Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Середы Л.И., Скипальской Л.И.
при секретаре Бобровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 12 марта 2015 г. в городе Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 декабря 2014 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Куликов В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения, о понуждении включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию (л.д.1-3).
В обоснование требований указал, что решением Пенсионного органа от 31 июля 2014 г. "N" ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствий требуемого специального стажа, требуется 10 лет, имеется 4 года 25 дней. В специальный стаж не засчитаны периоды работы: с 15 июня 1984 г. по 30 апреля 1986 г. в качестве мастера в Саранском специализированном ремонтно-монтажном управлении; с 26 мая 1989 г. по 10 июля 1989 г., с 01 августа 1989 г. по 14 августа 1989 г., с 01 сентября 1989 г. по 31 октября 1993 г. в качестве прораба в Саранском научно-производственном кооперативе "Монтажник"; с 11 июля 1989 г. по 31 июля 1989 г., с 15 августа 1989 г. по 31 августа 1989 г. - отсутствует факт оплачиваемой работы; с 01 ноября 1993 г. по 31 июля 1997 г. в качестве мастера в ТОО "Монтажсервис". С данным решением не согласился.
С учетом уточнения исковых требований (л.д.148), просил суд признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 31 июля 2014 г., обязать ответчика включить в его специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда периоды работы: с 15 июня 1984 г. по 30 апреля 1986 г. в качестве мастера в Саранском специализированном ремонтно-монтажном управлении, с 01 ноября 1993 г. по 31 июля 1997 г. в качестве "мастера строительных и монтажных работ" в ТОО "Монтажсервис" и назначить ему трудовую пенсию по старости, взыскать с ответчика в его пользу "данные изъяты" рублей в счет оплаченной государственной пошлины.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 декабря 2014 г. производство по делу в части исковых требований Куликова В.А. о понуждении ответчика включить в его специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда по нормам абзаца 2 пункта 2 пункта 1 статьи Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173 - ФЗ период работы с 01 августа 1997 г. по 01 августа 1998 г. в ЗАО "Реммонтаж" в качестве "мастера строительных и монтажных работ" прекращено, в связи с отказом истца от иска в данной части (л.д.164а-164в).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 декабря 2014 г. исковые требования Куликова В.А. удовлетворены частично, постановлено: признать незаконным решение начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 31 июля 2014 г. "N" в части не включения Куликову В.А. в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи особыми условиями труда периода его работы с 01 ноября 1993 г. по 31 июля 1997 г. в качестве мастера в ТОО "Монтажсервис".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия зачесть Куликову В.А. в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда период его работы с 01 ноября 1993 г. по 31 июля 1997 г. в качестве мастера в ТОО "Монтажсервис". В остальной части исковые требований Куликова В.А. оставить без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Куликова В.А. "данные изъяты" рублей в качестве возмещения расходов, понесенных истцов по оплате государственной пошлины (л.д.168-173).
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкин В.Г. просил решение суда отменить ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагал, что профессия мастера не предусмотрена Списком N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, поэтому спорные периоды работы истца в должности мастера в ТОО "Монтажсервис" не могут быть засчитаны в специальный стаж; уточнение работы как мастера строительных и монтажных работ отсутствует. Считал, что не подтверждена работа истца в течение полного рабочего дня, не менее 80% рабочего времени. Считал ссылку суда на справку ЗАО "Монтажсервис" не состоятельной, а приказы, лицевые счета не подтверждают характер работы. Не согласился с заключением государственной экспертизы условий труда (л.д.179-180).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения представителя ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Капитоновой А.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Куликова В.А. об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 11 июля 2014 г. Куликов В.А. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости (л.д.58-61).
Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 31 июля 2014 г. истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. Требуется 6 лет 3 месяца, специальный стаж составил 4 года 25 дней (л.д.6).
В специальный стаж Куликова В.А., кроме тех, которые истец не оспаривает, не были включены периоды работы: с 15 июня 1984 г. по 30 апреля 1986 г. в качестве мастера в Саранском специализированном ремонтно-монтажном управлении, поскольку Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются мастера, занятые на строительстве зданий и сооружений (раздел XXIX), в соответствии со Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются мастера строительных и монтажных работ (раздел XXVII, позиция 2290100б-23419). Из представленных документов работа в качестве мастера на новом строительстве (или мастера строительных и монтажных работ) не усматривается. Льготная справка не представлена. Организация ликвидирована; с 01 ноября 1993 г. по 31 июля 1997 г. в качестве мастера в ТОО "Монтажсервис", поскольку профессия "мастер", не предусмотрена Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. Правом на льготное пенсионное обеспечение пользуется "мастер строительных и монтажных работ". Организация ликвидирована, документы не сданы в архив, подтвердить занятость в должности "мастера" как "мастера строительных и монтажных работ" не представляется возможным.
Суд правомерно признал данное решение Пенсионного фонда незаконным в части не включения периодов работы истца в должности мастера в ТОО "Монтажсервис", правильно применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые два года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Для назначения досрочной трудовой пенсии обязательным условием является выполнение работы по определенной профессии.
При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, используется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Как следует из трудовой книжки Куликова В.А., он на основании приказа "N" от 27 декабря 1993 г. принят на работу в порядке служебного перевода мастером участка по СМР в ТОО "Монтажсервис" с 01 ноября 1993 г., где работал по 31 июля 1997 г. (л.д.70-73).
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой ЗАО "Монтажсервис" (л.д.78), личной карточкой формы Т-2 (л.д. 141), приказами ТОО "Монтажсервис" "N" от 29 октября 1993 г., "N" от 01 августа 1997 г. (л.д.142, 146), справкой ЗАО "Монтажсервис" "N" от 20 мая 2014 г., уточняющей характер работы и условий труда истца (л.д.26).
Из заключения "N" государственной экспертизы условий труда от 17 ноября 2014 г. следует, что условия труда Куликова В.А. в период работы с 01 ноября 1993 г. по 31 июля 1997 г. в качестве мастера в ТОО "Монтажсервис" относятся к особым условиям труда. Характер выполняемых работ Куликовым В.А. в период с 01 ноября 1993 г. по 31 июля 1997 г. в качестве мастера в ТОО "Монтажсервис" соответствовал характеристике работ по профессии "мастер строительных и монтажных работ", предусмотренной Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, (раздел XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов", позиция 2290000б - 23419) (л.д.156-160).
Таким образом, ненадлежащее оформление трудовой книжки работника, выразившееся в неполном изложении наименования профессии истца, является виной работодателя и не может являться основанием к отказу во включении в специальный стаж спорного периода работы.
Судебной коллегией не может быть принят во внимание указанный в жалобе довод об отсутствии подтверждения работы истца в течение полного рабочего дня, не менее 80% рабочего времени.
Правительство Российской Федерации, в соответствии с предоставленными ему полномочиями (пункт второй статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), постановлением от 11 июля 2002 г. N516 утвердило Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в пункте четвертом которых предусмотрено общее правило о включении в специальный стаж периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
В соответствии с пунктом 5 Разъяснения от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда", утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Определение и подтверждение полной занятости (не менее 80% рабочего времени) работой по конкретной профессии является прямой обязанностью работодателя и подтверждается документами предприятия. Ответственность за достоверность и объективность представленной информации несет работодатель.
Документов, свидетельствующих о том, что трудовую деятельность в указанный период истец осуществлял на условиях неполной занятости, ответчиком не представлено.
Суд первой инстанции правильно применил указанные нормы права и удовлетворил исковые требования Куликова В.А. в части, включив в специальный трудовой стаж истца спорный период его работы в должности мастера строительных и монтажных работ в ТОО "Монтажсервис" с 01 ноября 1993 г. по 31 июля 1997 г.
Апеллятором указывается на необоснованность справки ЗАО "Монтажсервис", принятой судом первой инстанции в качестве доказательства, и на невозможность подтверждения характера работы приказами и лицевыми счетами.
По настоящему спору имеется достаточно доказательств, кроме вышеназванных документов, для удовлетворения иска. Суд правомерно принял указанные документы в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих работу истца в профессии мастера строительных и монтажных работ. Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, ответчиком в суд первой инстанции не представлено.
Несогласие ответчика с заключением государственной экспертизы условий труда не может повлечь отмену правильно постановленного решения, поскольку заключение эксперта согласно положениям статей 79 и 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является одним из видов доказательств по делу и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса.
Таким образом, заключение государственной экспертизы условий труда "N" от 17 ноября 2014 г. является допустимым доказательством по делу и могло быть использовано судом первой инстанции в качестве обоснования выводов, изложенных в решении.
По вышеизложенным основаниям решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Л.И.Середа
Л.И.Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.