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила) предусмотрено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке 1инстрою России на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, предоставляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Минстроем России.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к Правилам, не имеется. Иного порядка предоставления субвенций гражданам не существует.
Предоставление субвенций на обеспечение жильем вставших на учет граждан, в соответствии с Указом N 714, осуществляется Минстроем России на основании заявок, предоставляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Минстрой России до 20 января и до 20 июля текущего года.
Согласно пункту 5 Правил, норма и порядок предоставления гражданам социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 6 Правил, органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом в Минфин России и Минстрой России отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источников финансового обеспечения которых являются субвенции, с указанием количества граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки по обеспечению жильем, и категории получателей мер социальной поддержки.
Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в 2014 году на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих в Кабардино-Балкарской публике, бюджетные ассигнования не предусмотрены, так как на момент формирования федерального бюджета и распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели в 2014 году потребность в средствах на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны Кабардино-Балкарской Республики отсутствовала.
Данный факт подтверждается письмом Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N N, направленным в адрес Федерального агентства по строительству жилищно-коммунальному хозяйству, который до предоставления указанных полномочий Минстрою России, исполнял функции Главного распорядителя бюджетных средств, предоставляемых на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов семей, имеющих детей-инвалидов.
Заявка на предоставление в 2014 году субвенций из федерального бюджета бюджету КБР на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем граждан поступила Минстрой России только ДД.ММ.ГГГГ (исх. от ДД.ММ.ГГГГ N N).
Следует отметить, что обязанность субъекта Российской Федерации предоставлять заявки Главному распорядителю бюджетных средств до 20 января до 20 июля текущего года была предусмотрена и предыдущими редакциями Правил.
Таким образом, не направив заявку до ДД.ММ.ГГГГ Кабардино-Балкарская республика подтвердила отсутствие потребности в предоставлении бюджетных средств для реализации вышеуказанных полномочий в 2014 году. Документы, подтверждающие обратное, в материалах дела отсутствуют.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что ответственность за несоблюдение настоящих Правил и недостоверность представляемых в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сведений возлагается на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, Минстроем России направлялся запрос в Минфин России о выделении дополнительных бюджетных ассигнований в 2014 году на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны (Приложение N 2).
Согласно данным, предоставленным Минфином России в письме от ДД.ММ.ГГГГ N (Приложение N 3), выделение исполнительных бюджетных ассигнований на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны возможно после использования в полном объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2014 году на указанные цели.
Вместе с тем, в доход федерального бюджета из КБР возвращены неиспользованные остатки средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели в 2013 году, что соответствует действующему бюджетному законодательству и свидетельствует о ненадлежащем исполнении субъектами Российской Федерации переданных полномочий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, составление проекта федерального бюджета и его принятие в виде федерального закона осуществляется в установленном законом порядке. В связи чем, утверждение федерального бюджета в компетенцию Минстроя России не ходит.
На основании изложенного, выводы Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики, о бездействии Минстроя России, выразившимся в отсутствии денежных средств, заложенных в федеральном бюджете на реализацию полномочий, переданных Российской Федерацией Кабардино-Балкарской республике, по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на 2014 год, указанные в решении по данному делу, основаны на не неправильном толковании норм материального права.
Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" на 2015 год предусмотрены субвенции субъектам Российской Федерации на улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны в размере 12 487 млн. рублей, в том числе Кабардино-Балкарской Республике в размере 29,1 млн. рублей. Указанный расчет произведен на основании заявки Кабардино-Балкарской Республики, направленной в Минстрой России в соответствии с Правилами.
Полномочия Российской Федерации по обеспечению жильем граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом определение как формы предоставления мер социальной поддержки, так и порядка предоставления жилых помещений, а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, прерогатива органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, финансирование субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны осуществляется только в порядке, установленном Правилами.
Проверив материалы дела в соответствии с правилами ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части и в пределах указываемых в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (далее - Указ N 714) установлена необходимость обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".
Шевченко И.М. и Рудич Н.Ф. были учтены в списках нуждающихся в жилом помещении и включены в сводный список лиц, нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".
ДД.ММ.ГГГГ право Шевченко И.М. было реализовано на основании приказа Министерства строительства и архитектуры КБР от ДД.ММ.ГГГГ N N. Ему, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, было выдано свидетельство N на получение жилищной субсидии для приобретение или строительства жилья за счет средств федерального бюджета в размере "данные изъяты" рублей, со сроком действия свидетельства до ДД.ММ.ГГГГ.
Аналогично было выдано свидетельство N Рудич Н.Ф.
Исходя из наличия у них данного права, признанного государством, истицы стали совершать дальнейшие действия, направленные на реализацию своего права путем заключения договора купли-продажи.
ДД.ММ.ГГГГ Шевченко И.М. заключил с Гайдай А.И. договор купли-продажи квартиры по адресу: "адрес", м-н Южный, "адрес", на сумму "данные изъяты" рублей.
Рудич Н.Ф. заключила с Зайцевой Е.Г. договор купли-продажи квартиры по адресу: "адрес" КБР, "адрес", на сумму "данные изъяты" рублей.
Органы государственной власти, осуществляющие реализацию законов, касающихся предоставления тех или иных мер социальной поддержки, льгот и компенсаций категории граждан, являющихся менее социально защищенными по сравнению с иными категориями, должны соблюдать как принцип справедливости и равенства, так и принцип правовой предсказуемости, что обеспечивает поддержание доверия граждан к закону и действиям государства, государственных органов. Сохранение правовой стабильности означает помимо прочего обязанность органов государственной власти не допускать произвольной отмены уже признанного и предоставленного права и изменение правовых ожиданий гражданина, связанных с реализацией этого права.
Осуществляя меры, связанные с реализацией Шевченко И.М. и Рудич Н.Ф. права на получение социальной выплаты на приобретение жилья, органы государственной власти не ставили под сомнение их право на получение вышеуказанной меры социальной поддержки. Фактически выдачей свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета, Министерством строительства и архитектуры КБР реализовано право истцов.
Таким образом, истцы, имеющие установленные законом льготы по обеспечению жильем, получив от государственных органов свидетельство о реализации такого права, приобрели, исходя из позиции Европейского суда по правам человека, право собственности на денежные средства социальной выплаты, которых была неправомерно лишены.
Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2005 г. N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее Правила), которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с п. 3 указанных Правил субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
Предоставление субвенций на обеспечение жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявок, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответственно до 20 января и до 20 июля текущего года.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КБР направило Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ заявку на предоставление в 2014 году субвенций из федерального бюджета на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ.
В силу п. 2 Правил предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 года N 614, финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.
Согласно п. 4 Правил перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Субвенции на указанные цели в Управление Федерального казначейства по КБР от Главного распорядителя бюджетных средств не поступили.
С учетом изложенного, исходя из конституционного и международного принципа правовой определенности, правовой предсказуемости и сохранения разумной правовой стабильности, недопустимости в произвольном порядке отменять уже признанное право и изменения правовых ожиданий гражданина, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требования прокурора КБР в интересах Шевченко И.М. и Рудич Н.Ф. о признании бездействия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ незаконным, о взыскании с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ за счет средств федерального бюджета денежных средств в счет погашения Свидетельств о праве на получение субсидий на приобретение или строительство жилья выданных Шевченко И.М. и Рудич Н.Ф.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Макоев
Судьи
Е
. И. Жерновой
М.Б. Мисхожев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.