Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Салчак А.А.
судей Дулуша В.В. и Кунгаа Т.В.
при секретаре Донгак Н.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Салчак А.А. гражданское дело по иску заместителя прокурора города Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Кызыла о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере лесопользования по апелляционной жалобе мэрии г. Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 ноября 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к мэрии города Кызыла о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере лесопользования, указывая на то, что прокуратурой г. Кызыла была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере лесопользования. Проверкой установлено, что в лесном плане Республики Тыва, утвержденном Указом Главы Республики Тыва от 14 октября 2012 года N 271 "Об утверждении лесного плана Республики Тыва" имеются городские леса площадью * га. В соответствии с требованиями законодательства в сфере лесопользования к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками, городские леса относятся к защитным лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами местного самоуправления, муниципальный лесной контроль и надзор осуществляется органами местного самоуправления. Кроме того, на органы местного самоуправления возложена обязанность ведения государственного лесного реестра. Однако ответчиком данные требования законодательства не соблюдаются. Несоблюдение требований федерального законодательства по исполнению обязанностей по отношению к городским лесам создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Просил суд возложить на мэрию г.Кызыла обязанности в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет лесные участки, расположенные в границах городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", организовать муниципальный лесной контроль и надзор в отношении лесных участков, расположенных в границах городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", утвердить в установленном порядке Лесохозяйственный регламент городских лесов городского округа, осуществлять ведение государственного лесного реестра в пределах предоставленных полномочий.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 ноября 2014 года иск заместителя прокурора города Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Кызыла о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере лесопользования удовлетворен. Суд обязал мэрию города Кызыла в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет лесные участки, расположенные в границах городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", утвердить в установленном порядке Лесохозяйственный регламент городских лесов городского округа, а также организовать муниципальный лесной контроль и надзор в отношении лесных участков, расположенных в границах городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", осуществлять ведение государственного лесного реестра в пределах предоставленных полномочий.
Не согласившись с решением суда, представитель мэрии г. Кызыла Р., действующий на основании доверенности, подал апелляционную жалобу, указывая на то, что при рассмотрении дела суд первой инстанции не установил значимые для дела обстоятельства, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют действующему земельному законодательству. Мэрия г. Кызыла не может поставить на кадастровый учет лесные участки, которые находятся на землях городского округа лесного фонда, обороны и безопасности, и особо охраняемых природных территорий. Мэрия г. Кызыла не может распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Выводы суда первой инстанции об осуществлении ведения государственного лесного реестра мэрией г. Кызыла являются необоснованными, поскольку у органа местного самоуправления таких полномочий в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации не имеется. Мэрия г. Кызыла не может утвердить лесохозяйственный регламент ввиду его отсутствия. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В судебное заседание представитель мэрии г. Кызыла, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайства об отложении судебного заседания не заявил.
Судебная коллегия признает его неявку не уважительной и рассматривает дело в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) в его отсутствие.
Представитель третьего лица - Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва Р. действующая на основании доверенностей, просила решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения ввиду необоснованности.
Выслушав мнение Р. и прокурора Ч. полагавшего решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Ч.1 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации закреплены основные принципы лесного законодательства и иных регулирующих лесные отношения нормативно-правовых актов, в числе которых относятся, устойчивое управление лесами, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечение охраны и защиты лесов.
На основании ст.4 Лесного кодекса Российской Федерации участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно ч.1 ст.6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В соответствии со ст.92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу ч.1 ст.91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
Ч.9 ст.91 указанного Кодекса предусмотрено, что ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст.84 названного Кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов.
Согласно ч.1.1 ст.84 Лесного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Как видно из материалов дела, согласно письму заместителя мэра г.Кызыла по жизнеобеспечению Б. от 14 октября 2014 года, адресованному заместителю прокурора г.Кызыла, на границах городского округа "город Кызыл Республики Тыва" имеются * га леса, не входящий в лесной фонд и не находящийся в собственности городского округа. Молодежный сквер, расположенный по адресу: * не относится к лесу, к лесному фонду, относится к зеленому насаждению. Лесной массив, расположенный на территории Национального парка культуры и отдыха Республики Тыва, находится в распоряжении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Согласно Лесному плану Республики Тыва, утвержденному Указом Главы Республики Тыва от 14 ноября 2012 года N 271, на территории г. Кызыла земли, на которых располагаются леса, составляют * га, леса на землях поселений составляют * га, лесистость - * га. На территории г. Кызыла леса на землях лесного фонда, на землях особо охраняемых природных территориях, на землях минобороны не имеются.
Согласно сведениям, представленным субъектом Российской Федерации - Республикой Тыва в Федеральное агентство лесного хозяйства, следует, что площадь муниципального образования г. Кызыла составляет * кв. км., площадь земель, на которых расположены леса, составляют * га, в том числе по целевому назначению лесов - защитные - * га.
Разрешая дело по существу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска прокурора о понуждении мэрии г. Кызыла устранить нарушения законодательства в сфере лесопользования.
Доводы жалобы о том, что мэрия г. Кызыла не может поставить на кадастровый учет лесные участки, которые находятся на землях городского округа лесного фонда, обороны и безопасности, и особо охраняемых природных территорий являются несостоятельными, поскольку ею не представлено доказательств того, что лесные участки находятся на перечисленных земельных участках. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Являются необоснованными доводы жалобы об отсутствии у органа местного самоуправления полномочий по введению лесного реестра, равно как и доводы жалобы о невозможности утверждения лесного регламента ввиду его отсутствия, поскольку действующим лесным законодательством указанная обязанность возложена на органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных законом.
Иные доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными доказательствами. Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 ноября 2014 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 марта 2015 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.