Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Стаховой Т.М., Бутковой Н.А.
при секретаре
Ульяшковой Е.С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-362/2014 по апелляционной жалобе Дорошенко Е. Ф. на решение Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 13 ноября 2014 года по заявлению Дорошенко Е. Ф. об оспаривании решения Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения представителя заявителя адвоката Морозова А.Ю. (по ордеру), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дорошенко Е.Ф. обратилась в Зеленогорский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просила признать незаконным решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации от "дата" N ... об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в льготном порядке в соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В качестве мер по восстановлению нарушенного права Дорошенко Е.Ф. просила возложить на ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанность на указанное государственное казённое учреждение обязанность принять её и Дорошенко С. П. (сын) на указанный вид учёта.
В обоснование поданного в суд заявления Дорошенко Е.Ф. ссылалась на то обстоятельство, что является лицом, уволенным с военной службы; её выслуга лет в Вооруженных Силах Российской Федерации в календарном исчислении составляет " ... "; уволена с военной службы "дата" по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - по состоянию здоровья - в связи с признанием её военно-врачебной комиссией не годной к военной службе; при увольнении с военной службы жилым помещением в соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не обеспечивалась, несмотря на состоявшееся решение жилищной комиссии войсковой части, которым она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий; продолжает проживать в служебном жилом помещении, предоставленном её супругу в период прохождения военной службы в закрытом военном городке; однако, на её обращение в июне 2014 года в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении в Едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в предоставлении жилых помещений, получен отказ со ссылкой на обстоятельства, которые, по мнению заявителя, нельзя признать основанными на законе.
Решением Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 13 ноября 2014 года в удовлетворении заявления Дорошенко Е.Ф. отказано.
В апелляционной жалобе Дорошенко Е.Ф. просит отменить постановленное по делу решение, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение судом норм материального права.
Представитель заинтересованного лица ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён посредством факсимильной связи - в соответствии с требованиями части 1 статьи 113 ГПК Российской Федерации.
Согласно статьям 257 (ч.2), 327 (ч.1) ГПК Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя заявителя, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции в ходе разбирательства по делу установлены следующие обстоятельства.
Решением жилищной комиссии от "дата" N ... Дорошенко Е.Ф. включена в список военнослужащих, подлежащих обеспечению жилой площадью для постоянного проживания и отселению с территории закрытого военного городка "Красавица" (л.д. 31).
Приказом командира войсковой части N ... от "дата" N ... Дорошенко Е.Ф. досрочно уволена с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 1 статьи 51 Закона Российской Федерации от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности военной службе" (по состоянию здоровья) Приказом командира войсковой части N ... от "дата" Дорошенко Е.Ф. исключена из списков личного состава войсковой части с направлением на учёт в военный комиссариат Курортного района г. Санкт-Петербурга (л.д.14).
Из приказа командира войсковой части N ... от "дата", видно, что общая продолжительность военной службы Дорошенко Е.Ф. в календарном исчислении на момент увольнения составляла " ... ".
"дата" Дорошенко Е.Ф. обратилась к начальнику ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о включении её в Единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в предоставлении жилых помещений.
Решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N ... от "дата" Дорошенко Е.Ф. отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 10).
Как видно из оспариваемого Дорошенко Е.Ф. решения, основанием для отказа в принятии на учёт послужил вывод заместителя начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о том, что на момент обращения заявителя в названное государственное учреждение она не является военнослужащей, а по состоянию на 1995 год не имела законных оснований для признания нуждающейся в жилых помещениях и подлежащей отселению с территории закрытого военного городка.
Разрешая вопрос об обоснованности поданного Дорошенко Е.Ф. заявления, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что со стороны ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации не допущено нарушений действующего законодательства, определяющего основания и порядок обеспечения граждан, уволенных с военной службы жилыми помещениями.
Данный вывод суда первой инстанции следует признать правильным, основанным на исследованных по делу доказательствах и нормах материального права.
По смыслу статьи 59 и пункта "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ обеспечение жилым помещением военнослужащих граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части N ... от "дата" N ... , Дорошенко Е.Ф. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список военнослужащих, подлежащих обеспечению жилой площадью и отселению с территории закрытого военного городска "Красавица", поскольку обеспечена жилым помещением в закрытом военном городке ( "адрес") и проживает совместно с бывшим супругом (л.д. 31).
Посёлок Красавица г. Санкт-Петербург включён в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N 752-р.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2001 года N 1035-р "О внесении изменений и дополнений, которые вносятся в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России", п. Красавица г. Санкт-Петербург исключён из указанного Перечня.
Таким образом, представляется правильным утверждение заместителя начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о том, что на день заседания жилищной комиссии войсковой части N ... "дата" Дорошенко Е.Ф. не могла быть признана лицом, подлежащим отселению с территории закрытого военного городка, поскольку пос. Красавица в то время не относился к населённым пунктам, имеющим такой статус, а сама Дорошенко Е.Ф. не подлежала увольнению с военной службы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 6), при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
Положения пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации предусматривают возможность снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений данной нормы права.
Согласно представленной в материалы дела справки-характеристики жилой площади, выданной РЭУ N ... филиала "Санкт-Петербургский" ОАО "Славянка" "дата", "адрес", в городском поселении Красавица, Зеленогорск, г. Санкт-Петербург, состоит из 2-х жилых комнат площадью " ... " и помещений вспомогательного использования, общая площадь квартиры составляет " ... "; дом кирпичный 1974 года постройки с центральным отоплением; техническое состояние дома удовлетворительное (л.д.12-13).
Согласно представленной в материалы дела справки-характеристики жилой площади, выданной РЭУ N ... филиала "Санкт-Петербургский" ОАО "Славянка" "дата", в "адрес" зарегистрированы по месту жительства Дорошенко Е.Ф. и её бывший супруг Дорошенко П.Е. (л.д. 12).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (части 4, 5 статьи 50 ЖК Российской Федерации)
Согласно статье 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" учётная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах.
Обеспеченность Дорошенко Е.Ф. составляет по " ... " общей площади жилого помещения на каждого ( " ... "), т.е. превышает не только учётную норму, но и норму предоставления жилого помещения, установленную для данной местности.
При установленных обстоятельствах, Дорошенко Е.Ф. является лицом, обеспеченными жилой площадью по норме предоставления и не может быть отнесена как к категории граждан, которые признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действовавшим до введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 01 марта 2005 года), так и к категории граждан, которые признаются нуждающимися в жилых помещениях согласно действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 13 ноября 2014 года по делу N 2-362/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Дорошенко Е. Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.