Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.,
судей Шихановой О.Г. и Шовгуровой Т.А.,
при секретаре С.А.Б.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Малинина С.В. к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о взыскании компенсации проезда к месту лечения и обратно по апелляционной жалобе Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 01 декабря 2014 г.
Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения представителя Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Лазарева В.А, Министерства здравоохранения Республики Калмыкия Додгаева Н.Л., истца МалининаС.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Малинин С.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о взыскании компенсации проезда к месту лечения и обратно.
В обоснование иска указал, он является ***по *** заболеванию, страдает ***, *** с исходом в ***, ***. В связи с указанными заболеваниями, с ** января 2013 года получает в Элистинском филиале N1 ООО "Северо-Кавказский нефрологический центр" лечение *** три раза в неделю (с ** час. 00 мин. до ** час. 30 мин). Проезд к месту лечения в г. Элисту из п. *** и обратно оплачивает за счет собственных средств, стоимость проезда по указанному маршруту составляет *** руб. Единственным источником дохода является пенсия. Он неоднократно обращался в Министерство здравоохранения республики для решения вопроса транспортировки или возмещения затраченных средств на проезд к месту лечения и обратно. Согласно ответу министерства, Министерство финансов РК и Управление Министерства юстиции РФ по РК не поддержали проект постановления Правительства РК "Об утверждении Порядка компенсации проезда на транспорте общего пользования внутриреспубликанского сообщения лицам, страдающим хронической почечной недостаточностью терминальной стадии и проходящим процедуру гемодиализа в лечебном учреждении Республики Калмыкия". Считает, отсутствие нормативно-правовых актов Республики Калмыкия, регламентирующих порядок предоставления доступной и качественной медицинской помощи не освобождает медицинские учреждения от исполнения федеральных законов и нормативно-правовых актов Российской Федерации. Просит взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в его пользу компенсацию за проезд на транспорте общего пользования внутриреспубликанского сообщения, за период с ** января 2013 года по ** октября 2014 года, **** руб.
Согласно протоколу судебного заседания от 19 ноября 2014 года определением Элистинского городского суда от 19 ноября 2014 года, в качестве соответчика по делу привлечено Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.
В судебном заседании истец Малинин С.В. заявленные требования поддержал.
Представитель Министерства здравоохранения РК Додгаев Н.Л. иск не признал, пояснив, что меры по предоставлению социальных услуг в полномочия медицинских учреждений не входят. Министерством здравоохранения и социального развития РК был разработан проект закона Республики Калмыкия "О некоторых вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Республике Калмыкия". В нем предусматривалось положение о предоставлении ежемесячной денежной компенсации в размере *** процентов за проезд на транспорте общего пользования внутриреспубликанского сообщения, лицам, страдающим ***. Министерство финансов РК и Управление Министерства юстиции РФ по РК не поддержали данный законопроект.
Представитель Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Потолдыкова Е.В. заявленные требования не признала, указав, что Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия ненадлежащий ответчик по данному спору. Министерство здравоохранения Республики Калмыкия обеспечивает проезд до места лечения и обратно лицам, страдающим почечной недостаточностью, которые проживают в г. Элисте. Считает, обеспечение проезда к месту получения специализированной медицинской помощи является частью указанной помощи.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 01 декабря 2014 г. исковые требования Малинина С.В. удовлетворены частично. Взысканы с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия за счет средств республиканского бюджета в пользу Малинина С.В. денежные средства, затраченные на проезд к месту лечения и обратно в размере *** руб. за период с ** января 2013 года по ** октября 2014 года. В остальной части иска Малинину С.В. отказано.
В апелляционной жалобе с учетом дополнений, министр социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия просит решение суда отменить, принять решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что Министерство социального развития, труда и занятости не является надлежащим ответчиком по данному делу. Указывает, действующее республиканское законодательство не предусматривает такой меры социальной поддержки, как компенсация расходов на проезд инвалида к месту лечения и обратно.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя требования частично, суд исходил из того, что оспариваемая компенсация проезда к месту лечения и обратно относится к мерам социальной поддержки, в связи с чем подлежит взысканию с Министерства социального развития, труда и занятости населения.
С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
Часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Международным пактом от 16 декабря 1966 года "Об экономических, социальных и культурных правах" признается право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают мероприятия, необходимые для создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.
Статья 25 Конвенции о правах инвалидов 2006 года, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 03 мая 2012 года N48-ФЗ предусматривает, что государства-участники предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях - коррекцию и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых; организуют эти услуги в сфере здравоохранения как можно ближе к местам непосредственного проживания этих людей, в том числе в сельских районах.
Исходя из статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений) основными принципами охраны здоровья, являются: приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи.
В соответствии со статьями 8,10 указанного закона социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение. Медицинская помощь должна быть доступной и качественной. Доступность и качественность обеспечивается организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан; организация оказания населению субъекта Российской Федерации, в том числе специализированной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации (статья 16 приведенного Закона).
Статья 2 указанного закона, медицинскую помощь определяет как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных в том числе и на лечение заболеваний. Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Согласно пункту 6 Порядка организации оказания специализированной медицинской помощи, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16 апреля 2010 г. N243н "Об организации оказания специализированной медицинской помощи" (действовавшего на момент возникновения правоотношений и до 14.02.2015 г.), а также приказа Минздрава РФ от 13 августа 2002 N254 "О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в учреждениях здравоохранения при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики. Финансовое обеспечение мероприятий по организации оказания специализированной медицинской помощи осуществляется за счет страховых взносов и средств бюджета субъектов Российской Федерации - в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждениях здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь в рамках переданных полномочий. Диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества. Диализ в Российской Федерации является одной из важных задач оказания специализированной медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ 22 октября 2012 г. N1074 разработана программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", которой предусмотрено бесплатное оказание гражданам, в том числе специализированной медицинской помощи. Одновременно органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано утвердить территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Во исполнение указанного, в целях обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи на территорииРеспублики Калмыкия разработана Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Калмыкия на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденная Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2012 N540 (ред. от 26 декабря 2013 г.). Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. За счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета осуществляется финансовое обеспечение специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную территориальной программой ОМС.
В Перечне медицинских учреждений, участвующих в реализации Территориальной программы, указан Элистинский филиал N 1 ООО "Северо-Кавказский нефрологический центр".
Из Положения о Министерстве здравоохранения Республики Калмыкия следует, что министерство осуществляет полномочия по оказанию населению субъекта Российской Федерации в том числе специализированной медицинской помощи в медицинских организациях Республики Калмыкия (пункт 5.4.10).
Согласно материалам дела, Малинин С.В. является *** группы с диагнозом ***, ***, нуждается в постоянной пожизненной заместительной терапии *** функций. По месту проживания в п. *** такое лечение отсутствует, в связи с чем 3 раза в неделю он выезжает из пос. *** *** района для прохождения гемодиализа в Элистинский филиал N1 ООО "Северо-Кавказский нефрологический центр", расположенного в г. Элисте. Стоимость проезда транспортом общего пользования по автобусному маршруту "Элиста - **** - Элиста" на 2013 - 2014 г.г. составляет *** руб. 00 коп. (*** руб. ** коп.*2). Данные обстоятельства подтверждаются справкой МСЭ-2011 N*** от ** февраля 2013 года, заключением ВКК N*** от ** октября 2014 года, справками Администрации **** СМО РК N*** от ** октября 2014 года, ОАО "Автовокзал" N серии *** о стоимости проезда по маршруту ***-Элиста-***. Факт нахождения Малинина С.В. в Элистинском филиале N1 ООО "Северо-Кавказский нефрологический центр" и получения им по жизненным показаниям *** в период с ** января 2013 года по ** октября 2014 года в количестве *** процедур подтверждается справкой Элистинского филиала N1 ООО "Северо-Кавказский нефрологический центр". Следовательно, компенсация проезда к месту лечения и обратно за период с ** января 2013 года по ** октября 2014 года составляет (*** руб. х ***)- *** руб.
Проанализировав приведенные нормативные правовые акты в их системном единстве применительно к данному спору, судебная коллегия приходит к выводу, поскольку получение бесплатной специализированной медицинской помощи в виде гемодиализа является государственной гарантией в рамках Территориальной программы, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия, при котором органом здравоохранения не обеспечено и не соблюдается основополагающие принципы охраны здоровья, как приближенность к месту жительства, а также транспортная доступность инвалида, проезд к месту получения специализированной медицинской помощи является неотъемлемой частью оказываемой специализированной медицинской помощью, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с доводом жалобы о том, что Министерство социального развития, труда и занятости не является надлежащим ответчиком по делу.
В силу изложенного, надлежащим ответчиком по данному спору является Министерство здравоохранения Республики Калмыкия. Учитывая, что финансовое обеспечение специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную территориальной программой ОМС, осуществляется за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета, взыскание оспариваемой компенсации проезда к месту лечения и обратно должно быть произведено за счет средств бюджета Республики Калмыкия.
Решение суда ввиду неправильного применения норм материального права и несоответствия вывода суда фактическим обстоятельствам дела подлежит отмене и принятии по делу нового решения о взыскании с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия за счет средств республиканского бюджета в пользу Малинина Сергея Владимировича компенсации проезда к месту лечения и обратно за период с ** января 2013 года по ** октября 2014 года, в размере *** руб.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 01 декабря 2014 года отменить.
Исковые требования Малинина С.В. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия за счет средств республиканского бюджета в пользу Малинина С.В. компенсацию проезда к месту лечения и обратно за период с ** января 2013 года по ** октября 2014 года в размере *** руб.
В остальной части иска отказать.
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Председательствующий А.А. Пюрвеева
Судьи О.Г. Шиханова
Т.А. Шовгурова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.