Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Белоногого А.В.
судей
Ильичёвой Е.В., Бакуменко Т.Н.,
при секретаре
Кузиной Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 марта 2015 года апелляционную жалобу М.А.А. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 12 декабря 2014 года по гражданскому делу N 2-2473/2014 по заявлению М.А.А. о признании незаконным решения администрации района.
Заслушав доклад судьи Белоногого А.В., объяснения заявителя М.А.А. и его представителей Тараченко Е.Ю. и Удьяровой А.А., действующих на основании доверенности от "дата", поддержавших доводы жалобы, представителя заинтересованного лица, администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга Дементьевой И.С., действующей на основании доверенности от "дата", возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М.А.А. обратился в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с вышеуказанным заявлением, в котором просил признать незаконным отказ администрации района во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга; в порядке восстановления нарушенного права просил обязать администрацию района включить заявителя в указанный список.
В обоснование заявления указал, что является выпускником детского дома-интерната, инвалидом I группы, на момент подачи заявления проживает в ПНИ Петродворцового района Санкт-Петербурга. На его заявление в администрацию Петродворцового района о включении его в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, администрация ответила отказом.
В обоснование данного отказа указано, что заключением медико-психолого-педагогической комиссии был сделан вывод о невозможности заявителя к самообслуживанию и ведению им самостоятельного образа жизни.
Заявитель полагал, что выявленные медико-психолого-педагогические характеристики его личности не могли быть учтены на стадии решения вопроса о включении его в поименованный список, тем самым считал решение администрации района незаконным и нарушающим его права на жилищное обеспечение, поскольку по достижении возраста 23 лет заявитель утрачивает право на получение жилья в специализированном жилом фонде.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 12 декабря 2014 года М.А.А. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит состоявшееся решение суда по делу отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, и вынести новое об удовлетворении заявления.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, М.А.А. "дата" года рождения, "дата" повторно установлена первая группа инвалидности, заявитель признан инвалидом с детства. Первоначально группа инвалидности заявителю установлена с "дата".
Согласно справке ИНТЕРНАТ от "дата" заявитель является воспитанником интерната, постоянно в нем проживает и находится на стационарном обслуживании с "дата".
На основании ходатайства ИНТЕРНАТ от "дата" и личного заявления М.А.А. от "дата" последний переведен в ПНИ, в котором находится на полном государственном обеспечении с "дата" и постоянно проживает с "дата".
Согласно реабилитационному листу от "дата", выданному ПНИ, заявитель не имеет критической оценки к своему положению и состоянию, передвигается на коляске. Не умеет готовить пищу, не может соблюдать санитарно-гигиенические правила в собственном жилье.
При этом комиссия пришла к выводу, что заявитель не готов к самостоятельному проживанию.
Комиссия также отметила, что М.А.А. не может адекватно планировать и грамотно распоряжаться собственными денежными средствами. Необходимо прохождение обучения по программе социальной реабилитации "Добро пожаловать домой", в течение двух лет на базе отделения указанного учреждения, при этом обучение необходимо начать с "дата" (л.д.39).
Медико-психолого-педагогический осмотр заявителя от "дата" выявил, что у М.А.А. социально-бытовая ориентация в пределах интерната сформирована, но нет опыта самостоятельного проживания вне интерната. При этом заявитель нуждается в социальном сопровождении.
Кроме этого в осмотре отмечено, что заявитель плохо разбирается в приоритетах самостоятельного жизнеобеспечения. Не владеет навыками счета, что исключает возможность самостоятельного распределения денежных средств. В силу индивидуальных физических возможностей передвигается на коляске.
Как следует из индивидуальной программы реабилитации М.А.А. от "дата", заявитель нуждается в социально-педагогической, социально-психологической, социокультурной, социально-бытовой, физкультурно-оздоровительной реабилитации.
Справкой БОЛЬНИЦА от "дата" N ... установлено, что заявитель страдает заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N378.
"дата" заявитель обратился в администрацию Петродворцового района Санкт-Петербурга с заявлением о включении его в список детей-сирот, которые подлежат жилищному обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга (л.д.23).
Ответом администрации района от "дата" заявителю во включении в поименованный список отказано, поскольку выявлено, что он не готов к самостоятельному проживанию и нуждается в двухгодичном обучении по программе социальной реабилитации на базе отделения реабилитации ПНИ.
Разрешая заявление М.А.А., суд первой инстанции пришел к выводу, что заявитель действительно в настоящее время не может проживать самостоятельно, что исключает включение его в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Обеспечение права каждого на жилище (статья 40 часть 1 Конституции Российской Федерации) является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 части 2 и 3).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 1.2. Административного регламента по предоставлению государственной услуги, утвержденного Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 21 февраля 2014 года N123-р (далее Административный регламент) установлено, что заявителями являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - заявитель).
Пунктом 2.1. Административного регламента предусмотрено, что краткое наименование государственной услуги: формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Пунктом 2.8 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении государственной услуги: заявителем или его уполномоченным представителем не представлены документы, указанные в пункте 2.6.2 настоящего Административного регламента; гражданин, в отношении которого подано заявление, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не имеет права на предоставление жилого помещения для детей-сирот.
Как не оспаривалось участвующими в деле лицами, заявителем представлены все необходимые документы, установленные пунктом 2.6.2. Административного регламента.
Вместе с тем администрация района, отказывая заявителю во включении в список, исходила из того, что заявитель подлежит обеспечению жилой площадью в порядке, установленном специальной нормой права - статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В этом смысле администрация района фактически указала на то, что заявитель не наделен правом на обеспечение жилым помещением в порядке статьи 8 вышеупомянутого Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ.
Действительно, Административный регламент, исходя из того, что обеспечение включенных в список лиц происходит вне каких-либо очередей, устанавливает запрет на включение в список лиц, заведомо не имеющих на момент включения права на предоставление жилого помещения.
Согласно преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом преамбулой Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ закреплено, что дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.
Заявитель в силу своего двойственного правового статуса действительно имеет кумулятивные социальные гарантии по жилищному обеспечению: с одной стороны, в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявитель имеет право на жилое помещение специализированного жилищного фонда в порядке статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ.
Вместе с тем такое право возникает у заявителя в силу статьи 17 вышеупомянутого Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ с момента установления его возможности осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.
В соответствии со статьей 25 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство (статья 1, часть 1), в котором высшей ценностью являются человек, его права и свободы, а основополагающая конституционная обязанность которого - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина на основе принципов равенства, справедливости и соразмерности в условиях разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (статьи 2 и 10; статья 17, часть 3; статья 19; статья 55, часть 3).
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), и определяет социальную защиту как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1).
Исходя из целей и специального назначения Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", принимая во внимание физические возможности М.А.А., его психолого-педагогические характеристики, судебная коллегия приходит к выводу, что в силу двойственности жилищных прав и гарантий заявителя, последний не имеет права на предоставление жилого помещения для детей-сирот в отрыве от механизма, установленного специальным законодательством, поскольку такое предоставление приведет к угрозе его жизни и здоровью.
Вывод судебной коллегии основан также на положениях статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, поскольку на момент обращения в администрацию района заявитель проходил обучение по программе социальной реабилитации на базе ПНИ
При этом программа реабилитации рассчитана на два года и начата "дата".
Таким образом, заявитель не окончил пребывание в учреждении социального обслуживания, ориентировочный срок окончания - "дата".
Судебная коллегия также учитывает, что утрата заявителем права на обеспечение жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не лишает М.А.А. равного по своей социальной ориентированности и значимости для целей обеспечения равных с другими гражданами прав и возможностей, права на внеочередное предоставление жилого помещения на основании статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ.
При этом, поскольку заявитель обладает специальным социально-правовым статусом, то его обеспечение по правилам общей нормы права, которой является статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, умалит его права и поставит его в неравное правовое положение с иными лицами, реализующими свои права в порядке статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ.
Принимая во внимание, что временные рамки обеспечения заявителя жилой площадью по основаниям, установленным статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ, связаны только с моментом принятия в отношении него решения о возможности осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни, не взаимосвязаны с достижением им какого-либо возраста, то оспариваемый отказ не приведет к лишению права заявителя на получение жилого помещения в будущем.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 12 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М.А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.