Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего Чайкиной Е.В.
и судей краевого суда Погореловой Е.А.
Иванова А.В.
при секретаре Фофоновой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 12 марта 2015 года гражданское дело по иску Кустова А. Н. к Государственному учреждению "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации,
по апелляционной жалобе представителя истца
на решение Центрального районного суда г. Читы от 18 декабря 2014 года, которым постановлено исковые требования Кустова А. Н. к Государственному учреждению "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" в пользу Кустова А. Н. компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере "данные изъяты" руб.
Взыскать с Государственного учреждения "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" в пользу Кустова А. Н. в счет возмещения расходов государственную пошлину в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Заслушав доклад судьи краевого суда Чайкиной Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кустов А.Н. обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивировал его следующим. В связи ампутацией нижней конечности истец является инвалидом с диагнозом " "данные изъяты"". "Дата" Кустов А.Н., в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, приобрел протез "данные изъяты" стоимостью "данные изъяты" рублей, протез "данные изъяты" стоимостью "данные изъяты" рублей. "Дата" Кустов А.Н. обратился в ГУ "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" с заявлением о предоставлении государственной услуги по выплате компенсации за самостоятельно приобретённые технические средства реабилитации - протезы. В установленный Порядком, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2001 N 57н срок, и определенном госконтрактом от 05.05.2014 г. размере, компенсация уполномоченным органом выплачена не была. Истец просил суд взыскать с ГУ "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" компенсацию за самостоятельно приобретённые технические средства реабилитации в размере "данные изъяты" рубля, судебные расходы.
В ходе рассмотрения дела представитель истца Бондаренко А.О. исковые требования уточнил, просил суд взыскать с ГУ "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" компенсацию за самостоятельно приобретённые технические средства реабилитации в размере "данные изъяты" рублей, исходя из стоимости ТСР, установленной последним заключенным по времени Государственным контрактом N 2014.89051/370 по Алтайскому краю, судебные расходы.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Бондаренко А.О. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение и нарушение норм материального права - абзацев 1, 2 п. 4 Порядка выплаты компенсации. Считает, что поскольку принятый ответчиком для расчета компенсации госконтракт признан несостоявшимся, расчет компенсации должен был быть определен в соответствии с абз. 2 п. 1 Порядка.
Истец Кустов А.Н. в суд апелляционной инстанции не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца по доверенности Бондаренко А.О., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя ответчика по доверенности Балыкину Е.В., считавшую решение суда правильным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В силу положений ст. 9 названного Федерального закона под реабилитацией инвалидов понимается система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально -бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В силу части 6 статьи 11 вышеуказанного Федерального закона, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 данного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Статьей 2 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" определено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Пунктом 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 г. N 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации" предусмотрено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 г. N 28858), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Кустов А.Н. является инвалидом N группы бессрочно.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида предусмотрено, что он нуждается в услугах реабилитации и в технических средствах реабилитации - в протезе левой голени модульного типа и протезе левой голени для купания бессрочно.
"Дата" на основании договоров NN N с ООО " "данные изъяты"" истец Кустов А.Н. приобрёл за собственные средства протез "данные изъяты" стоимостью "данные изъяты" рублей, и протез "данные изъяты" стоимостью "данные изъяты" руб.
"Дата" истец обратился к ответчику с заявлением о выплате компенсации за приобретенные средства реабилитации.
Приказами Государственного учреждения "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" от "Дата" N N и N N приняты решения о выплате истцу компенсаций в размере "данные изъяты" руб. и "данные изъяты" руб. соответственно.
Из пояснений представителя ответчика следует, что размер компенсации истцу был определен на основании последнего по времени заключенного данным учреждением с единственным поставщиком Государственного контракта N 2014.178826/228 от 10 июля 2014 года.
Частично удовлетворяя исковые требования о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком правомерно определен размер компенсации истцу исходя из стоимости протеза по результатам последнего по времени размещения заказа - на основании Государственного контракта от 10 июля 2014 года.
С приведенным выводом судебная коллегия не может согласиться, поскольку он постановлен с нарушением норм материального права и не основан на фактических обстоятельствах по делу, и находит доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания.
Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона, аукцион в электронной форме, по итогам которого был заключён государственный контракт, на основании которого ответчиком истцу были определены размеры компенсации, был признан несостоявшимся. Поэтому контракт не мог быть использован для расчёта размера компенсации. Расчёт компенсации должен быть определён по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации, проведё Н. любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект РФ. Таким органом в данном случае будет являться ГУ "Алтайское региональное отделение фонда социального страхования" РФ, заключившее 21 мая 2014 года контракт ООО " "данные изъяты"". Согласно Технического задания к данному контракту максимальная стоимость протеза "данные изъяты" составила "данные изъяты" руб., стоимость протеза "данные изъяты" - "данные изъяты" руб. и именно такие суммы следует учитывать при расчёте компенсации, подлежащей выплате Кустову А.Н.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит изменению в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку Государственное учреждение "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции приняло решение о выплате Кустову А.Н. компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации согласно приказов от "Дата". N N и N N, указанные в приказах суммы в размере "данные изъяты" руб. и "данные изъяты" руб. подлежат зачету при определении суммы, подлежащей взысканию в пользу истца в судебном порядке.
Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация за самостоятельно приобретё Н. технические средства реабилитации инвалида за вычетом суммы "данные изъяты" руб., определенной истцу ответчиком в счет компенсации, что составит ( "данные изъяты"- "данные изъяты") "данные изъяты" руб.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Читы от 18 декабря 2014 года изменить.
Взыскать с ГУ "Забайкальское отделение Фонда социального страхования РФ" в пользу Кустова А. Н. денежную компенсацию в сумме "данные изъяты" рублей.
Взыскать с ГУ "Забайкальское отделение Фонда социального страхования РФ" в пользу Кустова А. Н. судебные расходы в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек.
Председательствующий: Чайкина Е.В.
Судьи: Погорелова Е.А.
Иванов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.