Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Карабельского А.А.
и судей Пичуева В.В., Смолякова П.Н.
при секретаре Федоровой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 4 февраля 2015 года гражданское дело по заявлению прокурора Оловяннинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района "Оловяннинский район" об обязании произвести выбор и отвод земельного участка для строительства полигона для отходов производства и потребления в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства, принятию мер к устройству и оборудованию полигона,
по апелляционной жалобе представителя ответчика - руководителя администрации муниципального района "Оловяннинский район" Забайкальского края,
на решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 18 ноября 2014 года, которым постановлено: требования прокурора Оловяннинского района удовлетворить. Возложить на администрацию муниципального района "Оловяннинский район" обязанность по организации объекта для размещения отходов производства и потребления городского поселения "Золотореченское" в соответствии с требованиями земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: оформить правоустанавливающие документы на земельный участок в п. Золотореченск под складирование отходов производства и потребления, огородить данный земельный участок для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов, обустроить котлованы с целью получения грунта для изоляции уплотненных ТБО, в срок до 18 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи Карабельского А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор прокуратуры Оловяннинского района Забайкальского края обратился в суд с заявлением, ссылаясь на то, что согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В границах городского поселения "Золотореченское" на расстоянии 3 километров от жилого фонда имеется место для размещения и хранения твердых бытовых отходов.
В нарушение пунктов 3.4, 2.3, 2.8 и 3.9 СП 2.17.1-38-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", а также ФЗ "Об отходах производства и потребления" администрацией муниципального района "Оловяннинский район" не представлен акт выбора и обследования участка под строительство полигона твердых бытовых отходов, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение, место под складирование отходов определено в отсутствие специальных исследований и положительного заключения государственной экологической экспертизы, не разработан регламент работы полигона, не разработан регламент и режим работы полигона, не осуществляется контроль за работой полигона, не обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов, не оборудованы траншеи для складирования мусора, изоляция слоя твердых бытовых отходов грунтом не проводится, на территории полигона не выделена зона для приема отходов ЛПУ.
Таким образом, по мнению прокурора, в результате бездействия администрации муниципального района "Оловяннинский район" выразившегося в том, что полигон для хранения отходов производства и потребления на территории поселения "Золотореченское" не оборудован в соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушаются права граждан, постоянно или временно проживающих в п. Золотореченск.
Уточняя требования, просил суд обязать администрацию муниципального района "Оловяннинский район" оформить правоустанавливающие документы на земельный участок в п. Золотореченск под складирование отходов производства и потребления, огородить земельный участок для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов, обустроить котлованы с целью получения грунта для изоляции уплотненных ТБО (л.д. 3-5, 40).
Определением суда от 28 октября 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация городского поселения "Золотореченское" (л.д. 41-42).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 52-54).
В апелляционной жалобе представитель ответчика - руководитель администрации муниципального района "Оловяннинский район" Антошкин А.В. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Считает, что заявленные исковые требования должны быть предъявлены для исполнения городскому поселению "Золотореченское" в пределах исполнения полномочий. Ссылаясь на положения ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обращает внимание, что на территории Оловяннинского района для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов создан полигон, расположенный по адресу: Забайкальский край, Оловяннинский район, в пади Кундуй в 6 километрах на восток от пгт. Ясногорск. Населенные пункты самостоятельно вывозят бытовые отходы на полигон твердых бытовых отходов, на основании разработанных тарифов для вывоза бытовых отходов и мусора с населенных пунктов (л.д. 57-58).
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации Оловяннинского района - Рыжкову Т.Б., поддержавшую доводы жалобы, прокурора прокуратуры Забайкальского края Выскубову С.А. о том, что решение суда законное и обоснованное, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя требования прокурора и возлагая на администрацию Оловяннинского района обязанность по организации объекта для размещения отходов производства и потребления в поселке Золотореченск, суд первой инстанции исходил из того, что такая обязанность муниципальным районом не исполнена.
Этот вывод судебная коллегия считает ошибочным, поскольку он сделан при неправильном применении норм материального права, в частности, п. 14 ч. 1 ст. п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Так, право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Судом установлено, что на территории Оловяннинского района недалеко от п. Ясногорск создан полигон, на котором осуществляется деятельность по приемке, складированию и захоронению твердых бытовых отходов в соответствии с действующими нормами и правилами установленными законодательством Российской Федерации, что подтверждается документально (л.д.17-22).
Наличие на территории муниципального района "Оловяннинский район" полигона твердых бытовых отходов прокурором не оспаривается.
Таким образом, администрация Оловяннинского муниципального района выполнила возложенную законом обязанность по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Ни прокурором в заявлении, ни судом в решении не приведены нормы права, в силу которых на муниципальный район может быть возложена обязанность оборудовать на территории района еще один полигон для твердых бытовых отходов, в конкретном населенном пункте и конкретном месте.
При этом судом не учтено, что в случае отказа в даче положительного санитарно-эпидемиологического заключения на указанный в заявлении земельный участок решение суда может быть неисполнимо, что противоречит ст. 198 ГПК РФ.
Следовательно, у суда не было оснований для удовлетворения требований о приведении несанкционированной свалки в полигон для отходов производства и потребления.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с подпунктом 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного самоуправления.
Как видно из адресованной прокурору коллективной жалобы жителей поселка Золотореченск, послужившей поводом к обращению в суд с настоящим заявлением, в окрестностях поселка имеется огромное количество несанкционированных свалок, при этом администрация поселка не осуществляет очистку территории поселка от мусора. С июля 2014 года ликвидированы контейнерные площадки для сбора мусора (л.д. 6-9).
Как установлено судом и не оспаривается прокурором, на расположенном в Золотореченске земельном участке, который прокурор просит обустроить как полигон, существует несанкционированная свалка, куда администрация городского поселения производит вывоз мусора, собранного от населения.
Из чего следует, что несанкционированная свалка, расположенная в п. Золотореченск образовалась не в результате бездействия администрации района, а по причине невыполнения администрацией городского поселения "Золотореченское" обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенном пункте.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 18 ноября 2014 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований заявления прокурора Оловяннинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района "Оловяннинский район" об обязании произвести выбор и отвод земельного участка для строительства полигона для отходов производства и потребления в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства, принятию мер к устройству и оборудованию полигона, отказать.
Председательствующий А.А. Карабельский
Судьи В.В. Пичуев
П.Н. Смоляков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.