Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе председательствующего, судьи ФИО10,
судей: ФИО2, ФИО9,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО9 гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО8 на решение Каменского районного суда Ростовской области от 28 ноября 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО8 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, сославшись на то, что 07.04.2011 года она как ребенок -сирота в установленном законом порядке принята на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, составом семьи один человек. 09.09.2014 года ФИО8 обратилась в администрацию АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН с заявлением, в котором просила учесть при предоставлении ей жилья родившегося у нее сына. 14.10.2014 года заявителем получен письменный отказ, мотивированный тем, что ее ребенок не относится к категории граждан "дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей", вследствие чего не может быть учтен при предоставлении ФИО8 жилья.
ФИО8 просила признать незаконными указанное решение городской администрации, ссылаясь на то, что на момент принятия заявителя как ребенка-сироты на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении действовало постановление Правительства Ростовской области от 18.09.2006 года N384, в котором была установлена норма предоставления жилого помещения не более 42 кв.м. на семью из двух человек.
Решением Каменского районного суда г.Ростова-на-Дону от 28.11.2014 года заявление ФИО8 оставлено без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о законности обжалуемого решения.
В апелляционной жалобе ФИО8, воспроизводя доводы заявления, ставит вопрос об отмене решения суда.
ФИО8 в заседание суда апелляционной инстанции не явилась, извещена, судебная коллегия, принимая во внимание положения ст.ст. 257, 327 ГПК Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Представитель администрации АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, по доверенности ФИО4, в заседание суда апелляционной инстанции явилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам, установленным ст. 3271 ГПК Российской Федерации, приходит к следующему.
Как установлено районным судом и подтверждается материалами дела, ФИО8 постановлением Главы администрации АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 07.04.2011 года (с учетом изменений, внесенных Постановлением от 28.09.2012 года N1724) принята на жилищный учет составом семьи один человек как ребенок-сирота, нуждающийся в предоставлении жилого помещения. На момент постановки ФИО8 на учет действовало Постановление Администрации Ростовской области от 18.09.2006 года N 384 "О порядке обеспечения жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) (далее - Постановление Администрации Ростовской области N384).
02.08.2012 года у ФИО8 родился сын, ФИО5, на указанную дату уже действовало Положение "О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденное Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года N 539.
09.09.2014 года ФИО8 обратилась в администрацию АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН с заявлением, в котором просила учесть при предоставлении ей жилья родившегося ребенка, в чем 14.10.2014 года последней письменно отказано со ссылкой на то, что ребенок заявителя не относится к категории граждан "дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей", вследствие чего не может быть учтен при предоставлении ФИО8 жилья как ребенку-сироте.
До настоящего времени жилое помещение ФИО8 не предоставлено.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 8 (абзац второй п. 1) указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) было установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1203 (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), предусматривалось предоставление и распределение из федерального бюджета таких субсидий только для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством).
Таким образом, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений во внеочередном порядке являлось льготой, которая носила адресный характер и была направлена на обеспечение органом исполнительной власти жилым помещением по договору социального найма именно указанной категории лиц.
Учитывая, что федеральным законодательством, а равно и законами субъекта, не предусматривалось распространение льготы по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма на членов семей указанных категорий граждан, члены семей таких граждан при предоставлении последним жилого помещения учету не подлежали.
Данная позиция нашла подтверждение, как в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.04.2013 года, так и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 года N36-О по жалобам граждан Бывальцева К.В, Крякушина А.С. и других. Кроме того, Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 1 января 2013 года изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации о внеочередном предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан утратившим силу, а гарантии предоставления жилых помещений названным категориям лиц закреплены в новой редакции ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года N 159-ФЗ. Из содержания указанной нормы права следует, что детям-сиротам, не являющимся нанимателями ( членами семьи нанимателей) жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством данного субъекта, на основании договора найма однократно предоставляет благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Согласно п.4 Положения "О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года N 539, размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору найма специализированного жилого помещения, составляет не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения; в случае если оба члена семьи имеют право на обеспечение жильем в соответствии с настоящим Положением, - не менее 34 кв. м общей площади жилого помещения.
Дополнительная площадь сверх установленной общей нормы площади жилого помещения предоставляется детям-сиротам, имеющим на нее право, при наличии медицинских показаний в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в виде отдельной комнаты. При отсутствии отдельной комнаты дополнительная площадь предоставляется в размере 10 кв. м.
Иных дополнительных гарантий, в частности предоставления жилой площади лицам из числа детей-сирот с учетом членов их семьи, упомянутым Положением не предусмотрено, равно как и ранее действовавшим Постановлением Администрации Ростовской области от 18.09.2006 года N 384. Доводы заявителя об обратном основаны на неверном толковании указанного постановления.
Таким образом, действующее законодательство ни на момент постановки заявителя на учет как лица из числа детей-сирот, ни на момент рассмотрения заявления не предусматривало такой дополнительной социальной гарантии, как учет членов семьи упомянутого лица при предоставлении жилого помещения, вследствие чего районный суд справедливо оставил заявление ФИО8 без удовлетворения.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене постановленного решения и по существу направлены на переоценку выводов суда, мотивированных и подробно изложенных в обжалуемом решении, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Каменского районного суда Ростовской области от 28 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО8- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.