Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.,
судей Ериной Н.П., Скипальской Л.И.,
при секретаре Бобровой Е.С.,
с участием прокурора Умновой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 марта 2015 года в г.Саранске гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - Администрации городского округа Саранск Кистенева К.И. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 18 декабря 2014 года.
Заслушав доклад судьи Ериной Н.П., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г.Саранска, действующий в интересах Фирстова Е.В., обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда в границах г.Саранска по договору найма общей площадью не менее 33 кв.м.
В обоснование требований прокурор указал, что проведенной прокуратурой Ленинского района г. Саранска проверкой соблюдения законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, установлено, что Фирстов Е.В. "дата" года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать Фирстова Е.В. - Ф.Н.П. решением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 18 января 2005 лишена родительских прав (мать-одиночка, в родительских правах не восстанавливалась).
Постановлением Главы Администрации Октябрьского района г. Саранск от 20 мая 1999 г. N 249 за Фирстовым Е.В. сохранено право пользования жилым помещением расположенным по адресу: "адрес"
Постановлением Администрации г.о. Саранск от 16 августа 2013 г. N2076 установлен факт невозможности проживания в вышеуказанном жилом помещении ввиду того, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в нем, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Согласно имеющимся сведениям ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" от 08 ноября 2010 г. N 5371 и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 10 сентября 2013 г. N 01/212/2013-781 Фирстов Е.В. не имеет зарегистрированной недвижимости, а также объектов недвижимого имущества.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 03 октября 2013 г. N 2633 Фирстов Е.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по категории "лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей".
До настоящего времени Фирстов Е.В. не обеспечен жилым помещением, согласно требований действующего законодательства.
Просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить Фирстову Е.В. "дата" года рождения, благоустроенное жилое помещение не ниже нормы, то есть не менее 33 кв.м. общей площади, в границах г. Саранска по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 декабря 2014 года исковые требования прокурора Ленинского района г.Саранска, действующего в интересах Фирстова Е.В. удовлетворены в полном объеме и судом постановлено:
Обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить Фирстову Е.В. "дата" года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м в границах г. Саранск.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - Администрации городского округа Саранск Кистенев К.И. считает решение суда принятым с нарушением норм материального права, просит его отменить, ссылаясь на то, что у Администрации городского округа Саранск не имеется возможности предоставить Фирстову Е.В. жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства, поскольку не достаточно денежных средств для приобретения жилых помещений для всех состоящих в списках детей-сирот.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Ленинского района г.Саранска Мещерякова И.М. полагает, что жалоба представителя ответчика об отмене решения удовлетворению не подлежит.
В судебное заседание Фирстов Е.В., представитель ответчика - Администрации городского округа Саранск не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили и отложить разбирательство дела суд не просили.
Министерство образования Республики Мордовия и Министерства финансов Республики Мордовия представили в суд письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании прокурор Умнова Е.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - Администрации городского округа Саранск без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Фирстов Е.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать Фирстова Е.В. - Ф.Н.П. решением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 18 января 2005 г. лишена родительских прав (мать-одиночка, в родительских правах не восстанавливалась).
Постановлением Главы Администрации Атяшевского района от 26 апреля 1999 г. N 84 несовершеннолетнему Фирстову Е.В. был назначен опекун бабушка - П.Р.Т.
Постановлением Главы Администрации Атяшевского муниципального района от 29 сентября 2009 г. N385 П.Р.Т. освобождена от исполнения опекунских обязанностей по отношению к несовершеннолетнему внуку Фирстову Е.В.
Постановлением Главы Администрации Атяшевского муниципального района от 29 сентября 2009 г. N386 опекуном несовершеннолетнего Фирстова Е.В. назначен Ф.А.Ф.
04 сентября 2013 года Фирстов Е.В. обратился с заявлением к Главе Администрации городского округа Саранск Тултаеву П.Н. о включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 03 октября 2013 г. N 2633 Фирстов Е.В. был включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Постановлением Главы Администрации Октябрьского района г. Саранска от 20 мая 1999 г. N 249 за несовершеннолетним Фирстовым Е.В. сохранено право на жилое помещение по адресу: "адрес".
В соответствии с типовым договором социального найма жилого помещения N526 от 17 марта 2010 г. жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" находится в муниципальной собственности.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 16 августа 2013 г. N2076 "Об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении Фирстова Е.В." установлен факт невозможности проживания Фирстова Е.В. в комнате по адресу: "адрес", по причине того, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в нем, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Согласно справке филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Мордовия от 08 ноября 2010 г. N 5371 Фирстов Е.В. зарегистрированной недвижимости не имеет.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 10 сентября 2013 г. N 01/212/2013-781 информация о наличии недвижимого имущества у Фирстова Е.В. на территории Российской Федерации отсутствует.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение Фирстову Е.В. в соответствии с действующим законодательством не предоставлено, никаких прав на жилое помещение он не приобрел.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 года N 24-3 "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к выводу о законности заявленных требований и необходимости восстановления нарушенных прав истца.
Судебная коллегия соглашается с принятым судом решением, полагает, что оно соответствует закону и обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, на территории Республики Мордовия регулируются Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 года N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".
Пунктом 1 статьи 2 указанного Закона N 24-З исполнение государственного полномочия по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложено на исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченный в сфере образования.
Согласно статье 2 Закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в соответствующем населенном пункте.
Из статьи 3 Закона следует, что уполномоченный орган формирует единый список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений по форме, утвержденной Правительством Республики Мордовия. В список включаются лица, указанные в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона, достигшие возраста 14 лет. Список формируется по дате рождения детей-сирот, лиц из числа детей-сирот. Дети-сироты, лица из числа детей-сирот, родившиеся в один и тот же день, указываются в списке в алфавитном порядке. Список ведется отдельно по каждому муниципальному району, городскому округу Саранск в Республике Мордовия и актуализируется ежеквартально. Информация передается органами местного самоуправления ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за очередным кварталом. Поступившая ежеквартальная информация вносится в список не позднее 15 числа месяца, следующего за очередным кварталом. Список формируется на основании списков, представляемых органами местного самоуправления по форме, утвержденной Правительством Республики Мордовия.
На основании списка уполномоченный орган формирует списки на текущий год и плановый период, в которые включаются дети-сироты, лица из числа детей-сирот по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Списки формируются в целях планирования объема бюджетных ассигнований на приобретение (строительство) жилых помещений для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот.
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия об обеспечении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Пунктом 1 статьи 6 Закона Республики Мордовия N 32-З предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по получению жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии финансирования для целей обеспечения истца жилым помещением правового значения не имеет, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. В этой связи судебной коллегией указанный довод отклоняется.
Таким образом, оснований, предусмотренных статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 18 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - Администрации городского округа Саранск Кистенева К.И. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В.Адушкина
Судьи Н.П. Ерина
Л.И.Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.