Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Старостиной Г.Г.,
при секретаре: Матюхиной К.В.,
рассмотрела в судебном заседании 12 марта 2015 года дело по апелляционной жалобе Мен С. и ее представителя Полищука С.И. на решение Кировского районного суда г.Омска от 15 января 2015 года, которым постановлено:
"Заявление заместителя начальника УФМС России по Омской области удовлетворить.
Поместить гражданку " ... " Мэн С., " ... " года рождения, в Специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Омской области на правах обособленного отдела, по адресу: " ... " на срок " ... " суток, который исчислять с " ... ", до исполнения решения о ее депортации.
Решение является основанием для временного размещения иностранного гражданина в специальном учреждении".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения Мэн С. и её представителя Маланиной Е.Н., представителей УФМС по Омской области " ... ". и " ... "., заключение прокурора отдела областной прокуратуры " ... "., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
УФМС России по Омской области обратилось в суд с заявлением о помещении в специальное учреждение иностранного гражданина, ссылаясь на то, что " ... " УФМС России по Омской области принято решение о сокращении срока постоянного проживания гражданке " ... " Мэн С., о чем она получила уведомление " ... " с разъяснением о том, что она обязана выехать из Российской Федерации в течение " ... " дней, однако до настоящего времени гражданка " ... " Мэн С. территорию РФ не покинула.
" ... " решением УФМС России по Омской области гражданке " ... " Мэн С. был аннулирован вид на жительство, выданный " ... ".
" ... " начальником УФМС России по Омской области принято решение о депортации гражданки " ... " Мэн С. за пределы Российской Федерации в страну гражданской принадлежности. О вынесенном решении Мэн С. была уведомлена в тот же день - " ... ", однако до настоящего времени территорию Российской Федерации не покинула.
В связи с этим просили поместить гражданку " ... " Мэн С. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Омской области, расположенное по адресу: " ... " на срок " ... " суток до исполнения решения УФМС России по Омской области о депортации.
В судебном заседании представитель УФМС России по Омской области " ... ". заявленные требования поддержал.
Гражданка " ... " Мэн С. и ее представитель Полищук С.И. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований. Пояснили, в настоящее время ведется процесс обжалования заключения об аннулировании вида на жительство Мэн С. и решения о ее депортации. До принятия решения по жалобам помещение Мэн С. в специализированное учреждение временного содержания иностранных граждан является незаконным. Также ими подано обращение на имя Президента РФ, ожидается ответ на него. Мэн С. вмененных ей административных правонарушений не совершала. Кроме того, поданное УФМС России по Омской области заявление затрагивает права детей Мэн С., рожденных на территории РФ.
Помощник прокурора Кировского АО г.Омска " ... " полагала, что заявление подлежит удовлетворению.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Мен С. и ее представитель Полищук С.И. просят решение суда отменить, ссылаясь на незаконность ссылок в решении на гл.26.1 ГПК РФ, поскольку о реадмиссии в данном случае речи не идет. Суд вынес решение, основываясь на решении УФМС России по Омской области N " ... " от " ... ", которое в настоящее время не вступило в законную силу, поскольку до настоящего времени обжалуется. При предъявлении настоящих требований заявителем не был представлен необходимых пакет документов. В настоящее время на рассмотрении Верховного Суда РФ находятся решения УФМС и судов в отношении Мен С., также направлены обращения Президенту РФ и в Прокуратуру РФ, в связи с чем депортация Мен С. недопустима до завершения процесса обжалования. Кроме того, указывают на незаконность решения УФМС России по Омской области N " ... " от " ... ", ссылаясь на то, что вмененные Мен С. правонарушения она не совершала. Судом не принято во внимание наличие у Мен С. супруга и двоих несовершеннолетних детей, родившихся на территории РФ. Мен С. никогда не привлекалась к уголовной ответственности, каких-либо доказательств того, что она представляет угрозу государственной безопасности, не имеется. В данной ситуации помещение в Специальное учреждение временного содержания иностранных граждан является чрезмерным ограничением, противоречащим ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Кировского АО г.Омска " ... " просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с ч.3 ст.62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55 Конституции РФ).
В силу положений ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Согласно ч.ч.1-4 ст.31 указанного Федерального закона в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.
В случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней.
Иностранный гражданин, не исполнивший обязанность, предусмотренную пунктом 1 или 2 настоящей статьи, подлежит депортации.
Депортация иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и его территориальными органами во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.
Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (ч.9).
В соответствии с ч.9.3 данной статьи помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его заместителя.
За исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 настоящей статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда (п.9.4 ст.31 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).
В соответствии со ст.261.1 ГПК РФ заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.
Согласно ст.261.4 ГПК РФ суд, рассмотрев по существу заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет или отклоняет заявление.
Решение суда об удовлетворении указанного в части первой настоящей статьи заявления является основанием для помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение на необходимый для осуществления его депортации или реадмиссии срок или продления срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.
Из материалов дела следует, что Мэн С., " ... " года рождения, является гражданкой " ... ".
" ... " решением УФМС России по Омской области N " ... " о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина Мэн С. был закрыт въезд в Российскую Федерацию сроком на " ... " года до " ... " в связи с неоднократным привлечением к административной ответственности, а именно:
- " ... " за совершение административного правонарушения, предусмотренного " ... " КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере " ... " рублей;
- " ... " за совершение административного правонарушения, предусмотренного " ... " КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере " ... " рублей;
- " ... " за совершение административного правонарушения, предусмотренного " ... " КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере " ... " рублей " ... "
В связи с указанным решением заключением N N " ... " от " ... " УФМС России по Омской области был аннулирован вид на жительство, выданный Мэн С., " ... "
В тот же день - " ... ", УФМС России по Омской области принято решение о сокращении срока постоянного проживания иностранного гражданина на территории РФ, которым сокращен срок постоянного проживания гражданке " ... " Мэн С. " ... "
" ... " Мэн С. была в письменном виде уведомлена о принятом в отношении нее решении об аннулировании вида на жительство, а также о том, что в случае неисполнения ею обязанности добровольно покинуть территорию Российской Федерации она будет подвергнута депортации " ... "
Решением Куйбышевского районного суда г.Омска от " ... " требования Мэн С. о признании незаконным решения УФМС России по Омской области от " ... " N " ... " об аннулировании вида на жительство удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от " ... " указанное решение отменено и принято новое решение, которым в удовлетворении заявленных Мэн С. требований отказано " ... ").
Определением Верховного Суда РФ от " ... " в передаче кассационной жалобы Мэн С. на постановление апелляционной инстанции для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ отказано " ... "
" ... " УФМС России по Омской области было принято решение N " ... " о депортации гражданки " ... " Мэн С. за пределы Российской Федерации " ... " о котором Мэн С. была уведомлена в тот же день - " ... " " ... "
Данное решение никем не отменялось.
Учитывая то, что в отношении Мэн С. федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции принято решение о депортации, а материалами дела подтверждается необходимость обеспечения исполнения данного решения, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление УФМС России по Омской области о размещении указанного лица в специальном учреждении до исполнения решения о депортации с территории Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции в данной части мотивированны, основаны на исследованных в ходе судебного разбирательства материалах дела и положениях действующего законодательства, в связи с чем сомнений в их правильности не вызывают.
Доводы апелляционной жалобе о необоснованности ссылок в решении на гл.26.1 ГПК РФ являются несостоятельными, поскольку указанной главой ГПК РФ регулируются вопросы помещения иностранного гражданина, подлежащего, в том числе, депортации, в специальное учреждение
Не могут быть приняты во внимание и доводы апелляционной жалобы о том, что Мэн С. имеет постоянное место жительства, семью - мужа и двоих несовершеннолетних детей, на территории РФ, а депортация нарушает ее право на уважение семейной жизни, поскольку данные обстоятельства имели бы правовое значение при проверке законности и обоснованности состоявшегося в отношении нее решения о депортации, однако данное решение предметом судебной проверки в рамках данного дела не является.
Являются несостоятельными и не влияют на правильность обжалуемого решения суда и доводы апелляционной жалобы о том, что Мэн С. не представляет реальной угрозы для безопасности государства, общественного порядка, поскольку в данном случае принятие адекватных мер реагирования в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации и нарушающих порядок такого пребывания, находится в компетенции суверенного государства.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения N " ... " от " ... " не могут быть приняты во внимание, поскольку предметом рассмотрения по данному делу указанное решение не являлось.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержит каких-либо новых обстоятельств, которые бы могли свидетельствовать о незаконности принятого судом решения.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Омска от 15 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мен С. и ее представителя Полищука С.И. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.