Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Иванова А. В.
судей краевого суда Погореловой Е. А.
Чайкиной Е. В.
при секретаре Фофоновой А. Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 10 марта 2015 года гражданское дело по исковому заявлению Бадмацибенова А.Г. к Государственному учреждению "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации,
по апелляционной жалобе представителя истца по доверенности Бондаренко А. О.,
на решение Центрального районного суда "адрес" от "Дата", которым постановлено: исковые требования Бадмацибенова А.Г. к Государственному учреждению "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" в пользу Бадмацибенова А.Г. компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере "данные изъяты" руб.
Взыскать с Государственного учреждения "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" в пользу Бадмацибенова А.Г. в счет возмещения расходов государственную пошлину в размере "данные изъяты" руб.
Заслушав доклад судьи Иванова А. В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Представитель Бадмацибенова А. Г. по доверенности Титова М. В. обратилась в суд с иском к ГУ "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное средство технической реабилитации, ссылаясь на следующие обстоятельства. Истец является инвалидом в связи с ампутацией нижней конечности. Он нуждается в протезе, поэтому заключил договор с ООО "Забайкальский протезно-ортопедический центр" на изготовление протеза. В соответствии с установленным порядком истец обратился к ответчику с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации, орган обязан был принять решение о выплате компенсации либо об отказе в ее выплате, однако компенсацию не произвел. На основании изложенного, представитель истца Титова М. В. просила взыскать с ГУ "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" в пользу Бадмацибенова А.Г. "данные изъяты" руб. и расходы по оплате госпошлины (л.д. 5-8).
Судом постановлено указанное выше решение (л.д. 100-103).
В апелляционной жалобе представитель истца Бондаренко А. О. просит отменить решение суда в части отказа во взыскании недоплаченной суммы компенсации, принять по делу новое решение об удовлетворении требований истца. Считает, поскольку был признан несостоявшимся аукцион, по итогам которого был заключен государственный контракт, определяющий размеры компенсации истцам, указанный контракт не может быть использован для расчета размера компенсации, который в свою очередь должен определяться уполномоченным органом по результатам заказа, размещенного последним по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации, проведенного другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, всостав которого входит соответствующий субъект РФ (л.д.107).
Истец Бадмацибенов А. Г. в суд апелляционной инстанции не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца по доверенности Бондаренко А. О., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя ответчика по доверенности Балыкину Е. В., считавшую решение суда правильным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от "Дата" N 181-ФЗ "" О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В силу положений ст. 9 названного Федерального закона под реабилитацией инвалидов понимается система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально -бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "" О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В силу части 6 статьи 11 вышеуказанного Федерального закона, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 данного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсаци, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Статьей 2 Постановления Правительства РФ от "Дата" N 240 ""О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" определено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Пунктом 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от "Дата" N 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации" предусмотрено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от "Дата" N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от "Дата" N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации "Дата" N 28858), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Бадмацибенов А. Г. является инвали "адрес" группы бессрочно.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида предусмотрено, что он нуждается в услугах реабилитации и в техническом средстве реабилитации. Так, истец Бадмацибенов А. Г. нуждается в протезе культи левой голени бессрочно.
Истец за собственные средства приобрёл техническое средство реабилитации.
"Дата" на основании договора с ООО "Забайкальский протезно-ортопедический Центр" истец Бадмацибенов А. Г. приобрёл протез голени модульный стоимостью "данные изъяты" рублей. "Дата" истец обратился к ответчику с заявлением о выплате компенсации за приобретенное средство реабилитации.
Приказом Государственного учреждения "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" принято решение о выплате истцу компенсации в размере "данные изъяты" руб ... На момент рассмотрения спора вышеуказанная сумма компенсации была перечислена истцу. Не согласившись с перечисленной суммой компенсации, истец обратился за разрешением спора в суд.
Из пояснений представителя ответчика следует, что размер компенсации истцу был определен на основании последнего по времени заключенного Государственного контракта N 2014.178826/228 от "Дата", заключённый с единственным поставщиком.
Удовлетворяя частично исковые требования о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком правомерно определен размер компенсации истцу исходя из стоимости протеза по результатам последнего по времени размещения заказа - на основании Государственного контракта от "Дата".
С приведенным выводом судебная коллегия не может согласиться, поскольку он постановлен с нарушением норм материального права и не основан на фактических обстоятельствах по делу.
Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона, аукцион в электронной форме, по итогам которого был заключён государственный контракт, на основании которого ответчиком были определены размеры компенсации истцу за самостоятельно приобретённые технические средства реабилитации был признан несостоявшимся. Поэтому контракт не мог быть использован для расчёта размера компенсации. Расчёт компенсации должен быть определён по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации, проведённого любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект РФ. Таким органом в данном случае будет являться ГУ "Новосибирское региональное отделение фонда социального страхования" РФ, заключившее "Дата" контракт ООО "Нейроортопедический центр "ОртоС". Согласно Перечня изделий к данному контракту стоимость протеза голени модульного составит "данные изъяты" руб ... Данная стоимость следует учитывать при расчёте компенсации подлежащей выплате Бадмацибенову А. Г..
Поэтому решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит изменению.
Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации инвалида за вычетом суммы "данные изъяты" руб., полученной истцом, что составит ( "данные изъяты" руб.)
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
решение Центрального районного суда "адрес" от "Дата" изменить.
Взыскать с ГУ "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" в пользу Бадмацибенова А.Г. денежную компенсацию в сумме "данные изъяты" руб..
Председательствующий Иванов А. В.
Судьи Погорелова Е. А.
Чайкина Е. В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.