Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Коченковой Л.Д.
судей Лиджиева С.В. и Панасенко Г.В.
при секретаре Эрендженове М.В.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Тугульчиева Э.А., Тугульчиевой Ц.А. и Убушаевой А.В. к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительству Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия о предоставлении государственного жилищного сертификата по апелляционной жалобе истцов на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 ноября 2014 г.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения Тугульчиевой Ц.А., представителя истцов Бадмаева Х.И., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя ответчиков Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации Андропова А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тугульчиев Э.А., Тугульчиева Ц.А. и Убушаева А.В. обратились в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя свои требования следующим. Их семья в составе 3 человек признана пострадавшей от затопления водами Каспийского моря и включена в список лишившихся жилья граждан Республики Калмыкия на получение государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС) под N " ... ". Список утвержден постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11 июля 2000 г. за N " ... ". Вопрос об отселении их семьи на протяжении 19 лет не решен, ГЖС им не выдан, иное жилье не предоставлено. Просили обязать Правительство Республики Калмыкия направить в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) список на получение ГЖС для жителей Лаганского района, лишившихся жилья в результате затопления водами Каспийского моря в 1995 г., утвержденный постановлением Правительства РК от 11 июля 2000 г. N " ... " в отношении Тугульчиева Э.А., Тугульчиевой Ц.А., Убушаевой (Матвеевой) А.В.; обязать МЧС России после согласования указанного списка внести в Правительство РФ проект распоряжения о выдаче Тугульчиеву Э.А., Тугульчиевой Ц.А., Убушаевой (Матвеевой) А.В. государственного жилищного сертификата; обязать Правительство РФ после получения проекта распоряжения о выдаче Тугульчиеву Э.А., Тугульчиевой Ц.А., Убушаевой (Матвеевой) А.В. государственного жилищного сертификата принять решение и направить его в Минфин России; обязать Минфин России направить через Государственную фельдъегерскую службу РФ в Правительство РК бланк сертификата с целью последующей передачи Министерству финансов РК; обязать Минфин РК осуществить заполнение сертификата в отношении Тугульчиева Э.А., Тугульчиевой Ц.А., Убушаевой (Матвеевой) А.В. и осуществить последующую выдачу им сертификата.
Истцы Тугульчиев Э.А., Тугульчиева Ц.А., Убушаева (Матвеева) А.В., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Представитель Тугульчиевой Ц.А. - Бадмаев Х.И. поддержал уточненные исковые требования, пояснив, что срок давности истцами не пропущен, так как о нарушении своего права на обеспечение жильем истцы узнали после окончания в 2013 году Федеральной целевой программы "Юг России", в ходе исполнения которой жилье им не предоставлено.
Представитель Правительства РФ в судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, действующего по поручению Правительства РФ, Непомнящий А.Ю. в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель МЧС России Обушиев С.П. исковые требования не признал, указав, что достоверных сведений о регистрации и проживании истцов Тугульчиева Э.А. и Убушаевой (Матвеевой) А.В. по адресу: " ... " во время затопления не имеется.
Представитель Минфина России Андропов А.Н. исковые требования не признал, а также заявил ходатайство о пропуске истцами срока исковой давности.
Представитель Правительства РК Манкирова Г.В. исковые требования не признала, пояснив, что все необходимые меры по обеспечению истцов сертификатом Правительство РК приняло, не уклонялось от обязанности, предусмотренной федеральным законодательством, от составления списков и направления их в соответствующие органы. Постановлением Правительства РК от 11 июля 2000 г. истцы включены в соответствующий список. Правительством РК в адрес Правительства РФ направлялись обращения о возможности положительно решить вопрос о дополнительном выпуске 236 государственных жилищных сертификатов с последующим погашением их из Резервного фонда РФ на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Законодательством не закреплена обязанность органа государственной власти субъекта РФ повторно направить в соответствующие органы списки граждан для получения государственных жилищных сертификатов.
Представитель Министерства финансов РК в судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица Лаганского ГМО Республики Калмыкия в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом указал, что денежные средства на приобретение или строительство жилья не выделялись, ГЖС в рамках ФЦП "Юг России" не выдавались.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 ноября 2014 г. в удовлетворении исковых требований Тугульчиева Э.А., Тугульчиевой Ц.А. и Убушаевой А.В. отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывают, что нормативные акты, регламентирующие выдачу ГЖС, продолжают свое действие и в настоящее время. Списки граждан на получение ГЖС никем не оспорены. Дом по адресу: " ... " в установленном порядке уполномоченными органами признан непригодным для проживания, и тот факт, что и сейчас истцы продолжают в нем проживать, не свидетельствует о его соответствии требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Ссылка суда на отсутствие регистрации на момент затопления и по настоящее время в указанном домовладении, не свидетельствует о не проживании истцов по данному адресу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Отказывая в заявленных требованиях Тугульчиева Э.А., Тугульчиевой Ц.А. и Убушаевой А.В. суд первой инстанции исходил из того, что право на получение государственного жилищного сертификата имеют лица, которые проживали в жилом помещении на момент его затопления, и в отношении которых государством приняты обязательства по обеспечению их ГЖС. Однако, как установлено в судебном заседании, Тугульчиева Ц.А. имеет в собственности квартиру и жилой дом, в связи с чем, не нуждается в жилом помещении. Тугульчиев Э.А. и Убушаева А.В. на момент затопления в доме по адресу: " ... " не проживали. При таких обстоятельствах право на получение государственного жилищного сертификата на состав семьи из трех человек истцы не имеют.
С выводами суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Тугульчиева Э.А., Тугульчиевой Ц.А. и Убушаевой А.В. следует согласиться.
Согласно статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Правоотношения по обеспечению граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия регулируются Постановлением Правительства РФ от 07 июня 1995 г. N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 897 "Об оказании государственной поддержки в приобретении жилья гражданам, жилье которых оказалось на затопленных Каспийским морем территориях", Порядком и условиями выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561), утвержденными МЧС России, Минстроем РФ и Минфином РФ 10 июля 1995 года, Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 г N 982.
Указанными нормативно-правовыми актами регламентированы процедура, порядок, условия выдачи ГЖС, порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 07 июня 1995 г. N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта.
Исходя из указанной правовой нормы, жилое помещение, в котором проживали граждане, должно быть единственным, в связи с чем, подлежат установлению, в том числе, такие юридически значимые обстоятельства, как регистрация заявителей в утраченном жилом помещении и их постоянное проживание в указанном жилище на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.
Как установлено судом, в списки на получение государственного жилищного сертификата для жителей Лаганского района Республики Калмыкия до 1999 года истцы не входили. 10 сентября 1999 г. за N " ... " в адрес МЧС России направлен дополнительный список на получение государственного жилищного сертификата жителей Лаганского района Республики Калмыкия, в котором под N " ... " значится семья из трех человек: Тугульчиев Э.А., Тугульчиева Ц.А., Убушаева (Матвеева) А.В. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11 июля 2000 г. N " ... " под N " ... " в Список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, жилье которых оказалось на затопленных Каспийским морем территориях, включена семья Тугульчиевых в составе 3 человек. Указанным постановлением решено просить Правительство РФ выделить Правительству РК ГЖС в количестве 236 штук для предоставления гражданам, жилье которых оказалось на затопленных Каспийским морем территориях. Как следует из письма Правительства РК от 17 марта 2000 г. в адрес первого заместителя Председателя Правительства РФ направлялось письмо-просьба о разрешении вопроса о дополнительном выпуске 236 жилищных сертификатов с последующим погашением их из Резервного фонда РФ на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Согласно паспортным данным истцов и справке Администрации Лаганского ГМО РК от 29 октября 2014 г. за N " ... " Тугульчиева Ц.А., " ... " г.р., зарегистрирована по месту жительства по адресу: " ... " с 5 ноября 1991 г.; Тугульчиев Э.А., " ... " г.р., зарегистрирован по указанному адресу со 2 июня 1998 г.; Матвеева (Убушаева) А.В., " ... " г.р., - с 26 мая 1998 г. по 22 июля 2009 г.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В силу статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся его супруг, а также дети и родители данного собственника и другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, которые вселены собственником в качестве членов семьи.
Как следует из копии паспорта, свидетельства о рождении Матвеевой А.В., она родилась " ... " г. Ее родителями являются М.В.Т. и М.С.Б. Матвеева А.В. является племянницей Тугульчиевой Ц.А. и Тугульчиева Э.А. Согласно Справке Лаганского ГМО РК от 29 октября 2014 г. Матвеева А.В. со своей матерью М.С.Б. проживали по месту жительства по адресу: " ... " с 26 мая 1998 г. по 22 июля 2009 г. То есть регистрация истицы Убушаевой (Матвеевой) А.В. произведена после чрезвычайной ситуации. Иных данных о том, что на момент затопления в 1995 году истица была зарегистрирована и проживала по адресу: " ... " ею в суд не представлено.
Так, в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно части 2 статьи 70 ЖК РФ, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 4 апреля 1996 г. N 9-П и от 2 февраля 1998 г. N 4-П), сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой действительно не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Однако при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д.
В связи с изложенным юридически значимыми обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения настоящего дела, также являются: вселение Тугульчиева Э.А. и Убушаевой А.В. в спорное жилое помещение и их постоянное проживание в данном жилом помещении в качестве членов семьи нанимателя.
Между тем, доказательств, подтверждающих их фактическое проживание в марте 1995 г. в данном домовладении, истцами не представлено.
В суде апелляционной инстанции Тугульчиева Ц.А. представила справку Лаганского ГМО РК от 29 октября 2014 г., в которой указано, что Тугульчиев Э.А. был зарегистрирован по адресу: " ... " в период с 5 ноября 1991 г. по 6 декабря 1995 г. и с 26 мая 1998 г. по настоящее время. Между тем данный документ не отвечает требованиям ст. 71 ГПК РФ, поскольку в нем не указано лицо, ее выдавшее.
Более того, из имеющихся в деле документов видно, что 15 июня 1995 г. постановлением Представителя Президента РК по Целинному району Тугульчиеву Э.А. был предоставлен земельный участок, площадью " ... " кв.м. по адресу: " ... ".
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что на момент затопления нагонными водами Каспийского моря, Тугульчиев Э.А. и Убушаева А.В. не были зарегистрированы к квартире, расположенной по адресу: " ... ", суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у них права на получение ГЖС в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07 июня 1995 г. N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" и правомерно отказал в иске.
Документов, доказывающих обратное, истцами суду не представлено. Все доказательства, представленные в судебное заседание, оценены судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ в их совокупности.
Относительно Тугульчиевой Ц.А., суд установил, что она приняла наследство по завещанию, оставшееся после умершей " ... " г. ее матери Т.Т.Д., проживавшей по день смерти по адресу: " ... ". Наследственное имущество, указанное в завещании, состоит в том числе из квартиры, находящейся по адресу " ... ", а также жилого дома, находящегося по адресу: " ... ".
Из дела видно, что квартира по адресу: " ... " была предоставлена Т.Т.Д. в связи повреждением ввиду наводнения дома по адресу: " ... " на основании постановления Представителя Президента РК в Лаганском районе от 8 ноября 1995 г.
В связи с данными обстоятельствами суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Тугульчиевой Ц.А. также не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что дом по адресу: " ... " в установленном порядке уполномоченными органами признан непригодным для проживания, и тот факт, что по настоящее время истцы продолжают в нем проживать, не свидетельствует о его соответствии требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не может быть принят во внимание.
Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле не оспаривалось, суд первой инстанции на указанное обстоятельство, как на единственное основание для отказа в удовлетворении заявленных требований, не ссылался.
Кроме того, следует принять во внимание, что в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 21 июля 1998 года N 808 "О продлении на 1998-2000 годы сроков реализации первоочередных мероприятий по защите населения, хозяйственных и других объектов, расположенных на побережье Каспийского моря" Правительству Республики Дагестан, Правительству Республики Калмыкия и администрации Астраханской области рекомендовано при формировании соответствующих бюджетов на 1999 и 2000 годы предусматривать выделение средств на выполнение первоочередных мероприятий с учетом привлечения средств внебюджетных источников.
13 марта 2009 года Правительством Республики Калмыкия принято постановление N 58 "О республиканской целевой программе "Об инвестиционных проектах, реализуемых в Республике Калмыкия в рамках ФЦП "Юг России (2008-2013 годы)" в 2009-2013 годах" с рекомендацией главам районных муниципальных образований Республики Калмыкия и Мэру г. Элиста принять участие в реализации Программы (пункт 4).
Согласно приложению N 2 к указанной программе, в перечне программных мероприятий и инвестиционных объектов республиканской и муниципальной собственности республиканской целевой программы под N 18 предусматривается "Строительство инфраструктуры для отселения жителей прибрежных территорий, затопляемых водами Каспийского моря, г. Лагань", где ответственным заказчиком указано Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия с финансированием из федерального и республиканского бюджетов.
Из письменного ответа Главы администрации Лаганского городского муниципального образования РК, следует, что обеспечение жильем граждан, включенных в Список, утвержденный постановлением Правительства Республики Калмыкия N " ... " от 11 июля 2000 года, решался через реализацию ФЦП "Юг России". По данной программе велось строительство жилья в г. Лагань для отселения пострадавших семей из зоны затопления. Вопрос о предоставлении жилья будет решаться по мере строительства и сдачи жилья в эксплуатацию.
Из сообщения МЧС России от 21 августа 2014 г. за N " ... " следовало, что Список граждан 2000 года, утвержденный Правительством Республики Калмыкия N " ... " от 11 июля 2000 г. для согласования в МЧС России не поступал. Кроме того, сделана ссылка на письмо Главы Администрации Лаганского ГМО РК о решении проблемы пострадавших семей через ФЦП "Юг России".
Таким образом, анализ нормативно-правовых актов и материалов дела свидетельствует, что государственная поддержка в приобретении жилья гражданам, жилье которых оказалось на затопленных Каспийским морем территориях, в том числе Тугульчиеву Э.А., Тугульчиевой Ц.А., Убушаевой А.В. по Списку 2000 года, осуществлялась федеральной целевой программой "Юг России".
В связи с этим, нельзя признать обоснованной ссылку в жалобе на то, что истцы и по настоящее время не получили ГЖС по нормативно-правовым актам, продолжающим свое действие и в настоящее время, поскольку обеспечение граждан, жилье которых оказалось на затопленной Каспийским морем территории по Списку, утвержденному постановлением Правительства Республики Калмыкия N " ... " от 11 июля 2000 года, фактически производилась по программе "Юг России".
Довод апелляционной жалобы о том, что соответствующий список, в который они включены, не оспорен и до настоящего времени действует, не имеет правового значения.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, подтверждаются материалами дела и соответствуют требованиям закона.
Учитывая изложенное и то, что при рассмотрении дела нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 06 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тугульчиева Э.А., Тугульчиевой Ц.А. и Убушаевой А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Д. Коченкова
Судьи С.В. Лиджиев
Г.В. Панасенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.