Судья Приморского краевого суда Кубатова О.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Лапенко В.Е. - Шепчугова И.П. на решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 11 декабря 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - начальника отдела транспортной безопасности, режима и охраны ООО " ВСК" Лапенко В.Е.,
УСТАНОВИЛА:
постановлением УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 08 сентября 2014 года должностное лицо - начальник отдела транспортной безопасности, режима и охраны ООО " ВСК" Лапенко В.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 11 декабря 2014 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба Лапенко В.Е. - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, защитник Лапенко В.Е. - Шепчугов И.П. подал жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, ознакомившись с жалобой, выслушав пояснения защитника Лапенко В.Е.- Хлопенюка А.В., прихожу к следующим выводам.
Ответственность по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствие со статьей 8 ФЗ "О транспортной безопасности" от 9.02.2007 г. требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Согласно Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 г. N41, субъект транспортной инфраструктуры обязан проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу (п.5.11),
осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации (п.5.13),
образцы пропусков всех видов согласовывать с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (п.5.31.23).
Вышеуказанные Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (п.2) и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС, используемых в целях торгового мореплавания или судоходства (п.4).
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ходе плановой документарной проверки, проведенной на основании распоряжения Врио начальника УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 19 июня 2014 года N 707-р и от 26 июня 2014 года N 748-р, в отношении ООО " ВСК", установлено следующее.
В нарушение ст.8 ФЗ от 09.02.2007 года N16-ФЗ, п. 5.11 Приказа Минтранса России от 08.02.2011года N 41, не проверены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу, а именно: отсутствуют справки со сведениями о судимости (в том числе погашенной и снятой) на территории Российской Федерации лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности согласно Перечню персонала, задействованного в работах, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ (План обеспечения ТБ, табл. 24, раздел 7.4), а именно - начальник отдела ТБ, режима и охраны (лицо, ответственное за обеспечение ТБ в субъекте транспортной инфраструктуры и на объекте транспортной инфраструктуры) - Лапенко В.Е., специалист по обслуживанию ИТС охраны.
В нарушение ст.8 ФЗ от 09.02.2007 года N 16-ФЗ,
п. 5.13 Приказа Минтранса России от 08.02.2011 года N 41, не осуществлена специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации, а именно, отсутствует Удостоверение о повышении квалификации лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры.
В нарушение ст.8 ФЗ от 09.02.2007 года N 16-ФЗ,
п. 5.31.23. Приказа Минтранса России от 08.02.2011года N 41, образцы пропусков не согласованы с
уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной
власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление, судья городского суда пришел к выводу об обоснованности привлечения Лапенко В.Е. к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья исходил из того, что Лапенко В.Е. с 01.06.2011 года назначен должностным лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности на объектах ООО " ВСК".
Между тем, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Факт привлечения юридического лица к административной ответственности не является безусловным основанием для привлечения к административной ответственности должностного лица за то же деяние. Необходимость установления вины правонарушителя для привлечения должностного лица к ответственности прямо предписана пунктом 3 статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В нарушение требований указанной нормы, достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии вины в действиях Лапенко В.Е. установлено не было.
Вывод должностного лица административного органа и судьи городского суда о нарушении Лапенко В.Е. пункта 5.11 Приказа Минтранса России от 08.02.2011 года N41 - не проверены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 и статьи 8 ФЗ "О транспортной безопасности" опровергается материалами дела. Из ответа ИЦ УВД по Приморскому краю от 30 мая 2011 года на запрос ООО " ВСК" об отсутствии сведений о наличии не снятой или не погашенной судимости (л.д.94), следует, что сведения о наличии судимости были запрошены и был дан ответ. Данные сведения запрашивались заместителем генерального директора В.Г. Гавриловым.
Кроме того, Лапенко В.Е., являясь начальником отдела транспортной безопасности, режима и охраны, не уполномочен самостоятельно запрашивать справки о судимости, как и не уполномочен согласовывать образцы пропусков с
уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной
власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, поскольку данные полномочия должны быть делегированы доверенностью, выданной ему руководителем юридического лица.
Что касается нарушения Лапенко В.Е. статьи 8 ФЗ от 09.02.2007 года N 16-ФЗ,
пункта 5.13 Приказа Минтранса России от 08.02.2011 года N 41 в части не осуществления специальной профессиональной подготовки, повышения квалификации, за данное нарушение нести административную ответственность Лапенко В.Е. как должностное лицо - начальник отдела транспортной безопасности, режима и охраны, не может, поскольку направить работника на повышение квалификации и специальной профессиональной подготовки -обязанность работодателя, работник по своей инициативе не может исполнить обязанность по повышению квалификации.
В силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Фактически в материалах дела отсутствуют безусловные доказательства совершения Лапенко В.Е. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, по делу имеются неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, которые в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ должны толковаться в его пользу.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление от 08 сентября 2014 года, решение от 11 декабря 2014 года подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛА:
постановление УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 08 сентября 2014 и решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 11 декабря 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - начальника отдела транспортной безопасности, режима и охраны ООО " ВСК" Лапенко В.Е., отменить.
Производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья О.А. Кубатова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.