Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи - председательствующего Екония Г.К.
судей Бажанова А.О.
Ганченковой В.А.
при секретаре судебного заседания Косолаповой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 17 марта 2015 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе Бердовой Т.В. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 19 декабря 2014 г.
Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бердова Т.В. обратилась в суд с заявлением к федеральному казённому учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия" (далее ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия) о взыскании задолженности по ежемесячным денежным выплатам.
В обоснование исковых требований указала, что с 1 января 1980 г. по 28 июня 2013 г. проживала и осуществляла трудовую деятельность в сельской местности в должности медицинской сестры Дома ребёнка Учреждения ЖХ-385/2 ГУИН Минюста России, расположенного в р.п. Явас Зубово-Полянского района Республики Мордовия, переименованного впоследствии в ФГУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия, ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия, а потому имела право на единовременную денежную выплату, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N839, в качестве меры социальной поддержки медицинских работников, проживающих и работающих по трудовому договору в сельских населённых пунктах. В 2012 году ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия во исполнение указанного постановления правительства ей было выплачено "данные изъяты" рублей за период 2005-2006 годы.
Считает, что ответчик неправомерно отказал в единовременной денежной выплате за период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2011 г. и ежемесячной денежной выплате за период с 1 января 2012 г. по 28 июня 2013 г. на том основании, что она пользуется льготами по оплате жилья и коммунальных услуг как "Ветеран труда".
Просила взыскать с ответчика единовременную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения, предусмотренную пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839), за период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2011 г., всего 51 708 рублей; взыскать с ответчика ежемесячную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения, предусмотренную пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839, за период с 1 января 2012 г. по 28 июня 2013 г. в размере 1200 рублей ежемесячно, всего "данные изъяты" рублей; взыскать с ответчика в её пользу компенсацию причинённого морального вреда в размере "данные изъяты" рублей; взыскать с ответчика судебные расходы, состоящие из государственной пошлины за обращение в суд в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 19 декабря 2014 г. исковые требования Бердовой Т.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Бердова Т.В. просит решение суда отменить частично. Не отрицая того, что является получателем мер социальной поддержки по категории "Ветеран труда", утверждает, что указанные льготы она получает по Закону Республики Мордовия, в то время как она просит взыскать ежемесячные выплаты, установленные Правительством Российской Федерации. Отмечает, что право выбора мер социальной поддержки ГКУ "Социальная защита населения по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия" ей предоставлен не был. Просила принять по делу новое решение в части, удовлетворить требование о взыскании ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения, предусмотренную пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839, за период с 1 января 2012 г. по 28 июня 2013 г. в размере 1200 рублей ежемесячно, всего "данные изъяты" рублей.
В судебное заседание истец Бердова Т.В., представитель ответчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, ГКУ "Социальная защита населения по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, и отложить разбирательство дела суд не просили. При этом начальником ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия Рыжовым С.В. представлено заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя исправительного учреждения.
При таких обстоятельствах и на основании частей третьей, пятой статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Согласно части второй статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Так как истец обжалует решение суда только в части отказа в исковых требованиях о взыскании ежемесячной выплаты за период с 1 января 2012 г. по 28 июня 2013 г. в общей сумме "данные изъяты" рублей по оплате жилых помещений, отопления и освещения, предусмотренной пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839, судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в указанной части и в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено право медицинских и фармацевтических работников на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В части 2 этой статьи предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счёт соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" установлена с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2014 г. медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских насёленных пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве меры социальной поддержки ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.
В соответствии с пунктом 4 данного постановления меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 2 настоящего Постановления, не предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам за периоды, в течение которых они пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и (или) на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании вступивших в законную силу решений суда, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 12 января 1995 г N 5-ФЗ "О ветеранах" устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе.
В силу статьи 22 данного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 13 данного Федерального закона предусмотрено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" ветеранам труда, проживающим на территории Республики Мордовия, признанным таковыми в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", после установления (назначения) им страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" предоставляется ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг.
Согласно пункту 3 статьи 17 указанного Закона Республики Мордовия в случае, если гражданин имеет право на получение одинаковой меры социальной поддержки по разным основаниям, то ему предоставляется мера социальной поддержки только по одному основанию (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне").
Таким образом, из смысла названных правовых норм следует, что не допускается предоставление сходных мер социальной поддержки дважды.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Бердова Т.В., зарегистрированная и проживающая по адресу: "адрес", в период с 1 января 1980 г. по 28 июня 2013 г. работала в должности медицинской сестры Дома ребёнка Учреждения ЖХ-385/2 ГУИН Минюста России, расположенного в р.п. Явас Зубово-Полянского района Республики Мордовия, переименованного далее в ФГУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия, ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия, что подтверждается копией трудовой книжки Бердовой Т.В. и справки ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия от 2 сентября 2014 г. N "данные изъяты".
Из копии удостоверения серии "данные изъяты", выданного Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия 20 января 1998 г., усматривается, что Бердова Т.В. имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах" и является "Ветераном труда".
Согласно сообщению государственного казённого учреждения "Социальная защита населения по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия" "N" и справке N "N" от 10 октября 2014 г. Бердова Т.В. является получателем ежемесячной денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг по категории "Ветеран труда" с 11 ноября 2006 г.
Факт получения ежемесячной денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг по категории "Ветеран труда" с 11 ноября 2006 г., согласно Закону Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" истцом не оспаривается.
В 2012 году, согласно приказу "N" от 15 июня 2012 г. "Об осуществлении денежных выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839, Бердовой Т.В. выплачено за 2005 год - "данные изъяты" рублей, за 2006 год - "данные изъяты" рублей, всего "данные изъяты" рублей, что подтверждается справкой ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия без даты и без номера.
Письмом ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия от 13 октября 2014 г. N "N" Бердовой Т.В. отказано в получении единовременной денежной выплаты, поскольку она уже является получателем ежемесячной денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг по категории "Ветеран труда", также учитывая, что приказом ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия от 28 июня 2013 г. N 156-лс "Об увольнении (расторжении трудового договора) Бердова Т.В. из ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия уволена по пункту 2 статьи 82 Трудового кодекса Российской Федерации с 28 июня 2013 г., и ей единовременная денежная выплата за фактически отработанное время в федеральном казённом учреждении государственной системы здравоохранения не положена.
Установив данные обстоятельства и руководствуясь приведёнными выше положениями закона, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований истца о взыскании ежемесячной выплаты за период с 1 января 2012 г. по 28 июня 2013 г. в общей сумме "данные изъяты" рублей по оплате жилых помещений, отопления и освещения на том основании, что в спорный период Бердова Т.В. пользовалась мерами социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, как ветеран труда, что лишает её право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839, поскольку вышеназванными законоположениями исключается получение сходных мер социальной поддержки по нескольким основаниям.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными.
По этим основаниям отклоняется довод апелляционной жалобы в указанной части.
Довод апелляционной жалобы Бердовой Т.В. о том, что право выбора мер социальной поддержки ГКУ "Социальная защита населения по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия" ей предоставлен не был, вывод суда не опровергает и отклоняется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
В остальной части решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 19 декабря 2014 г. не обжаловалось.
Нарушений норм процессуального закона, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 19 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Бердовой Т.В. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий Г.К. Екония
судьи А.О. Бажанов
В.А. Ганченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.