Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Пащенко Н.В. и судей коллегии Нимаевой О.З., Назимовой П.С., при секретаре Помишиной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 16 февраля 2015 г. дело
по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия Жамбаловой Р.Д. на решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 28 октября 2014 года, которым постановлено:
Удовлетворить заявление Шубиной Н.М. о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия в государственной регистрации права собственности на нежилое здание
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия в государственной регистрации права собственности Шубиной Н.М. на нежилое здание -магазин с кадастровым номером: ... , площадью 339 кв.м, расположенное на земельном участке площадью ... кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения объектов торговли (магазина), находящееся по адресу: " ... "
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности Шубиной Н.М. на нежилое здание - магазин с кадастровым номером: ... , площадью ... кв.м, расположенное на земельном участке площадью ... кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения объектов торговли (магазина), находящееся по адресу: " ... "
Заслушав доклад судьи Пащенко, выслушав представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия Мухину С.Н., Хандархаеву Т.Н., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шубина обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (Управления Росреестра по Республике Бурятия) в государственной регистрации права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу : " ... ".
Заявление мотивировано тем, что Тункинский отдел Управления Росреестра по Республике Бурятия незаконно отказывает в регистрации права собственности Шубиной на указанное здание магазина, построенное заявительницей на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке с кадастровым номером ... с получением необходимых разрешений на строительство и ввод здания в эксплуатацию.
Как следует из материалов дела и из сообщения об отказе в государственной регистрации права от 3.10.2014г., основанием для принятия Управлением Росреестра по Республике Бурятия обжалуемого решения, послужило отсутствие у Шубиной разрешения на строительство и разрешения на ввод здания в эксплуатацию, выданных Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Доводы о необходимости представления указанных документов обоснованы тем, что строительство нежилого здания магазина осуществлено Шубиной на землях, входящих в состав Национального парка "Тункинский", который имеет статус особо охраняемой природной территории федерального значения и находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В судебное заседание Шубина не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель Шубиной Сычева поддержала заявленное требование, пояснила, что земельный участок находится в собственности заявительницы, имеет вид разрешенного использования - для размещения объекта торговли. Для регистрации права на возведенное Шубиной здание магазина заявительница представила разрешение на строительство и ввод здания в эксплуатацию, выданные администрацией МО "Тункинский район", которых, как полагает Шубина, было достаточно для совершения регистрационных действий.
Обосновывая свои требования, Шубина в исковом заявлении и представитель заявительницы Сычева О.Н. в судебном заседании ссылались на то, что отказ в регистрации права необоснованно ограничивает Конституционные права Шубиной на использование земельного участка и на возведение на нем объектов недвижимости, нарушает правовую определенность и предсказуемость в сфере гражданского оборота, не соответствует положениям закона об обязательности регистрации права, указывали на то, что действующим законодательством допускается нахождение в границах особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих иным пользователям, использование земельных участков по их целевому назначению не противоречит целям создания и функционирования национальных парков, совершение регистрационных действий в отношении спорного объекта недвижимости не нарушает прав и законных интересов национального парка "Тункинский".
Представители Управления Росреестра по Республике Бурятия в суд не явились. В отзыве на заявление просили отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя тем, органы местного самоуправления не наделаны полномочиями выдавать разрешение на строительство и на ввод в эксплуатацию здания, построенного на землях особо охраняемой природной территории, находящейся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Представитель ФГБУ "Национальный парк "Тункинский" Бардуев Б.Г. поддержал заявление Шубиной, пояснив, что возведенный заявительницей объект недвижимого имущества не нарушает цели и задачи национального парка.
По мнению Бардуева, Минприроды Российской Федерации согласовывает разрешение на строительство объектов недвижимости, которые могут оказать негативное воздействие на экологические системы, национального парка, магазин Шубиной не создает угрозы негативного воздействия на экологию.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия Жамбалова просит его отменить, ссылаясь на письмо Минприроды России от 08.05.2014 г. N 12-50/2377-05, подтверждающее позицию Росреестра и на ошибочность вывода суда о том, что положения ст. 51 Градостроительного кодекса в части выдачи разрешений на строительство органом, в ведении которого находится особо охраняемая природная территория, распространяются только на земли, имеющие категорию особо охраняемой природной территории, поскольку, по мнению автора жалобы, из ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что полномочия соответствующих органов определяется в зависимости от того, расположен ли объект в границах особо охраняемой территории, а не в зависимости от того, к какой категории относится земельный участок. В жалобе также указывается, что особо охраняемая природная территория может включать в себя земельные участки различных категорий, в состав национального парка "Тункинский" включены земли и земельные участки различных категорий, в том числе земли населенных пунктов, отсутствие в кадастровом паспорте сведений о нахождении земельного участка в пределах особо охраняемых территорий не является основанием для не применения к нему режима земель особо охраняемых территорий.
В суде апелляционной инстанции Хандархаева и Мухина поддержали доводы жалобы.
Шубина в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд сослался на то, что земельный участок, на котором находится объект недвижимости, регистрацию которого просит осуществить заявительница, находится в собственности Шубиной; отказ в регистрации права со ссылкой на исключительное право национальных парков приобретать находящиеся в его границах земельные участки, является необоснованным в связи с изменением законодательства; участок Шубиной не относится к категории земель охраняемых природных территорий и для возведения на нем объекта недвижимости не требуется заключение государственной экспертизы и экологической экспертизы проектной документации, которое требуется при строительстве объектов недвижимости на земельных участках, относящихся к категории земель особо охраняемых природных территорий.
Согласно выводов решения отказ в регистрации не соответствует правовым принципам гражданского оборота и нарушает права Шубиной на использование земельного участка по назначению.
Однако указанные ссылки и выводы суда не подтверждают законности и обоснованности принятого решения.
Нахождение земельного участка в собственности Шубиной не свидетельствует о том, что этот участок находится вне границ территории Национального парка и соответственно не свидетельствует о том, что строительство Шубиной осуществлено не на особо охраняемой природной территории.
Обжалуемый отказ в регистрации права не содержит ссылок на нормы об исключительном праве национального парка на приобретение недвижимости, поэтому довод решения об изменении законодательства в данной части не имеет отношения к делу.
Выводы суда об отсутствии необходимости проведения экологической экспертизы, не доказывают необоснованности довода регистрирующего органа о том, что органы местного самоуправления в данном случае не вправе выдавать разрешение на строительство и на ввод здания в эксплуатацию.
Поскольку вывод решения о незаконности отказа в регистрации права не подтвержден доказательствами и не основан на нормах права, решение суда подлежит отмене.
Принимая новое решение по делу, коллегия полагает, что заявление Шубиной удовлетворению не подлежит в связи с тем, что отказ регистрирующего органа в регистрации права отвечает требованиям закона.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов) выдается федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.
То обстоятельство, что село " ... " находится в границах национального парка Тункинский никем не оспаривается и подтверждено Постановлением Совета министров РСФРС от 27.05.1991 г. N282 "О создании национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР", согласно которого в состав национального парка были включены земли населенных пунктов без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, а также Постановлением Совета Министров Бурятской ССР от 31.12.1991г. N353 "О создании государственного природного национального парка "Тункинский" министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР", схемой организации и развития Тункинского национального природного парка, из которых следует, что государственный природный парк "Тункинский" создан в границах Тункинского административного района Бурятской ССР (Республики Бурятия), на территории которого расположено село " ... ".
Как следует из имеющихся в деле документов, здание магазина Шубиной возведено на земельном участке, находящемся в границах села " ... ", соответственно участок заявительницы расположен в границах национального парка "Тункинский" и на его территории.
Поскольку территория национального парка Тункинский имеет статус особо охраняемой природной территории, установленный согласно п.5 ст.12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и распоряжений Правительства Российской Федерации 31.12.2008 г. N2056-р, N2055-р, является обоснованным довод представителей Росреестра о том, что участок Шубиной находится в границах особо охраняемой природной территории федерального значения, которая находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
С учетом приведенных правовых норм является правомерным утверждение представителей ответчика о том, что разрешение на строительство магазина и разрешение на ввод здания в эксплуатацию на земельном участке Шубиной, расположенном в границах особо охраняемой природной территории, должно быть выдано Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Поскольку такие разрешения при регистрации права Шубиной представлены не были, отказ Управления Росреестра по Республике Бурятия в государственной регистрации права собственности заявительницы на здание магазина, расположенное в границах особо охраняемой природной территории, является правомерным.
При этом толкование содержания ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не позволяет сделать вывод о том, что его положения в применяемой части касаются только земельных участков, имеющих категорию особо охраняемой природной территории и не относятся к участкам, расположенным в границах особо охраняемой природной территории, но относящимся к другим категориям земель.
Учитывая, что требование о выдаче разрешения на строительство, осуществляемое в границах особо охраняемых природных территорий, федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория, установлено законом, не могут быть приняты во внимание доводы Шубиной о нарушении и ограничении ее Конституционных прав.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Отменить решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 28 октября 2014 года и принять по делу новое решение : отказать в удовлетворении заявления Шубиной Н.М. о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия в государственной регистрации права собственности на нежилое здание магазина, находящееся по адресу: " ... ".
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.