Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Старинновой Л.Д.,
судей Елиной Т.А., Козиной Е.Г.,
при секретаре Цыбульской М.Х.,
с участием прокурора Умновой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 марта 2015 года в г. Саранске дело по апелляционной жалобе представителя администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Старцева П.С. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 23 декабря 2014 года.
Заслушав доклад судьи Елиной Т.А., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Рузаевский межрайонный прокурор Республики Мордовия в интересах Потапкина В.В. обратился в суд с иском к администрации Рузаевского муниципального района о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что Потапкина В.В. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно справке о рождении формы N25 отец в свидетельстве о рождении ребенка записан со слов матери. Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 11 марта 1998 года мать Потапкина В.В. - ФИО3 лишена родительских прав в отношении сына. Постановлением Главы Рузаевского района N297 от 29 апреля 1999 года Потапкин В.В. помещен в государственное учреждение для детей-сирот. Недвижимого имущества в собственности у него не имеется.
Постановлением Главы МО Рузаевка N1211 от 28 октября 2003 года утвержден протокол заседания жилищной комиссии, согласно которому Потапкин В.В. поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий как сирота, также он был включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Просил суд обязать ответчика предоставить Потапкину В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, общей площадью не менее 33 кв.м.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 23 декабря 2014 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Старцев П.С. считает решение суда принятым с нарушением норм материального права, просит его отменить, ссылаясь на то, что у администрации нет полномочий в предоставлении жилого помещения. Потапкин В.В. должен был обратиться с заявлением в Министерство образования Республики Мордовия, которое и должно принимать соответствующее решение о предоставлении жилого помещения (л.д.61-64).
В судебном заседании прокурор Умнова Е.В., истец Потапкин В.В. относительно доводов апелляционной жалобы возражали.
В судебное заседание представитель администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, представитель третьего лица Министерства образования Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путём заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении, о причинах неявки указанные лица суд не известили, отложить разбирательство дела не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснения прокурора Умновой Е.В., истца Потапкина В.В., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы (пункт 1). В случае, если обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (пункт 2).
Как видно из материалов дела, Потапкин В.В. родился "дата", его матерью является ФИО3, отец - ФИО7 (л.д.8). Согласно справке о рождении Потапкина В.В. N866 - сведения об отце ребенка записаны со слов матери (л.д.11).
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 11 марта 1998 года мать Потапкина В.В. - ФИО3 лишена родительских прав в отношении сына (л.д. 12). Постановлением Главы Рузаевского района N297 от 29 апреля 1999 года Потапкин В.В. определен в учреждение общественного воспитания (л.д.13).
Постановлением Главы муниципального образования Рузаевка N1211 от 28 октября 2003 года утвержден протокол N6 заседания жилищной комиссии при администрации Рузаевского муниципального района от 24 октября 2003 года, где в пункте 1.42 указано, что Потапкин В.В ... поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий и включен в список на получение жилья как ребенок-сирота (л.д.14).
Потапкин В.В. в настоящее время проживает в общежитии ГОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Рузаевский детский дом-школа N1" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, в собственности у Потапкина В.В. жилых помещений не имеется (л.д.18-19).
Данные факты сторонами не оспариваются.
Таким образом, установив вышеуказанные обстоятельства, а также руководствуясь статьями 40, 72 Конституции Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 24-3 "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", суд обоснованно пришел к выводу, что Потапкин В.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на обеспечение жилым помещением. Обязанность по обеспечению жилым помещением лежит именно на Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Стороной ответчика не оспаривается право Потапкина В.В. на обеспечение жилым помещением, по сути, в апелляционной жалобе ответчик указывает, что у администрации нет полномочий в предоставлении жилого помещения.
Однако данный довод жалобы не может повлечь отмену судебного решения, поскольку он является несостоятельным.
На основании пунктов "к" и "ж" части 1 статьи 72 и частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 года N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложено на исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования.
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 мая 2013 года N 157, на который ссылается представитель ответчика в апелляционной жалобе предусматривает, что решение о предоставлении (отказе в предоставлении) специализированного жилого помещения принимается Министерством образования Республики Мордовия в течение 15 дней со дня регистрации заявления.
Вместе с тем, исходя из положений статей 1 и 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", государственное полномочие Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей передано органам местного самоуправления - администрациям муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск.
Данное полномочие включает в себя и предоставление жилых помещений указанным категориям граждан (пункт 3 части 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-З). Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Мордовия (пункта 2 части 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-З).
Таким образом, довод представителя ответчика в апелляционной жалобе о том, что администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не наделена полномочием по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.
Довод жалобы о том, что Министерство образования Республики Мордовия должно принимать решение о предоставлении жилого помещения, либо отказе в предоставлении также несостоятелен.
Потапкин В.В. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет, включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений и включен в единый список, сформированный уполномоченным органом.
Таким образом, право на предоставление жилого помещения за ним признано и на данный момент именно у администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия возникла обязанность в предоставлении жилого помещения.
Других доводов к отмене решения суда в апелляционной жалобе не приведено.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 23 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Старцева П.С. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи Т.А. Елина
Е.Г. Козина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.