судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего Федоренко В.Б.
Судей Деева А.В., Тихоновой Т.В.
при секретаре Поповой Я.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Деева А.В. гражданское дело по иску Крутого В.Н. к Администрации Закрытого административно-территориального образования город Железногорск о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка
по апелляционной жалобе представителя Администрации ЗАТО Железногорск - Бизюковой М.Г.
на решение Железногорского городского суда Красноярского края от 20 ноября 2014 года, которым постановлено:
"Признать незаконным решение Архитектурно-планировочной комиссии Администрации ЗАТО г. Железногорск от 16.09.2014 г. N 31, утвержденное постановлением администрации ЗАТО г. Железногорск N 1712 от 22.09.2014 г. об отказе Крутому В.Н. в выборе земельного участка для строительства из земель, государственная собственность на которые не разграничена, местоположением: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, "адрес" (согласно прилагаемой схеме), для размещения объектов промышленного и коммунально-складского назначения, площадью 2080 кв.м.
Обязать Администрацию ЗАТО г. Железногорск Красноярского края рассмотреть заявление Крутого В.Н. от 05 сентября 2014 г. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта промышленного и коммунально-складского назначения, ориентировочным местоположением: "адрес" (согласно прилагаемой схеме), площадью 2080 кв.м., в соответствии с действующим законодательством.
В остальной части исковых требований Крутому В.Н. отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Крутой В.Н. обратился в суд с иском к Администрации ЗАТО г. Железногорск о признании недействительным решения Архитектурно-планировочной комиссии ЗАТО Железногорск от 16.09.2014 г. N 31, утвержденного постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск N 1712 от 22.09.2014 г., об отказе в выборе земельного участка для строительства объектов из земель, находящихся в муниципальной собственности, местоположением: "адрес" и предварительном согласовании места размещения объектов промышленного и складского назначения на земельном участке площадью 2080 кв.м. Требования мотивировал тем, что 05.09.2014 г. обратился к ответчику с заявлением о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта на указанном земельном участке. В соответствии с решением комиссии в выборе земельного участка отказано, поскольку комиссией принято решение о формировании испрашиваемого земельного участка и проведении торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды данного земельного участка. Отказ заявитель считает незаконным, поскольку на момент рассмотрения заявления участок не был сформирован. В связи с чем, просил признать незаконным отказ в выборе и предварительном согласовании места размещения объекта, возложив на ответчика обязанность рассмотреть заявление о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объектов на указанном земельном участке в соответствии с действующим законодательством.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации ЗАТО Железногорск - Бизюкова М.Г. просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что при рассмотрении заявления истца архитектурно-планировочная комиссия фактически отказала в выборе земельного участка, а не в предварительном согласовании места размещения объектов. При этом суд не проверил заявление истца на соответствие требованиям ч.1 ст. 31 ЗК РФ. Также судом не дана оценка доводам ответчика о нахождении испрашиваемого земельного участка в зоне территорий общего пользования, на которые распространяется градостроительный регламент, в связи с чем, ответчик не вправе осуществить выбор испрашиваемого земельного участка, поскольку будут нарушены нормы Градостроительного кодекса РФ.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель МКУ "УИЗиЗ", извещался о рассмотрении дела заказным письмом (л.д. 89), не явился представитель Администрации ЗАТО Железногорск, извещался о рассмотрении дела заказным письмом (л.д. 90), не явился Крутой В.Н., извещался о рассмотрении дела лично, о чем в материалах дела имеется расписка (л.д. 88), в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных о слушании дела.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 11 ЗК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 30 ЗК РФ в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
На основании ст. 31 ЗК РФ в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Пунктом 1 статьи 36 Устава МО ЗАТО Железногорск установлено, что администрация ЗАТО г. Железногорск является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления ЗАТО Железногорск и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края.
В соответствии с главой 3 Положения "О порядке подготовки и согласования муниципальных правовых актов Администрации ЗАТО г. Железногорск о приобретении и прекращении прав на земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Железногорск Красноярского края", а также на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 14.06.2009 г. N1170 п, определен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно п. 2.1. Положения предоставление земельных участков для строительства с Предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется в соответствии с Действующим законодательством в следующем порядке:
- выбор земельного участка для строительства и принятие решения о предварительном Согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее по тексту - кадастровые работы), осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в МУ "Управление имуществом, землепользования и землеустройства" с заявлением на имя Главы ЗАТО г. Железногорск о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (п. 2.2).
В заявлении указываются: - сведения о заявителе; - назначение предполагаемого объекта строительства; - предполагаемое место его размещения; - обоснование примерного размера земельного участка; - испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению прилагаются следующие документы: - копия документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); - копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей; - копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя заявителя - в случае, если заявитель действует через доверенное лицо.
К заявлению в обязательном порядке прилагаются схема размещения объекта в границах ЗАТО Железногорск, сведения о технических и функциональных характеристиках объекта: могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2.5 Положения, рассмотрение возможных вариантов выбора места размещения объекта на заседании АПК включает в себя:
рассмотрение вопроса о соответствии предполагаемого размещения объекта действующим градостроительным нормам и правилам: рассмотрение вопроса о соответствии функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой предполагается его размещение;
обсуждение осмотра градостроительной ситуации на местности и установление фактов наличия на предполагаемом к размещению объекта земельном участке объектов недвижимого имущества, в том числе инженерных сетей, а также временных объектов;
рассмотрение вопроса о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Осмотр градостроительной ситуации на местности проводится специалистами МУ "Управление имуществом, землепользования и землеустройства" совместно со специалистами Управления градостроительства Администрации ЗАТО г. Железногорск и в необходимых случаях - совместно со специалистами иных структурных подразделений Администрации. По результатам изучения ситуации составляется Акт обследования земельного участка, который подписывается всеми специалистами, осуществляющими изучение данной ситуации. Если по результатам рассмотрения представленных материалов АПК принято решение об отказе в согласовании размещения объекта, секретарь АПК в шестидневный срок подготавливает выписку из протокола заседания АПК и выдает ее заявителю в семидневный срок с момента принятия решения об отказе на АПК.
Как следует из материалов дела, 05.09.2014 г. Крутой В.Н. обратился в Администрацию ЗАТО г. Железногорск с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта промышленного и коммунально-складского назначения, ориентировочное местоположение выбираемого земельного участка: в 20 метрах от земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"
В соответствии с протоколом заседания архитектурно-планировочной комиссии ЗАТО Железногорск (далее - АПК) от 16.09.2014 г., утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 22.09.2014 г. N 1712, Крутому В.Н. отказано в выборе земельного участка для строительства из земель, государственная собственность на которые не разграничена, местоположением указанным выше, так как комиссией принято решение о формировании испрашиваемого земельного участка и проведении торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды данного земельного участка.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о признании незаконным решения архитектурно-планировочной комиссии ЗАТО Железногорск от 16.09.2014 г., утвержденного Постановлением администрации ЗАТО г. Железногорск от 22.09.2014 г. N 1712, которыми Крутому В.Н. отказано в выборе земельного участка для строительства объекта из земель, государственная собственность на которые не разграничена, местоположением: в 20 метрах от земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" судебная коллегия исходит из того, что не могло являться основанием к отказу в выборе земельного участка принятие решения о формировании земельного участка и о проведении торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды данного земельного участка, поскольку на дату принятие решения участок не был сформирован, что исключает его предоставление путем проведения торгов.
Согласно ст. 38 ЗК РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть только сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
На основании ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законам.
По смыслу положений Земельного кодекса и Федерального закона от 24.07.2007 N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок сформирован ответчиком, суду не представлено.
Таким образом, на момент принятия решения об отказе Крутому В.Н. в выборе земельного участка в связи с принятием решения о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды испрашиваемого земельного участка, испрашиваемый земельный участок не был сформирован.
В связи с чем, отказ Администрации ЗАТО г. Зеленогорск в удовлетворении заявления Крутого В.Н. по указанному основанию не соответствует требованиям закона.
При этом, судебная коллегия не принимает доводы жалобы о необходимости проверки представленного Крутым В.Н. заявлениям и приложенных к нему документов на соответствие требованиям закона, поскольку названные обстоятельства, как следует из решения Архитектурно-планировочной комиссии ЗАТО Железногорск от 16.09.2014 г., не являлись основанием к отказу в выборе земельного участка
Кроме того, из материалов дела усматривается, что ответчиком, в нарушение Постановления Администрации ЗАТО г. Железногорск от 14.06.2009 г. N1170 п "О порядке подготовки и согласования муниципальных правовых актов Администрации ЗАТО г. Железногорск о приобретении и прекращении прав на земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Железногорск Красноярского края" при рассмотрении заявления Крутого В.Н., не производился осмотр градостроительной ситуации на местности, по результатам которого не составлялся акт осмотра, что так же свидетельствует о незаконности принятого решения и преждевременности содержащихся в нем выводов.
При указанных выше обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о признании незаконным принятого акта об отказе в выборе земельного участка и возложении на ответчика обязанности провести рассмотрение заявления Крутого В.Н. в соответствии с требованиями закона.
Доводы апелляционной жалобы представителя Администрации ЗАТО Железногорск - Бизюковой М.Г. не основаны на фактических обстоятельствах и материалах дела, являлись предметом исследования суда первой инстанции, которым оценены и мотивированы в решении, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Таким образом, судом первой инстанции всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, им дана должная правовая оценка, верно применены нормы материального права и вынесено законное решение
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железногорского городского суда Красноярского края от 20 ноября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации ЗАТО Железногорск - Бизюковой М.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.