Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 18 марта 2015 г. по делу N 33-566/2015
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: Тогубицкого В.А. и Патланя В.А.,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Артемьева А.В. на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 22 декабря 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления
"данные изъяты" Артемьева Александра Викторовича
об оспаривании действий начальника отдела ( "адрес") "данные изъяты" регионального управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием заявителя с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Артемьев обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника отдела ( "адрес") "данные изъяты" регионального управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Кроме того, заявитель просил суд возложить на указанное должностное лицо обязанность по отмене оспариваемого решения и восстановлению на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства в городе "адрес".
Должностное лицо требования заявителя не признало.
Решением Новороссийского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Артемьева отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и принять новое решение.
В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела, приводит содержание положений жилищного законодательства, сформулированной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 года N ВКПИ 07-30 правовой позиции, делает вывод о наличии у него права на обеспечение жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма.
В заключение обращается внимание на некорректность ссылки гарнизонного военного суда на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2014 года N 19-О, поскольку в нём идёт речь об обязанности сдать жилое помещение, предоставленное от военного ведомства.
Проверив решение гарнизонного военного суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит судебное постановление законным и обоснованным.
Вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявления Артемьева соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, основан на проверенных в судебном заседании доказательствах.
Данные доказательства достаточно полно и объективно приведены в судебном решении, не вызывают сомнений в своей достоверности, и им дана надлежащая оценка.
Из материалов дела усматривается, что Артемьев, общая продолжительность военной службы которого составляет более 10 лет, проходит военную службу в распоряжении командира войсковой части N, дислоцированной в "данные изъяты".
До зачисления в распоряжение Артемьев проходил военную службу на должностях офицерского состава в воинских частях, дислоцированных в городе Севастополе.
ДД.ММ.ГГГГ Артемьев зарегистрировал брак с гражданкой ФИО4, обеспеченной в ДД.ММ.ГГГГ совместно со своими родителями жилым помещением, расположенным в "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Артемьев зарегистрировался по указанному адресу и вселился в эту квартиру.
ДД.ММ.ГГГГ Артемьев был снят с регистрационного учёта по месту проживания, но, как правильно установлено судом первой инстанции, остался проживать в этой же квартире.
В феврале 2011 года Артемьев в связи с организационно-штатными мероприятиями освобождён от занимаемой воинской должности и зачислен в распоряжение командира.
Решением начальника Южного регионального управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N Артемьев, подлежащий увольнению с военной службы по возрасту, принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи один человек для обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства в городе "адрес".
Оспариваемым решением руководителя жилищного органа Артемьев снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в соответствии с предписаниями пункта 2 части первой статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма).
Суд апелляционной инстанции исследовал поступившие из "данные изъяты" бюро технической инвентаризации ведомости обмеров и подсчётов указанной квартиры, и установил, что общая площадь жилого помещения, вопреки утверждению Артемьева в заявлении и апелляционной жалобе, составляет "данные изъяты" кв. метров, а жилая площадь - "данные изъяты" кв. метров.
Следовательно, заявитель, его супруга и "данные изъяты" детей (в том числе, родившаяся в ДД.ММ.ГГГГ дочь супруги от первого брака), проживают в жилом помещении по установленным постановлением исполкома "данные изъяты" городского совета народных депутатов и президиума "адрес" совета профессиональных союзов "О правилах учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ N нормам, что указывает на отсутствие оснований для признания Артемьева нуждающимся в жилом помещении по месту военной службы.
В данном случае не имеет значения для разрешения этого вопроса и то обстоятельство, что Артемьев ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировался по месту военной службы, поскольку он продолжает проживать вместе с семьёй.
Не относится к обстоятельствам, имеющим значение для дела, и то, что занимаемая семьёй Артемьева квартира была распределена в декабре ДД.ММ.ГГГГ отцу супруги заявителя на основании совместного решения администрации и фабзавместкома "данные изъяты" рыбопромышленного производственного объединения " "данные изъяты"", поскольку при разрешении вопроса об обеспечении жилым помещением военнослужащего подлежат учёту жилые помещения, отнесённые не только к государственному, но и муниципального фонду.
Указанная квартира не находится в собственности кого-либо из проживающих в ней лиц, нанимателем жилого помещения является супруга заявителя.
В ДД.ММ.ГГГГ супруга заявителя и его дочь получили паспорта граждан Российской Федерации.
После принятия Севастополя в состав Российской Федерации проживающий вместе с семьёй Артемьев ставит вопрос не о перемене места жительства, а о получении еще одного жилого помещения в другом населённом пункте.
Согласно абзацу тринадцатому пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ) военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью первой статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Таким образом, одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учётной нормы либо отсутствие такого жилого помещения.
Не имеется оснований для постановки заявителя на жилищный учёт и по избранному постоянному месту жительства.
Согласно подпункту "и" пункта 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, избрание гражданами постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства производится с последующим освобождением ими жилых помещений и снятием с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Поскольку Артемьев ставит вопрос не о перемене места жительства, а о получении еще одного жилого помещения в другом населённом пункте, то следует прийти к выводу, что его действия направлены на необоснованное сверхнормативное получение государственного жилья, что противоречит вытекающему из Конституции Российской Федерации принципу социальной справедливости.
То обстоятельство, что жилое помещение, в котором заявитель проживает в качестве члена семьи, ему не предоставлялось, в данном случае не может являться основанием для повторного обеспечения жильём в другом населенном пункте.
Следовательно, приведённые заявителем в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению ввиду несостоятельности.
Допущенные при изложении судебного решения недочёты в силу части шестой статьи 330 ГПК Российской Федерации не могут являться основанием для отмены правильного по существу решения.
Руководствуясь статьями 327, 327 1, 328 и 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 22 декабря 2014 года по заявлению Артемьева Александра Викторовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи: В.А. Тогубицкий
В.А. Патлань
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.