Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 12 марта 2015 г. по делу N 33-74/2015
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: судьи-председательствующего Гордиенко Ю.А., судей - Даутова М.Ф. и Винника С.Ю., при секретаре Кузнецовой А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего Службы " ... " " ... " Лоншаковой Н.Н. об оспаривании действий начальника и жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по " ... ", связанных с отказом в принятии на учёт нуждающихся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, по апелляционной жалобе представителя заявителя Горелова В.И. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 19 декабря 2014 года.
Заслушав доклад судьи Гордиенко Ю.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, выступления заявителя Лоншаковой Н.Н. и её представителя Горелова В.И. в поддержание доводов жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Лоншакова, "дата" года рождения, с 27 апреля 2000 года проходит военную службу по контракту, в том числе в Службе " ... " Пограничного управления ФСБ России по " ... " (далее - Управление, л.д. 13, 54, 55).
С 1989 года по 1992 год заявитель проживала в доме, который за ней не числится, в "адрес", а с декабря 1992 года по декабрь 2004 года - в "адрес" (л.д. 19, 85).
По месту службы Лоншакова с ноября 2004 года зарегистрирована и проживает с супругом (зарегистрирован с 9 декабря 1997 года) и двумя детьми ( " ... " и " ... " годов рождения, зарегистрированы, соответственно, с 27 июля 2007 года и с 2 декабря 2004 года) в доме общей площадью 000 кв.м. по адресу: "адрес", который принадлежит отцу супруга Л.Ф. на основании Договора от 22 мая 1964 года о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности (л.д. 60, 66, 76, 81, 82, 83, 86).
1 декабря 2004 года между Л.Ф. (отцом супруга) с одной стороны, заявителем и её супругом с другой стороны, заключён договор аренды данного жилого дома на срок до 31 декабря 2014 года (л.д. 77-79).
Помимо этого между Л.Ф. (отцом супруга) и Л.А. (супругом заявителя) 15 января 2007 года заключён ещё один договор найма указанного жилого дома, заверенный нотариально. Согласно данному договору дом без указания срока передан в пользование нанимателю с правом проживания заявителя, её супруга и их детей с оплатой лишь коммунальных и других услуг, необходимых для ведения хозяйственной деятельности (л.д. 20).
В данном доме, расположенном по адресу: "адрес", с 1966 года зарегистрирован также и его владелец - Л.Ф. (л.д. 88).
8 августа 2014 года в жилищную комиссию Пограничного управления ФСБ России по " ... " (далее - жилищная комиссия) от Лоншаковой поступило заявление о принятии её с учётом членов её семьи - супруга и двух детей на учёт нуждающихся в жилом помещении в избранном постоянном месте жительства " ... " (л.д. 50-53).
Решением жилищной комиссии (протокол от 11 сентября 2014 года утверждён начальником Управления 23 сентября 2014 года) Лоншаковой на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ в постановке на указанный учёт отказано (л.д. 112, 121-123, 141).
При этом жилищная комиссия усомнилась в правомерности заключения договора аренды жилого помещения, на основании которого Лоншакова и члены её семьи проживают в доме у собственника - отца супруга, полагая, что заявитель с членами своей семьи проживают в этом доме в качестве членов семьи собственника, с учётом которого следует рассматривать заявление Лоншаковой, и приняла во внимание, что заявителем не представлены выписки из домовых книг, а представленные копии домовых книг были заверены ненадлежащим образом - без указания даты их заверения (л.д. 121-123).
Считая этим свои права нарушенными, Лоншакова через своего представителя по доверенности Горелова обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконными указанные действия жилищной комиссии и обязать эту комиссию принять заявителя и членов её семьи на учёт нуждающихся в жилом помещении в избранном при увольнении с военной службы постоянном месте жительства. Начальник Управления привлечён к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Решением Читинского гарнизонного военного суда от 19 декабря 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель заявителя по доверенности Горелов просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления, приводя в обоснование следующее.
Суд не учёл, что Лоншакова имеет выслугу свыше 14 календарных лет и увольняется с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
Суд не принял во внимание, что заявитель и члены её семьи не имеют в собственности жилых помещений.
Суд не дал оценку выводам жилищной комиссии о необходимости разрешения вопроса нуждаемости в обеспечении жилым помещением с учётом родственника Лоншаковой, на жилой площади которого проживают заявитель и члены её семьи.
Изучив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет.
Как определено абз. 1, 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (абз.13 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
В силу чч. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учётной нормой площади жилого помещения (далее - учётная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Согласно ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учёт. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учёт, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учёт, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учёт, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учёт, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Как определено п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512 (далее - Правила), военнослужащий для признания его нуждающимся в жилом помещении подаёт в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), к которому прилагаются следующие документы:
а) копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;
б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами;
в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления;
д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае если по обстоятельствам, не зависящим от военнослужащего, документы, указанные в подпункте "г" пункта 3 настоящих Правил, не могут быть получены, он представляет документы, свидетельствующие о невозможности их получения (п. 4 Правил).
Согласно подпункту "и" пункта 7 Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N1054 (далее - Правила), избрание военнослужащим постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием его признания нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства.
Из приведённых правовых норм следует, что военнослужащий при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, признанный нуждающимся в жилом помещении и увольняемый с военной службы по льготному основанию, в том числе при достижении предельного возраста пребывания на военной службе, вправе по выбору получить в собственность бесплатно или по договору социального найма жилое помещение по избранному постоянному месту жительства, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в соответствующую жилищную комиссию заявление по установленной форме и документы, перечисленные в п. 3 Правил, в том числе выписки из домовых книг с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления. Отказ в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях возможен в случае не представления военнослужащим предусмотренных ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов, которые он обязан был предоставить.
Как видно из материалов дела, Лоншакова, достигшая предельного возраста пребывания на военной службе, и члены её семьи в соответствии со справками из Росреестра не являются собственниками недвижимого имущества, в том числе жилых помещений, и по месту службы проживают в доме собственника - отца супруга на основании заключённых с ним договоров, то есть не в качестве членов семьи собственника жилого помещения, как об этом указано в решении жилищной комиссии (л.д. 108-111, 20, 77-79).
По месту жительства в "адрес", общей площадью " ... " кв.м, помимо собственника зарегистрированы: Лоншакова - с ноября 2004 года, её супруг с 9 декабря 1997 года, и их дети " ... " и " ... " годов рождения, соответственно, с 27 июля 2007 года и с 2 декабря 2004 года. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего в этом помещении лица составляет 10,3 кв.м, что менее учётной нормы площади жилого помещения для " ... " (14 кв.м. согласно постановлению Главы администрации муниципального района " ... " от 25 февраля 2013 года N 79, л.д. 80-84).
В августе 2014 года Лоншакова обратилась в жилищную комиссию с заявлением о признании её с учётом мужа и двух детей нуждающимися в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства в " ... ". К заявлению она приложила копии паспортов членов семьи, свидетельство о рождении сына, не имеющего паспорт, свидетельство о заключении брака с Лоншаковым, справки ФМС о регистрации её и членов её семьи по месту жительства, справку кадрового органа с указанием послужного списка, состава семьи, выслуги лет и планируемого времени увольнения, копию договора аренды жилого дома, в котором они проживают и заверенные должностным лицом и печатью Службы копии домовых книг.
11 сентября 2014 года жилищная комиссия, полагая, что Лоншакова и члены её семьи проживают в доме собственника - отца супруга в качестве членов семьи собственника, посчитав, что заявителем не представлены выписки из домовых книг, а представленные копии этих книг не заверены надлежащим образом - без указания даты их заверения, на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказала заявителю в постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении (л.д. 123).
Данное решение жилищной комиссии, по мнению окружного военного суда, не в полной мере соответствует приведённым выше и другим нормам права и поэтому нарушает права заявителя.
Так, действующее гражданское законодательство не запрещает военнослужащим заключать договор найма (поднайма, аренды) жилого помещения с родственниками - собственниками жилых помещений.
В соответствии со ст. 288 ГК РФ собственник жилого помещения - отец супруга Лоншаковой, вправе предоставить своему сыну и другим членам семьи заявителя для проживания жилое помещение, однако такое предоставление не влечёт за собой автоматическое обеспечение их жилым помещением.
В силу ч. 2 ст. 31 ЖК РФ собственник жилья вправе определить правовой статус Лоншаковой и членов её семьи по отношению к принадлежащему ему жилому помещению, выражающийся в том, что она и члены её семьи в силу закона не имеют никаких прав на данное жилое помещение, и как установлено судом первой инстанции, состоят на регистрационном учёте и проживают в этом жилом помещении на основании заключённых с собственником договоров (аренды, найма), то есть как наниматели, а не как члены семьи собственника жилого помещения. Следовательно, указанное обстоятельство не может означать обеспечение заявителя и членов её семьи жилым помещением.
Даже при условии проживания заявителя и членов её семьи в качестве членов семьи собственника дома, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого проживающего в этом доме лица составляет 10,3 кв.м, что менее учётной нормы для " ... ".
Представление заявителем в жилищную комиссию светокопий домовых книг за последние 5 лет до подачи заявления, заверенных подписью и печатью должностных лиц Службы " ... ", по мнению суда апелляционной инстанции, не входит в противоречие с пп. "г" п. 3 Правил, которым предусмотрено предоставление выписок из указанных книг. Данные копии домовых книг в отличие от выписок из них содержат больше информации. Заверение же копий этих книг без указания даты не может быть поставлено в вину заявителю, поскольку произведено должностными лицами Службы " ... " и в этой связи могло быть устранено по инициативе жилищной комиссии до момента рассмотрения заявления Лоншаковой. При этом жилищная комиссия в силу ч. 4 ст. 52 ЖК РФ могла самостоятельно сделать необходимые запросы для устранения недостатков, допущенных должностными лицами Службы " ... " при заверении документов и получения необходимых, по мнению комиссии, документов.
Кроме того, в силу пп. "и" п. 7 Правил, избрание Лоншаковой постоянного места жительства в " ... " является самостоятельным основанием признания её и членов её семьи нуждающимися в получении жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства.
При изложенных обстоятельствах жилищный орган необоснованно отказал Лоншаковой и её членам семьи - супругу и двум сыновьям в постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении, что нарушило права заявителя.
Суд первой инстанции не учёл данные обстоятельства, имеющие значение для дела и, отказав в удовлетворении заявления, принял неправильное по существу решение, которое в силу п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявления. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что с заявлениями о принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении в избранном постоянном месте жительства заявитель в жилищную комиссию обращалась также в 2012 и 2013 годах, в чём ей неоднократно отказывалось по сходным, как по данному делу, основаниям.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления и апелляционной жалобы в сумме 350 рублей в силу ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию с регионального пограничного управления. Каких-либо льгот по освобождению от уплаты судебных расходов закон не содержит.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 19 декабря 2014 года по гражданскому делу по заявлению Лоншаковой Н.Н. отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Признать незаконными решение жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по " ... " от 11 сентября 2014 года об отказе Лоншаковой Н.Н. в принятии на учёт нуждающихся жилом помещении и действия начальника этого Управления, утвердившего данное решение.
Обязать жилищную комиссию Пограничного управления ФСБ России по " ... " повторно рассмотреть заявление Лоншаковой Н.Н. и принять её с членами её семьи с 8 августа 2014 года на учёт нуждающихся в жилом помещении в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства.
Взыскать с Пограничного управления ФСБ России по " ... " в пользу Лоншаковой Н.Н. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 350 (триста пятьдесят) рублей.
" ... "
" ... "
Судья-председательствующий Ю.А. Гордиенко
Секретарь А.С. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.