Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Булгаковой М.В., Султанова Р.А.,
при секретаре Рассейно Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Жукова А.В. на решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 27 ноября 2014 года по гражданскому делу по исковому заявлению Жукова А.В. к администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области, администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Оренбургской области, Правительству Оренбургской области о восстановлении в очереди на получение субсидии на строительство (приобретение) жилья, обязанности выделить субсидию на строительство (приобретение) жилья, взыскании ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
Жуков А.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области, Правительству Оренбургской области о восстановлении в очереди на получение субсидии на строительство (приобретение) жилья, обязанности выделить субсидию на строительство (приобретение) жилья, взыскании ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, компенсации морального вреда. В обоснование требований указал, что с (дата) состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья в качестве сотрудника ОВД Новосергиевского района.
В (дата) истец уволен в связи с военной травмой и установленной 0 группой инвалидности. В соответствии с распоряжением администрации Новосергиевского поссовета от (дата) N принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма по категории инвалид Отечественной войны, датой постановки на учет считать дату постановки на учет в администрации Новосергиевского района.
17.04.2013 года администрацией Новосергиевского района сообщено, что истец стоит в очереди по категории "инвалид 0 группы вследствие исполнения обязанностей военной службы" под N.
Истец полагает, что его права на получение субсидии нарушены, истец с семьей не обеспечен жильем, также незаконными действиями ответчика причинены нравственные страдания.
Просил возложить обязанность на ответчиков восстановить очередность на право получения жилищной субсидии с (дата) года, выделить субсидию на строительство (приобретение) жилья, взыскать денежные средства, поступающие на счет администрации с федерального бюджета для финансирования сотрудников, получивших заболевание с выраженной формулировкой "военная травма" за период с (дата) (дата регистрации в Новосергиевском районе) по настоящее время, компенсацию морального вреда в размере 00 рублей.
Определением суда от 09.10.2014 года к участию в деле по ходатайству истца в качестве соответчика привлечена администрация МО Новосергиевский поссовет Оренбургской области.
В судебном заседании истец Жуков А.В. поддержал заявленные требования в полном объеме, уточнив, что в соответствии с Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9,10 и 13 ст.3 ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" просит взыскать с администрации Новосергиевского района ежемесячную денежную компенсацию.
Представитель ответчика администрации Новосергиевский район Домахина И.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что истец в 1997 году убыл из п.Новосергиевка на постоянное место жительства в Оренбург, затем в с.Плешаново, в связи с чем снят с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. После возвращения в Новосергиевский район (дата) поставлен в очередь на улучшение жилищных условий. Заявила о пропуске Жуковым А.В. срока исковой давности.
В судебном заседании представитель администрации Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Кулешов Н.И., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований, заявив о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о восстановлении в очереди и выделении субсидии.
Представитель Правительства Оренбургской области в лице Департамента социальной защиты населения, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Решением суда от 27 ноября 2014 года в удовлетворении иска Жукова А.В. отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе Жуков А.В. просит отменить указанное решение.
В суд апелляционной инстанции ответчики, прокурор не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав доклад судьи Анненковой К.К., пояснения истца Жукова А.В., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и поступившие возражения администрации Новосергиевского поссовета Новосергиевского района, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ).
В соответствии с пп.3 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Жуков А.В. состоял в очереди на улучшении жилищных условий и получении жилищной субсидии с (дата) в качестве сотрудника РОВД в период службы в Новосергиевском РОВД с (дата) по (дата) года.
В 1997 году переведен на постоянную службу в ***, снят с регистрационного учета в Новосергиевском районе в связи с переездом на постоянное место жительства в г.Оренбург, затем в с.Плешаново, где был зарегистрирован с (дата) по (дата) года.
Судом на основании архивной справки, переписки истца с ответчиками, установлено и не оспорено сторонами, что в 1997 году Жуков А.В. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом распоряжений о постановке на учет в 1995 году, снятии с него в 1997 году не сохранено. (дата) истцу установлена 0 группа инвалидности по причине военной травмы.
На момент рассмотрения спора Жуков А.В., прибыв из с.Плешаново, проживает и зарегистрирован с (дата) в (адрес).
(дата) Жуков А.В. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ст.14 ФЗ "О ветеранах", включен в районный список нуждающихся по категории инвалиды, участники ВОВ (номер очередности N).
Разрешая заявленные требования Жукова А.В. о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий с 1995 года, выделении субсидии на приобретение жилья суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о законности решения ответчика о снятии истца в 1997 году с учета нуждающихся в жилье, установив, что Жуков А.В. выехал на постоянное место жительство в другой город к месту службы, перевод на службу в другой город не был связан с командировкой или направлением на повышение квалификации. Исследовав обстоятельства фактического проживания истца в жилом помещении в г.Оренбурге, затем в с.Плешаново (адрес), его регистрацию по указанному адресу, характер выезда из п.Новосергиевка, суд установил, что у истца в 1997 году отпали основания состоять на учете нуждающихся, следовательно оснований для удовлетворения требований Жукова А.В. о восстановлении права состоять на учете нуждающихся с 1995 года и возложении обязанности выделить субсидию на строительство (приобретение) жилья не имеется.
На основании пп.4 п.1 ст.14 Федерального закона "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам боевых действий, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (п.3 ст.14).
Постановлением Правительства Оренбургской области от 09.03.2006 года N 72-п установлен Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с которым осуществляется обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Учитывая, что Жуков А.В., постановленный на учет нуждающихся в жилом помещении (дата), не обладает правом на внеочередное предоставление жилья, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения его исковых требований о предоставлении мер социальной поддержки на строительство или приобретение жилья, право на которое реализуется в соответствии с утвержденным в установленном законом порядком, установленной очередностью лиц данной категории в сводном списке на получение социальной выплаты.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции и выводом о применении последствий истечения срока исковой давности, о котором в судебном заседании заявлено ответчиками. Учитывая, что истцу о вынесенном решении о снятии его с учета нуждающихся в жилом помещении стало известно в 2009 году, что не оспаривалось сторонами, суд первой инстанции, руководствуясь ст.196, ст.200 ГК РФ пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований Жукова А.В. о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий, выделении субсидии, в том числе в связи с пропуском срока исковой давности.
Разрешая требования Жукова А.В. к Правительству Оренбургской области, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что требования о восстановлении на учете, выплате субсидии заявлены к ненадлежащему ответчику, не наделенному полномочиями по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставлению таких помещений.
Порядок финансирования и осуществления выплат, установленных частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", определяется Правительством РФ.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч.ч. 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ, которым утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации (в первоначальной редакции Правил).
Вступившим в законную силу решением Новосергиевского районного суда от 21 ноября 2013 года на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области возложена обязанность выплачивать пожизненно Жукову А.В. в возмещение вреда, причиненного здоровью, ежемесячно, начиная с (дата), по 00 копеек, индексируя данную сумму в порядке, установленном ст. 318 Гражданского кодекса РФ.
Поскольку требования Жукова А.В. о взыскании ежемесячных денежных выплат в возмещении вреда, причиненного здоровью вследствие военной травмы, предъявлены к администрации Новосергиевского района, не являющемуся надлежащим ответчиком, суд первой инстанции в отсутствие оснований для проверки обоснованности данных требований, руководствуясь положениями ч.2 статьи 41 ГПК РФ, рассмотрел дело по предъявленным требованиям к ответчику, на котором настаивал истец, не наделенному полномочиями в части назначения и порядка выплат ежемесячной денежной компенсации военнослужащим и отказал в удовлетворении заявленных Жуковым А.В. требований.
В апелляционной жалобе Жуков А.В. ссылаясь на нормативно - правовые акты, устанавливающие меры социальной поддержки инвалидам боевых действий, доводов опровергающих выводы суда не указал, в связи с чем судебная коллегия оснований для отмены решения суда не имеет.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 27 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Жукова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.