Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Ланцовой М.В.,
судей Чеботаревой Е.А., Зубовой Е.А.,
при секретаре Салеевой В.В.
рассмотрела в судебном заседании 18 марта 2015 года
дело по апелляционной жалобе администрации Большеуковского муниципального района Омской области на решение Большеуковского районного суда Омской области от 04 декабря 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Ходасевич Н. В. удовлетворить в полном объеме.
Зачесть Ходасевич Н. В. в стаж муниципальной службы пять лет из периода её работы в должности старшего методиста районного дома культуры с " ... " по " ... ".
Признать за Ходасевич Н. В. право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии.
Взыскать с Администрации Большеуковского муниципального района Омской области в пользу Ходасевич Н. В. государственную пошлину в размере " ... "".
Заслушав доклад судьи Чеботаревой Е.А. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ходасевич Н.В. обратилась в суд с иском к администрации Большеуковского муниципального района Омской области о включении периодов работы в стаж муниципальной службы и признании права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии.
В обоснование требований указала, что в период с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " работала старшим методистом, методистом районного Дома культуры и с " ... " по " ... " - директором музея. Решением комиссии от " ... " в удовлетворении её заявления о включении указанных периодов в стаж муниципальной службы ей было отказано.
Считая данное решение незаконным, просила включить указанные периоды в стаж муниципальной службы, признав за ней право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии.
В судебном заседании истец Ходасевич Н.В. и её представитель Сергиенко В.В. требования поддержали, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Большеуковского муниципального района Омской области Рожкова А.А. иск признала, не возражала против включения в стаж муниципальной службы указанных периодов, но не более чем за пять лет.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация " ... " Омской области указала, что с принятым судом решением не согласна, так как суд неправильно определил обстоятельства по делу и применил нормы материального права. Полагает, что спорные периоды работы не подлежали включению в стаж, так как истец в настоящее время должность муниципального служащего не занимает, находится на пенсии. Вывод суда о том, что знания, полученные истцом в период работы методистом и директором музея были необходимы для осуществления ее последующей деятельности, противоречат нормативным актам. Учреждения, в которых осуществляла трудовую деятельность Ходасевич Н.В. к местным органам власти не относились, истица уволена в связи с ликвидацией учреждения, не с должности муниципального органа муниципальной службы. Суд оставил без внимания то обстоятельство, что Положение, утвержденное Решением Совета Большеуковского муниципального района от " ... " N " ... " такого понятия, как доплата к государственной пенсии не содержит.
В возражениях на апелляционную жалобу Ходасевич Н.В. просит решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя администрация " ... " Омской области Роковой А.А., поддержавшей доводы жалобы, Ходасевич Н.В., согласившуюся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В материалах дела имеется копия трудовой книжки истицы, из которой следует, что " ... " Ходасевич Н.В. принята переводом в районный Дом культуры на должность старшего методиста, " ... " - уволена по собственному желанию. Далее, " ... " она была принята на должность методиста районного дома культуры, с " ... " переведена на должность директора музея. " ... " уволена переводом согласно постановлению главы администрации района от " ... ".
С " ... " назначена исполняющей обязанности заведующей отделом культуры в администрации района.
С " ... " утверждена заведующей отделом культуры администрации " ... ".
С " ... " переведена на должность председателя по культуре и искусству и " ... " уволена с должности муниципальной службы по соглашению сторон.
С " ... " принята в администрацию Большеуковского муниципального района Омской области на должность муниципальной службы советника, с " ... " переведена на должность председателя Комитета по культуре и искусству, " ... " уволена по собственному желанию.
С " ... " истица была принята на должность директора Бюджетного учреждения "Культура и искусство" Большеуковского муниципального района Омской области, " ... " уволена в связи с ликвидацией учреждения.
Таким образом, стаж муниципальной службы Ходасевич Н.В. составил 14 лет 8 месяцев 14 дней.
" ... " истица обратилась к ответчику с заявлением о включении в ее стаж муниципальной службы периодов работы с " ... " по " ... " в должности методиста районного дома культуры и с " ... " по " ... " в должности директора музея.
Согласно письму администрации Большеуковского МР Омской области от " ... " N " ... " комиссией по рассмотрению представлений было принято распоряжение от " ... " N " ... " об отказе истице во включении этих периодов в стаж, так как в настоящее время она не является лицом, замещающим должность муниципальной службы.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку опыт и знания, полученные истицей в период работы с " ... " по " ... " были необходимы для осуществления деятельности заведующей отделом культуры, председателя комитета по культуре и искусству, она имеет право на включение данного периода в стаж муниципальной службы, следовательно, имеет право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, так как судом не было учтено следующее.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от " ... " N " ... " "О муниципальной службе в РФ", муниципальная служба это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В стаж муниципальной службы включаются периоды работы на должностях муниципальной службы; муниципальных должностях; государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ст. 25 Федерального закона).
Перечень периодов, которые засчитываются в стаж муниципальной службы Омской области, перечислен в ст. 2 Закона Омской области " ... " N 1241-ОЗ "О стаже муниципальной службы в Омской области". При этом в п. 4 ч. 1 ст. 3 указано, что в стаж муниципальной службы могут быть зачтены иные периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим в Омской области для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего в Омской области. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать 5 лет. Решение представителя нанимателя (работодателя) о зачете в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности оформляется соответствующим муниципальным правовым актом.
Кроме того, решением N " ... " от " ... " утверждено Положение "О порядке установления выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в " ... " Омской области".
В соответствии с п. 2 указанного Положения в редакции от " ... " право на выплату и перерасчет пенсии за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет, и если непосредственно перед увольнением они замещали должности муниципальной службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев, имеют право на пенсию за выслугу лет, если увольнение произошло по основанию предусмотренному данным Положением.
Таким образом, из приведенных норм следует, что возможность включения в стаж муниципальной службы названных периодов работы лицам, не замещающим в настоящее время должность муниципальной службы, не предусмотрена.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 24, указанного Федерального закона, в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Положением о порядке обращения за назначением ежемесячной доплаты к страховой пенсии, ее установления, выплаты и перерасчета, утвержденным постановлением администрации г. Омска от " ... " N " ... " право на назначение ежемесячной доплаты к страховой пенсии имеют лица, получающие страховую пенсию, назначенную в соответствии с федеральным законодательством, замещавшие должности муниципальной службы " ... ", в том случае, если они:
- имеют стаж муниципальной службы не менее 15 лет;
- были освобождены от замещаемой должности по одному из следующих оснований:
ликвидация органа местного самоуправления " ... " (его структурного подразделения), муниципального органа;
сокращение численности или штата муниципальных служащих органа местного самоуправления " ... " (его структурного подразделения), муниципального органа;
истечение срока страхового договора, заключенного с муниципальным служащим;
истечение срока полномочий, установленного для отдельных должностей муниципальной службы " ... ";
достижение предельного возраста, установленного законодательством для замещения должности муниципальной службы;
инициатива работника (собственное желание), соглашение сторон, перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу, прекращение страхового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, - при условии замещения должности муниципальной службы " ... " не менее 3 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы;
- были освобождены от замещаемой должности не ранее " ... ".
Согласно Уставу Бюджетного учреждения "Культура и искусство" Большеуковского муниципального района Омской области от " ... " N " ... " данное учреждение оказывает муниципальные услуги для обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры и искусства на территории района, однако органом местного самоуправления не является.
Такие должности как директор музея и методист не являются должностями муниципальной службы, поскольку в реестре должностей муниципальной службы не поименованы. Соответственно, период работы истицы в данных должностях не может быть включен в стаж муниципальной службы.
Кроме того, Ходасевич Н.В. не представила доказательства, подтверждающие, что опыт ее работы в качестве директора музея и методиста был необходим и полезен для работы в качестве председателя Комитета по культуре и искусству.
При таких обстоятельствах, поскольку муниципальной службы истицы менее 15 лет, уволена она в связи с ликвидацией из Бюджетного учреждения "Культура и искусство" Большеуковского муниципального района Омской области, не с должности муниципальной службы, права на пенсию за выслугу лет у нее не возникает.
Ссылка суда на Решение Совета Большеуковского муниципального района Омской области от " ... " N " ... " ошибочна, поскольку данный нормативно-правовой акт утратил силу в связи с изданием Решения Совета Большеуковского МР Омской области от " ... " N " ... " (вступившее в законную силу с 01.01.2011).
Исходя из установленных по делу обстоятельств, приведенных норм права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, как постановленное с неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, с неправильным применением судом норм материального права.
Принимая во внимание, что по делу не требуется новые доказательства и дополнительная проверка, судебная коллегия находит возможным принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании ст. 98 ГПК РФ, государственная пошлина при подаче Ходасевич Н.В. искового заявления не подлежит взысканию с администрации Большеуковского муниципального района Омской области.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Администрации Большеуковского муниципального района удовлетворить, решение Большеуковского районного суда Омской области от " ... " отменить.
Принять по делу новое решение.
Ходасевич Н. В. в удовлетворении иска о включении периодов работы в стаж муниципальной службы и признании права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, отказать.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.