Апелляционное определение 3-го окружного военного суда г. Москвы от 16 февраля 2015 г. по делу N 33-65/2015
Судебная коллегия 3 окружного военного суда по гражданским делам в составе: председательствующего - Массина А.И., судей Ракова А.В. и Пересады А.Н., при секретаре Шаманаеве А.В., рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение 26 гарнизонного военного суда от 6 ноября 2014 года, которым отказано в удовлетворении искового заявления Добровольского В. А. к военному комиссариату города Байконур о возмещении ущерба, причиненного выплатой пенсии за выслугу лет без применения районного коэффициента.
Заслушав доклад судьи Пересады А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Добровольский обратился в военный суд с иском к военному комиссариату города Байконур с требованиями о начислении ему пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента 1,4 исходя из должностного оклада по 20 тарифному разряду, производстве перерасчета выплаченной ему пенсии с учетом этого коэффициента за период с ноября 2011 года по октябрь 2014 года в размере 239 603 рубля 90 копеек и выплате указанной суммы.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований истца полностью отказано.
Не соглашаясь с решением в части, касающейся отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента, Добровольский подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
В обоснование жалобы истец, ссылаясь на различные нормативные акты и приказы Министра обороны РФ, давая им и оспариваемому судебному решению свой анализ и комментарий, делает вывод о том, что суд неверно истолковал нормы материального права, которые регулируют спорные правоотношения.
Так, распоряжением Совета Министров СССР N 1644 РС от 20 июля 1987 года в г. Ленинске (ныне Байконур) установлен районный коэффициент 1,4 к денежному довольствию военнослужащих и заработной плате рабочих и служащих, работающих на предприятиях г. Байконур, который также на основании решения 26 гарнизонного военного суда от 16 февраля 2004 года установлен и к пенсии военнослужащим по выслуге лет. При этом указанная доплата ему не производится в связи с несдачей им в военный комиссариат удостоверения личности военнослужащего и жетона с личным номером, что, по мнению автора жалобы, нарушает его право на обеспечение пенсией за выслугу лет от Минобороны РФ в полном объеме.
Далее автор жалобы утверждает, что представитель ответчика была допущена судом к участию в данном деле с ненадлежаще оформленной доверенностью.
В заключение Добровольский обращает внимание на то, что суд не установил причину отсутствия его в городе Байконур в период с 2010 года по 2014 год.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к правильному выводу о необоснованности требований Добровольского, касающихся начисления ему пенсии за выслугу лет исходя из должностного оклада по 20 тарифному разряду. Этот вывод суда в апелляционной жалобе не оспаривается.
Что же касается доводов автора жалобы, то при их оценке судебная коллегия исходит из следующего.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований истца в части начисления и выплаты ему пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента 1,4, суд первой инстанции, учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства и положения ст. 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пришел к выводу, что Добровольский в связи с временным убытием из города Байконур в другую местность, для которой районный коэффициент не установлен, утратил право на получение пенсии в увеличенном размере по постоянному месту жительства.
Однако, по убеждению судебной коллегии, данный вывод суда первой инстанции базируется на неправильном определении имеющих значение для дела обстоятельств и применении норм материального права, что в соответствии с требованиями п.п. 1 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены в апелляционном порядке состоявшегося судебного решения.
Так, по делу бесспорно установлено, что Добровольский на основании приказа командира войсковой части _ (по личному составу) от 25 ноября 2005 года N 040 был досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и приказом командира войсковой части _ (по строевой части) от 30 ноября 2005 года N 226 исключен из списков личного состава части с этой же даты, а его личное дело направлено по месту его жительства, то есть в военный комиссариат города Байконур, для постановки на воинский учет.
С 1 декабря 2005 года истец состоит на пенсионном обеспечении в военном комиссариате города Байконур и является получателем пенсии за выслугу лет от Минобороны РФ.
Однако в связи с непредоставлением в военный комиссариат удостоверения личности военнослужащего и жетона с личным номером, Добровольскому было отказано в постановке на воинский учет и выплате назначенной пенсии за выслугу лет с учетом предусмотренного в данной местности районного коэффициента 1,4.
В соответствии со ст.ст. 51 и 52 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон) граждане, проходившие военную службу, и члены их семей с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
Согласно приложению N 4 п. 14 действующего приказа Министра обороны СССР от 26 ноября 1982 года N 300 "О пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей" для назначения пенсий уволенным с действительной военной службы военнослужащим районный военный комиссариат оформляет и представляет в областной военный комиссариат следующие документы: а) для назначения пенсии за выслугу лет или по старости: заявление (приложение N 1 к настоящим Указаниям), расчетную книжку военнослужащего или заменяющий ее документ.
Личное дело военнослужащего, имеющего право на пенсию за выслугу лет или по старости, с приобщенными к нему расчетом выслуги лет, выпиской из приказа об увольнении с действительной военной службы, свидетельством о болезни (в случае увольнения по болезни) высылается в областной военный комиссариат непосредственно управлением (отделом) кадров или воинской частью, оформлявшими увольнение военнослужащего с действительной военной службы.
Заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления.
То есть, закон связывает возникновение у гражданина права на пенсию за выслугу лет как с наличием объективных обстоятельств, связанных с достижением определенного возраста, наличием выслуги лет, состоянием здоровья, так и с личным заявлением о назначении пенсии и представлением необходимых документов.
Из материалов дела следует, что Добровольский в декабре 2005 года, после исключения его из списков личного состава воинской части, в соответствии с законодательством, регулирующим порядок назначения пенсии за выслугу лет, обратился в военный комиссариат города Байконур с заявлением о назначении ему этой пенсии. Указанное заявление было рассмотрено комиссариатом, при этом каких-либо дополнительных документов от него не потребовали, после чего было оформлено пенсионное дело, ему выдано пенсионное удостоверение, а также произведен расчет пенсии за выслугу лет, которая ему выплачивается по настоящее время.
При таких обстоятельствах вышеназванные обстоятельства, вопреки доводам ответчика, лишь подтверждают факт нахождения Добровольского на воинском учете в комиссариате по месту его проживания, поскольку без принятия на такой учет выплата военнослужащему запаса пенсии невозможно.
В соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Частью 1 статьи 48 вышеназванного Закона РФ установлено, что пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Согласно распоряжению Совета Министров СССР N 1644 РС от 20 июля 1987 года, в г. Ленинске (ныне Байконур) установлен районный коэффициент 1,4 к денежному довольствию военнослужащих и заработной плате рабочих и служащих, работающих на предприятиях г. Байконур.
На основании вступившего в законную силу решения 26 гарнизонного военного суда от 16 февраля 2004 года (л.д. 19) гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей, проживающим на территории комплекса Байконур, имеющим право на получение пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и утери кормильца, начисляются и выплачиваются с учетом районного коэффициент 1,4.
Из смысла вышеприведенных норм следует, что назначение и выплата пенсии военнослужащим, уволенным с военной службы с учетом районного коэффициента 1,4, производится, если они проживают в городе Байконур, где при исчислении заработной платы рабочих и служащих и пенсии учитывается этот коэффициент.
Поскольку истец как при назначении ему пенсии за выслугу лет, так и по настоящее время проживает в городе Байконур, что не оспаривается ответчиком, то он имеет право на получение указанной пенсии, гарантированной ему государством, с учетом районного коэффициента 1,4.
Ответчик выплату районного коэффициента заявителю связывает со сдачей им в военный комиссариат удостоверения личности военнослужащего и жетона с личным номером. Между тем, нормативные правовые акты, действующие в сфере пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу и имеющих право на получение пенсии в соответствии с вышеназванным Законом, начисление пенсии в увеличенном размере с указанными обстоятельствами не связывает.
Согласно ст. 56 вышеназванного Закона выплата пенсий бывшим военнослужащим производится по месту жительства или по месту их пребывания в пределах территории Российской Федерации, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета.
Сам по себе факт временного проживания истца в другой местности не свидетельствует о перемене им постоянного места жительства, поскольку данные обстоятельства объективно не подтверждены такими документами.
Доказательств того, что Добровольский изменил место жительство, судом не установлено и ответчиком не представлено.
Таким образом, утверждение о том, что правовые основания для выплаты истцу пенсии с учетом районного коэффициента отсутствуют в связи с выездом его на длительный срок в другую местность, для которой районный коэффициент не установлен, является необоснованным.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу, что требования истца о производстве ему перерасчета пенсии с учетом районного коэффициента 1,4 за период с ноября 2011 года по октябрь 2014 года подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции в этой части, как основанное на неправильном применении норм материального права, является ошибочным.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств и оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции не имеется, судебная коллегия полагает необходимым принять в данной части новое решение об удовлетворении вышеуказанных требований заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 3271, 328, 329 и п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение 26 гарнизонного военного суда от 6 ноября 2014 года в части отказа в удовлетворении искового заявления Добровольского В. А. к военному комиссариату города Байконур о возмещении ущерба, причиненного выплатой пенсии за выслугу лет без применения районного коэффициента, отменить ввиду неправильного применения норм материального права.
Принять в этой части по делу новое решение, в соответствии с которым обязать военный комиссариат города Байконур произвести перерасчет выплаченной Добровольскому В.А. за период с ноября 2011 года по октябрь 2014 года пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента 1,4 и произвести соответствующую доплату.
В остальной части указанное решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.