судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Ковалева С.А.
судей Марченко О.С., Шароглазовой О.Н.
при секретаре Ким Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе ответчика ОАО "Российские железные дороги"
на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 16 октября 2014 года, которым исковые требования удовлетворены.
НА ОАО "РЖД" возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить решение федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта об открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования на перегоне Махалино - Камышовая - Хунчунь ОАО "РЖД".
Заслушав доклад судьи Марченко О.С., выслушав объяснения представителя ответчика Урывской О.Ф., прокурора Демидо Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приморский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги", указав, что Приморской транспортной прокуратурой проведена проверка законности эксплуатации железнодорожных путей общего пользования Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги ОАО "РЖД", в частности железнодорожного пограничного перехода Камышовая (Россия) - Хуньчунь 8 (КНР) на перегоне Махалино - Камышовая - Хуньчунь. В ходе проверки установлено, что 17.08.2011 ОАО "РЖД" оформило право собственности на объект незавершенного строительства "Новая железнодорожная линия Камышовая - Хуньчунь". После приобретения данного объекта ОАО "РЖД" проведена Модернизация железнодорожной линии Махалино - Камышовая -Хуньчунь Дальневосточной железной дороги". Актом определения технической годности новых железнодорожных путей общего пользования к вводу во временную эксплуатацию от 01.08.2013 приемочной комиссией принято решение об открытии модернизированных железнодорожных путей общего пользования во временную эксплуатацию для пропуска демонстрационного поезда со скоростью до 25 км/ч. Несмотря на открытие данных железнодорожных путей для пропуска данного демонстрационного поезда с ограниченной скоростью движения, в настоящее время ОАО "РЖД" эксплуатирует железнодорожный путь на перегоне Махалино - Камышовая - Хуньчунь на регулярной основе для пропуска грузовых составов в КНР. Так, с декабря 2013 года по 01.03.2014 на участке Махалино - Камышовая - Хуньчунь пропущено 0,61 пар грузовых поездов в сутки. Ссылаясь на нарушения ответчиком положений Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Приказ Минтранса России от 01.02.2013 N 20, которым утвержден Административный регламент Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по принятию решений об открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования на основании предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которым принадлежат указанные железнодорожные пути, указывает, что до настоящего времени обращение владельца инфраструктуры - ОАО "РЖД" в федеральный орган исполнительной власти - Федеральное агентство железнодорожного транспорта не поступило. Таким образом, в настоящее время ОАО "РЖД" эксплуатирует вышеуказанные железнодорожные пути общего пользования на перегоне Махалино - Камышовая - Хуньчунь незаконно - в отсутствие решения уполномоченного государственного органа. Поскольку нарушение порядка введения в эксплуатацию железнодорожных путей общего пользования на перегоне Махалино - Камышовая - Хуньчунь ОАО "РЖД" угрожает безопасности движения железнодорожного транспорта и может повлечь причинение вреда жизни, здоровью, имуществу неопределенного круга граждан и юридических лиц, просит суд обязать ОАО "РЖД" в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить решение федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта об открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования на перегоне Махалино - Камышовая - Хунчунь ОАО "РЖД".
В судебном заседании помощник транспортного прокурора Рязанова О.М. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Щарубина Н.С. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что открытие движения через железнодорожный пункт пропуска Махалино (Камышовая) - Хунчунь было осуществлено в соответствии с действующим законодательством по состоянию на момент открытия пункта, в частности в соответствии с Правилами приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов железнодорожного транспорта и метрополитенов, утвержденных министром путей сообщения СССР 11.09.1981 на основании акта государственной межведомственной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством пускового комплекса международного железнодорожного пункта пропуска Камышовая - Хуньчунь от 11.08.1998. Доказательств наличия угрозы безопасности путей на данном перегоне прокурором не представлено.
Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласился ответчик, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика Урывская О.Ф. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Прокурор Демидо Е.В. полагал решение суда законным и обоснованным.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 17.08.2011 ОАО "РЖД" является собственником объекта незавершенного строительства "Новая железнодорожная линия Камышовая - Хуньчунь". ОАО "РЖД" проведена модернизация железнодорожной линии "Махалино - Камышовая - Хуньчунь" Дальневосточной железной дороги.
Приемочной комиссией 01.08.2013 принято решение об открытии модернизированных железнодорожных путей общего пользования во временную эксплуатацию для пропуска демонстрационного поезда со скоростью 25 км/ч.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 10.01.2003 N 17- ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", открытие для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании предложений владельцев инфраструктур, которым принадлежат указанные железнодорожные пути.
Между тем, в нарушение положений указанной статьи, решение федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по открытию для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования на перегоне Махалино - Камышовая - Хуньчунь ОАО "РЖД" не выносилось.
Приказом Минтранса России от 01.02.2013 N 20 утвержден Административный регламент Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по принятию решений об открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования на основании предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которым принадлежат указанные железнодорожные пути.
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
ОАО "РЖД", являющееся владельцем инфраструктуры, которому принадлежат указанные железнодорожные пути на перегоне Махалино - Камышовая - Хуньчунь, в федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта не обращался, что не отрицалось в судебном заседании представителем ОАО "РЖД".
Согласно сведениям Владивостокского центра организации работ железнодорожных станций структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" в настоящее время на спорном участке пути Махалино - Камышовая - Хуньчунь осуществляется движение грузовых поездов, в среднем по 15 пар в месяц.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что ОАО "РЖД" эксплуатирует железнодорожные пути с нарушением требований законодательства в сфере железнодорожного транспорта.
Судебная коллегия находит такое суждение по делу верным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что приемка в эксплуатацию законченного строительством пускового комплекса международного железнодорожного пункта пропуска Камышовая - Хуньчунь осуществлена 11.08.1998, таким образом, на данный объект не распространяются требования Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" и Административного регламента, отклоняются судебной коллегией.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "РЖД" проводилась модернизация железнодорожной линии Махалино - Камышовая - Хуньчунь Дальневосточной железной дороги, в связи с чем, ОАО "РЖД" в порядке, предусмотренном действующим законодательством, решением приемочной комиссии от 01.08.2013 было разрешено открытие железнодорожных путей во временную эксплуатацию для пропуска демонстрационного поезда со скоростью 25 км/ч.
Наличие указанного решения приемочной комиссии свидетельствует о том, что модернизация железнодорожных путей влечет необходимость получения решения федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта об открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования в соответствии с требованиями Федерального закона "О железнодорожном транспорте в РФ".
При таких обстоятельствах вывод суда о необходимости получения такого решения является правомерным.
Ссылки в жалобе на отсутствие доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Учитывая, что железнодорожные пути являются зонами повышенной опасности, а при принятии уполномоченным органом решения об открытии их к постоянной эксплуатации проверяется соответствие железнодорожных путей требованиям действующего законодательства, сама по себе эксплуатация путей при отсутствии такого решения угрожает безопасности движения железнодорожного транспорта и может повлечь причинение вреда жизни, здоровью, имуществу неопределенного круга граждан и юридических лиц.
Указание в жалобе на недостаточность срока, установленного судом для исполнения решения, не может повлечь за собой отмену решения, поскольку ОАО "РЖД" не лишено возможности обратиться в порядке, установленном статьей 203 ГПК РФ, за рассрочкой или отсрочкой исполнения решения суда.
Выводы суда подробно мотивированы и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
В апелляционной жалобе не приведено обстоятельств, которые указывали бы на наличие предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене или изменению решения суда. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Исходя из изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 16 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.