Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Бажанова А.О.
Тамарова Ю.П.
при секретаре судебного заседания Сухойкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 5 марта 2015 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе Елаева И.А., Елаева К.И. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 декабря 2014 г.
Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Елаев И.А., Елаев К.И. обратились в суд с заявлением о признании незаконным несогласование Администрацией городского округа Саранск, Министерством культуры и туризма Республики Мордовия проведения публичного мероприятия.
В обоснование заявления указали, что 22 декабря 2014 г. в Администрацию городского округа Саранск и Министерство культуры и туризма Республики Мордовия ими было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования группой лиц 26 декабря 2014 г. с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут на Советской площади г. Саранска, на территории памятника В.И. Ленину и на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину, с указанием пикетируемых объектов и целей проведения этого мероприятия. Считают, что Администрацией городского округа Саранск необоснованно и неоправданно было предложено изменить место проведения пикетирования, что является способом отказа в их согласовании, нарушающим их право на свободу мирных собраний.
Просили признать незаконным и нарушающим их право на свободу мирных собраний, необоснованным и неоправданным вмешательством в реализацию их права на свободу мирных собраний несогласование Администрацией городского округа Саранск Республики Мордовия и Министерством культуры и туризма Республики Мордовия публичного мероприятия на Советской площади г. Саранска Республики Мордовия на территории памятника В.И. Ленину и на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину, на 26 декабря 2014 г., возложив обязанность на Администрацию городского округа Саранск Республики Мордовия и Министерство культуры и туризма Республики Мордовия по устранению в полном объёме допущенных нарушений их прав и свобод гражданина и препятствий к осуществлению ими прав и свобод. С учётом защиты нарушенного права просили решение суда обратить к немедленному исполнению, а также взыскать расходы по уплате госпошлины в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 декабря 2014 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Елаев И.А., Елаев К.И. просят решение суда отменить, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам, изложенным в заявлении, а также на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и на нарушение требований части 1 статьи 6, статьи 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск Исайкин Д.М., действующий на основании доверенности, просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения ввиду несостоятельности изложенных в ней доводов.
В судебное заседание заявители Елаев И.А., Елаев К.И., представивший заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, представитель Министерства культуры и туризма Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, и отложить разбирательство дела не просили.
При таких обстоятельствах и на основании частей третьей, пятой статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В соответствии со статьёй 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В целях обеспечения реализации указанного права был принят Федеральный закон от 19 июня 2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путём размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трёх дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия, обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 12 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 22 декабря 2014 г. Елаевым И.А. и Елаевым К.И. в Администрацию городского округа Саранск и в Министерство культуры и туризма Республики Мордовия было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования группой лиц на Советской площади г. Саранска, на территории памятника В.И. Ленину и на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину, на 26 декабря 2014 г.
Пикетируемыми объектами в уведомлении указаны резиденции: представляющего президента Российской Федерации - главного федерального инспектора по Республике Мордовия; главы Республики Мордовия; правительства Республики Мордовия; Государственного собрания Республики Мордовия; ЦИК Республики Мордовия; Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия.
В качестве целей публичного мероприятия указаны: "защита свободы мирных собраний, и тесно связанных с нею свободы слова и свободы выражения своего мнения и формирования в обществе убеждения, что проблемы с публичной властью эта наша общая проблема и её следует обсуждать не где-то за углом, а публично, открыто и гласно на площади; распространение идеи всеобщего мира и добра, обращение внимания всех людей доброй воли, всех людей мира для побуждения выражения своей озабоченности войной на Украине и уничтожением мирного населения военными преступниками, и как следствие для установления всеобщего мира и международной безопасности к выражению требования скорейшего Международного уголовного правосудия над военными преступниками по Украине; защита идеи социальной справедливости (которая под влиянием соглашательства Зюганова дискредитирована) в противовес "треснувшему по швам" агрессивному и враждебному антинародному режиму коррупции, произвола, зла и насилия, а также в противовес имперским амбициям международной коррупции, побуждение к выражению требования реальной ответственности за коррупцию, формирование общественного мнения о нетерпимости коррупции, о нетерпимости международной коррупции, нетерпимости произвола и насилия со стороны властей; побуждение к объединению для борьбы в целях устранения всех форм социального неравенства - (непомерные налоги и поборы, непомерные коммунальные платежи, а также неуклонный рост цен на нефтепродукты и газ в период резкого снижения мировых цен на нефть есть не что иное как форма социального неравенства и угнетения), побуждение к выражению требования отмены непомерных налогов и поборов, непомерных коммунальных платежей; организация протестного движения и побуждение к объединению для противодействия коррупции совместно с общественными объединениями: Мордовских региональных общественных движений: "Коммунистического движения Революционный Фронт"; "Антикоррупционный Совет"; "Красноармейское"; "Движение сопротивления коррупции", решение вопроса для объединения в целях установления подлинных причин возникновения госдолга Мордовии на более чем 26 миллиардов рублей; формирование убеждения в обществе о необходимости конституционной реформы для пресечения произвола и коррупции, защиты интересов человека труда, для этого изменения политической системы и государственного устройства и перехода к конфедерации; побуждение к объединению в целях эффективного противодействия международной коррупции (которая в Украине разожгла войну) под лозунгом - Долой войну, Януковича на нары, импичмент Путину, Зюганова под суд, оплот тоталитаризма кремль - в музей!"
Письмом N "N" от 22 декабря 2014 г. за подписью заместителя главы Администрации городского округа Саранск И.М. Объедкиной Елаевым было сообщено, что форма организации и проведения заявленного публичного мероприятия не соответствует положениям действующего законодательства Российской Федерации, поскольку в нарушение пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 2 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" при проведении данного мероприятия заявленные многочисленные цели не соответствуют пикетируемому объекту, что исключает саму возможность проведения пикетирования.
Кроме того, в связи с подготовкой к проведению новогодних и рождественских праздников в настоящее время на Советской площади г. Саранска, в том числе и в районе памятника В.И. Ленину, установлено значительное количество металлических конструкций с иллюминацией и малых архитектурных форм для массового отдыха граждан. Поэтому согласовать проведение пикетирования 26 декабря 2014 г. на Советской площади г. Саранска у памятника В.И. Ленину и на тротуаре между указанными площадью и памятником не представляется возможным.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специально отведённых мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах.
Приказом Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции от 9 января 2013 г. N 1 утверждён перечень мест, единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Республики Мордовия. На территории городского округа Саранск определены следующие места:
театральная площадь г. Саранска (территория, непосредственно прилегающая к зданию Государственного русского драматического театра Республики Мордовия), ул. Советская, 60, предельная численность лиц, участвующих в публичном мероприятии, до. 900 человек (из расчёта 1 кв.м. на чел.);
площадка между музейно-историческим комплексом "Навеки с Россией", ул. Красная и водоемом стадиона "Старт", ул. Московская, 12, предельная численность лиц, участвующих в публичном мероприятии, до 10000 человек (из расчёт.а 1 кв.м. на чел.);
помещение дома культуры "Луч", ул. Веселовского, 40а, зал на 365 мест.
Заявителям предложено изменить форму публичного мероприятия и провести митинг или собрание на любом из предложенных мест.
В решении Министерства культуры и туризма Республики Мордовия от 22 декабря 2014 г. N 1-15/892 указывается о невозможности согласовать проведение публичного мероприятия в форме пикетирования в названном в уведомлении месте в связи с подготовкой к проведению новогодних и рождественских праздников на Советской площади г. Саранска, в том числе и в районе памятника В.И. Ленину, здания Государственного Собрания, также указывается на наличие нормативно-правового акта органа власти республики, которым утверждён перечень мест, единых специально отведённых или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений.
Данный ответ получен Елаевым И.А. 23 декабря 2014 г.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, проанализировав положения законодательства и установленные фактические обстоятельства дела, пришёл к выводу, что органами публичной власти не нарушены права и свободы заявителей, а также не допущено нарушений требований Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", поскольку Администрация городского округа Саранск и Министерство культуры и туризма Республики Мордовия, действуя в пределах своей компетенции, выполнили возложенные на них пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" обязанности, предложив изменить форму публичного мероприятия и провести митинг или собрание на любом из мест, перечень которых утверждён приказом Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции от 9 января 2013 г. N 1.
С таким выводом судебная коллегия соглашается, поскольку оснований для иной оценки установленных обстоятельств в данном случае не усматривается.
Администрация городского округа Саранск обоснованно указала в своём ответе о том, что организаторы публичного мероприятия Елаев И.А., Елаев К.И., исходя из содержания уведомления, не имеют цель пикетировать какой-либо конкретный объект, а намерение пикетировать в одном месте сразу несколько объектов свидетельствует о желании организовать массовое присутствие граждан в определённом месте для публичного выражения своего мнения по поводу проблем, имеющих общественно-политический характер, которые Елаев И.А. и Елаев К.И. считают актуальными. Такое публичное мероприятие проводится в форме митинга или собрания. Именно об этом Администрация городского округа Саранск и сообщила Елаеву И.А. и Елаеву К.И. в ответе на поданное ими уведомление о проведении публичного мероприятия, что полностью соответствует предписаниям, содержащимся в пункте 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
По указанным основанием отклоняется как несостоятельный довод апелляционной жалобы о том, что со стороны ответчиков, предложивших изменить форму публичного мероприятия и его место проведения, имело место необоснованное и неоправданное вмешательство в право на свободу мирных собраний.
Соглашается судебная коллегия и с выводом суда, признавшего обоснованным предложение Елаевым изменить место проведения публичного мероприятия в связи с тем, что на Советской площади, в том числе на территории, прилегающей к памятнику В.И. Ленину, установлено значительное количество металлических конструкций с иллюминацией и малых архитектурных форм для массового отдыха граждан. В связи с изложенным проведение публичного мероприятия, имеющего политический характер, создавало бы препятствия гражданам, посещающих Советскую площадь г. Саранска в указанный предновогодний период с целью отдыха и развлечений, и нарушало бы общественный порядок.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом требований статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о нарушении судом требований части 1 статьи 6, статьи 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, о неправильном применении судом норм материального права, материалами дела не подтверждены и отклоняются.
Доводы апелляционной жалобы Елаевых о том, что обжалуемое решение суда нарушает их право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, не соответствует нормам материального права, подлежащим применению при регулировании спорных правоотношений, положениям Конвенции по правам человека, а также правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, Европейского суда по правам человека, аналогичны тем, которыми заявители обосновывали свои требования. Данные доводы были предметом судебного разбирательства, им судом первой инстанции дана оценка, основания для сомнений в её правильности отсутствуют, в связи с чем в апелляционной жалобе не имеется сведений об обстоятельствах, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения суда.
В связи с тем, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, отсутствуют основания для взыскания в пользу заявителей расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, в соответствии со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии положениями части четвёртой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Елаева И.А., Елаева К.И. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
судьи А.О. Бажанов
Ю.П. Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.