Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Ериной Н.П.
Середы Л.И.
при секретаре Бобровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 19 марта 2015 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе Родькина А.Н. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 03 декабря 2014 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Родькин А.Н. обратился в суд с иском к отделению пенсионного обеспечения УФСИН России по Республике Мордовия о возложении обязанности по выплате пенсии с учетом повышенного должностного оклада, возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскании компенсации морального вреда (л.д.3-4).
В обоснование требований указал, что 25 июня 2003 г. он уволен из уголовно-исполнительной системы в связи с уходом на пенсию по выслуге лет, и с указанного времени ему была начислена пенсия с учетом 15% надбавки к должностному окладу за вредные условия труда. Данная надбавка в размере 15% к должностному окладу была закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 06 мая 1994 г. N 477 "Об утверждении размеров увеличения должностных окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности, в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, а также следственных изоляторов Министерства юстиции Российской Федерации". Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 г. N60 в вышеуказанное постановление внесены изменения, и при расчете пенсии ему была снижена процентная надбавка за специальные условия службы с 15% до 7%. Снизив процентную надбавку за специальные условия службы, УФСИН России по Республике Мордовия нарушило неприкосновенность ранее полученных им прав по размеру пенсионного обеспечения. На его неоднократные обращения в отделение пенсионного обеспечения УФСИН России по Республике Мордовия о перерасчете пенсии было отказано. Считал данный отказ незаконным.
Просил суд обязать ответчика выплачивать ему пенсию с учетом 15 процентной надбавки за специальные условия службы, взыскать с ответчика в его пользу разницу между подлежащей выплате пенсии с учетом 15 процентной надбавки за специальные условия службы и фактически выплаченной пенсией за период с 01 января 2012 г. по день вынесения решения суда, взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда "данные изъяты" рублей и расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей.
Определением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 21 октября 2014 г. произведена замена ненадлежащего ответчика отделения пенсионного обеспечения УФСИН России по Республике Мордовия на надлежащего ответчика УФСИН России по "адрес" (л.д.27-29).
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 03 декабря 2014 г. иск Родькина А.Н. оставлен без удовлетворения (л.д. 65-71).
В апелляционной жалобе истец Родькин А.Н. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Полагал, что положения пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 г. N60 не могут распространяться на него, поскольку относятся только к правоотношениям, возникшим с 01 января 2012 г., в то время как его правоотношения относительно службы закончились в 2003 году, и в этот же период начались пенсионные правоотношения (л.д.82-84).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения истца Родькина А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика УФСИН России по Республике Мордовия Абаниной Н.Н. об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Родькин А.Н. проходил службу в уголовно-исполнительной системе, в должности младшего инспектора отдела безопасности Учреждения "данные изъяты" (больница для осужденных) (л.д.9, 10-11).
С 26 июня 2003 г. Родькин А.Н. является получателем пенсии за выслугу лет по линии уголовно-исполнительной системы.
При назначении пенсии и исчислении ее размера ответчиком в зачет приняты должностной оклад, оклад по званию, процентная надбавка за выслугу лет, надбавка "за вредность" 15%, надбавка "за строгие условия работы" и стоимость продовольственного пайка (л.д.44).
Впоследствии размер пенсии истца изменился с учетом изменения пенсионного законодательства, снижена процентная надбавка за специальные условия службы с 15% до 7% (л.д.6).
Оставляя без удовлетворения исковые требования Родькина А.Н., суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для перерасчета пенсии.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда и считает, что позиция истца о необоснованном отказе в перерасчете пенсии и необоснованном снижении процентной надбавки за специальные условия службы, не может быть признана правильной.
В соответствии с положениями статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", истцу была назначена пенсия.
В силу статьи 43 названного Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.
Подпунктом "б" пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 г., изданного во исполнение статьи 43 ФЗ N 4468-1 от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел включаются оклад по последней должности, оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
Федеральными законами N 247-ФЗ от 19 июля 2011 г. "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и N 309-ФЗ от 08 ноября 2011 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что размеры пенсий, назначенных пенсионерам уголовно-исполнительной системы до 01 января 2012 г., с 01 января 2012 г. подлежат пересмотру.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 60 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР" внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 1994 г. N 477, и размер увеличения должностных окладов, тарифных ставок учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы для персонала учреждений, исполняющих наказания строгого режима, имеющих специальные звания, стал составлять 7%, для персонала учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, и больниц созданных для лечения осужденных к лишению свободы - 7%.
При введении нового правового регулирования лицам, проходившим военную службу, и членам их семей в силу части 1 статьи 5 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" гарантировано сохранение достигнутого к 01 января 2012 г. уровня их пенсионного обеспечения.
Указанная норма, в частности, закрепляет сохранение размеров пенсий, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", в случае уменьшения размеров назначенных названным лицам пенсий в связи с вступлением в силу указанного Федерального закона и Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ.
В данном случае, согласно выписки из истории установления размеров пенсии Родькину А.Н., размер его пенсии после перерасчета не уменьшился (л.д.39).
Исходя из изложенного, действия УФСИН России по Республике Мордовия по перерасчету и уменьшению размера надбавки за работу с осужденными для персонала учреждений, исполняющих наказания, специально созданных для содержания и лечения больных туберкулезом, и больниц, созданных для лечения осужденных к лишению свободы, с 15% до 7% при исчислении истцу пенсии являются законными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы истца не опровергают выводов суда, все они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, что не может служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, доводы апелляционной жалобы истца не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, установленных в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 03 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Родькина А.Н. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Н.П. Ерина
Л.И. Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.