Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Старинновой Л.Д.,
судей Козиной Е.Г., Козлова А.М.,
при секретаре судебного заседания Щетининой О.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе исполняющей обязанности директора Государственного казенного учреждения "Социальная защита населения по Дубенскому району Республики Мордовия" Декиной Л.В. на определение судьи Дубенского районного суда Республики Мордовия от 26 января 2015 г.
Заслушав доклад судьи Козлова А.М., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Решением "данные изъяты" от 23 декабря 2014 г. удовлетворены исковые требования Седойкиной Л.М. к Государственному казенному учреждению "Социальная защита населения по Дубенскому району Республики Мордовия" (далее - ГКУ "Социальная защита населения по Дубенскому району Республики Мордовия") о признании незаконным решения об отказе в назначении меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг для педагогических работников, и назначении меры социальной поддержки по освобождению от оплаты жилья и коммунальных услуг для педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.
23 января 2015 г. в Дубенский районный суд Республики Мордовия на указанное решение поступила апелляционная жалоба исполняющей обязанности директора ГКУ "Социальная защита населения по Дубенскому району Республики Мордовия" Декиной Л.В.
Определением судьи Дубенского районного суда Республики Мордовия от 26 января 2015 г. указанная апелляционная жалоба оставлена без движения. Основанием для этого, как указано в определении, послужило то, что она подана в суд без соблюдения требований, установленных статей 322 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом заявителю предложено в срок не позднее 09 февраля 2015 г. исправить указанные в определении недостатки.
В частной жалобе представитель ответчика Декина Л.В., выражая несогласие с определением судьи, просит его отменить, ввиду того, что ГКУ "Социальная защита населения по Дубенскому району Республики Мордовия", исполняя государственную функцию, освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность определения суда, исходя из доводов частной жалобы и поступивших относительно нее возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 323 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалобы, представления, не соответствующих требованиям, предусмотренным статьей 322 настоящего Кодекса, при подаче жалобы, не оплаченной государственной пошлиной, судья не позднее чем через пять дней со дня поступления жалобы, представления выносит определение, которым оставляет жалобу, представление без движения, и назначает лицу, подавшему жалобу, представление, разумный срок для исправления недостатков жалобы, представления с учетом характера таких недостатков, а также места жительства или места нахождения лица, подавшего жалобу.
Оставляя апелляционную жалобу без движения, судья исходила из того, что ГКУ "Социальная защита населения по Дубенскому району Республики Мордовия" не имеет статуса органа государственной власти, в связи с чем на него не распространяются положения подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации об освобождении от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Между тем, судебная коллегия находит приведенные выводы судьи ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
В силу положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в указанных судах, в качестве истцов или ответчиков.
В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует определение "государственные органы". Однако, исходя из толкования данного понятия, следует, что он определяет круг субъектов публичных правоотношений через которые Российская Федерация и субъекты Российской Федерации реализуют свои государственные функции в определенной сфере деятельности.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 мая 2008 г. N 228 "Вопросы Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия и Государственного комитета Республики Мордовия по труду и занятости населения" Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия является исполнительным органом государственной власти, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение единой государственной политики в области социальной защиты и социального обслуживания населения.
При этом подпунктом 2 пункта 3 части 7 главы 2 указанного постановления предусмотрено, что Министерство в пределах своей компетенции осуществляет, в том числе, полномочия по организации назначения, планирования и выплаты компенсаций, пособий, субсидий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан.
Как следует из постановления Правительства Республики Мордовия от 15 ноября 2010 г. N 437 "Об изменении типа существующих государственных учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения Республики Мордовия в целях создания государственных казенных учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения Республики Мордовия" Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия наделено функциями и полномочиями учредителя государственных казенных учреждений в соответствии с его компетенцией.
В соответствии с пунктом 1.3 Устава ГКУ "Социальная защита населения по Дубенскому району Республики Мордовия", утвержденного приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 12 апреля 2011 г. N 12 (далее - Устав), учредителем указанного учреждения является Республика Мордовия. Учреждение находится в ведении Министерства социальной защиты населения в соответствии с его компетенцией.
Согласно пункту 8 раздела 2 подраздела 2 Административного регламента Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия по предоставлению государственной услуги по предоставлению единовременной денежной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг (твердое топливо, баллонный газ) отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия, утвержденного приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 19 июля 2010 г. N 164, исполнительным органом государственной власти, предоставляющим указанную государственную услугу, является Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, которое осуществляет ее предоставление через государственные казенные учреждения по социальной защите населения Республики Мордовия.
Частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
В соответствии с пунктом 1.5 Устава ГКУ "Социальная защита населения по Дубенскому району Республики Мордовия" является некоммерческой организацией, созданной Республикой Мордовия для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций на территории муниципального образования Дубенского муниципального района Республики Мордовия в целях обеспечения реализации гарантированного государством права граждан на социальную защиту и оказание государственных услуг населению в сфере социальной защиты населения. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия и на основании бюджетной сметы.
Судебная коллегия полагает, что наличие у ГКУ "Социальная защита населения по Дубенскому району Республики Мордовия" статуса юридического лица в организационно-правовой форме учреждения, субъекта гражданских правоотношений, не имеет правового значения для исполнения им государственных функций субъекта публичных правоотношений, в связи с чем не влияет на возможность реализовать предусмотренные законодательством о налогах и сборах льготы по уплате государственной пошлины применительно к правоотношениям, возникающим при осуществлении указанным юридическим лицом государственных функций.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что в данном случае следует учитывать положения пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которых все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит вывод судьи о том, что на ГКУ "Социальная защита населения по Дубенскому району Республики Мордовия" не распространяются положения подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации об освобождении от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, ошибочным.
Таким образом, определение судьи не может быть признано законным, оно подлежит отмене.
Однако, отменяя определение судьи, судебная коллегия лишена возможности рассмотреть дело по апелляционной жалобе представителя ГКУ "Социальная защита населения по Дубенскому району Республики Мордовия" Декиной Л.В., поскольку указанная апелляционная жалоба лицам, участвующим в деле, не направлялась.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым возвратить дело в суд первой инстанции для выполнения требований статьи 325 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Дубенского районного суда Республики Мордовия от 26 января 2015 г. отменить.
Возвратить дело в Дубенский районный суд Республики Мордовия для выполнения требований статьи 325 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья-председательствующий
Л.Д. Стариннова
Судьи
Е.Г. Козина
А.М. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.