Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Мотрохова А.Б.,
судей Астапчук Р.В., Будылка А.В.,
при секретаре Фогель И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мерзликиной О.А. к Министерству образования Омской области о возложении обязанности по постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по апелляционной жалобе Министерства образования Омской области на решение Центрального районного суда города Омска от 21 января 2015 года об удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Будылка А.В., объяснения истца, её представителя Трушаковой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мерзликина О.А., " ... " года рождения, обратилась с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, указывая на то, что её мать " ... " решением Первомайского районного суда города Омска от " ... " была ограничена в родительских правах, а решением Куйбышевского суда города Омска от " ... " признана недееспособной. Решением того же суда от " ... " отец " ... " лишён родительских прав. Постановлением " ... " от " ... " N " ... " истец была определена в детское государственное учреждение - КОУ " " ... "", также за ней и её сестрой " ... " была закреплена жилая площадь по адресу: " ... ". В период с " ... " по " ... " обучалась в БОУ ОО СПО " " ... "". В " ... " году окончила БОУ ОО НПО " " ... "". Со слов директора детского дома, в котором она воспитывалась, знала о том, что состоит в списках детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В августе 2013 года обратилась в Министерство образования Омской области с заявлением о постановке её на очередь, но получила отказ в этом. Уточнив требования, просила обязать Министерство образования Омской области включить её в список из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Мерзликиной О.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений; взыскать с Министерства образования Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, расходы на оплату юридических услуг в размере " ... " рублей, за составление доверенности " ... " рублей, расходы на получение сведений из ЕГРП в размере " ... " рублей, сведений из ГП " " ... "" в размере " ... " рублей.
Мерзликина О.А. и её представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в части включения в соответствующий список, требования к Министерству имущественных отношений Омской области не поддержали.
Решением суда Министерство образования Омской области обязано включить Мерзликину О.А. в список лиц для получения жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
В апелляционной жалобе Министерство образования Омской области просит решение суда отменить, ссылаясь на недоказанность истцом обстоятельств, на которые она ссылалась. Факт её обращения по вопросу постановки на учёт до достижения 23 лет не доказан. Истцу ничего не препятствует проживать по месту своей регистрации.
О слушании дела по апелляционной жалобе стороны извещены надлежаще. Для участия в судебном заседании явились истец и её представитель, возражавшие против удовлетворения жалобы.
Выслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплён перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статьи 8 данного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.
Из материалов дела следует, что мать Мерзликиной О.А., рождённой " ... ", " ... " решением Первомайского районного суда города Омска от " ... " была ограничена в родительских правах в отношении истца, а решением Куйбышевского районного суда города Омска от " ... " признана недееспособной. Решением Куйбышевского суда города Омска от " ... " отец " ... " лишён родительских прав.
Постановлением " ... " от " ... " N " ... " она была определена в детское государственное учреждение, за ней и её сестрой закреплена квартира " ... " города Омска. В период с " ... " по " ... " Мерзликина О.А. проживала в " ... ", затем по путёвке от " ... " направлена в КОУ " " ... "". В период с " ... " по " ... " обучалась в БОУ ОО СПО " " ... "". В " ... " году окончила БОУ ОО НПО " " ... "".
Согласно копии лицевого счета от " ... " в указанной выше квартире зарегистрированы Мерзликина Р.В., Мерзликин Е.А., Мерзликина Е.А., Мерзликина О.А., общая площадь " ... ", 2 кв.м., жилая - 17, 1 кв.м.
В настоящее время истец Мерзликина О.А. снимает жилье по адресу: " ... ", по договору найма.
По сведениям ГП Омской области " " ... "" и Управления " ... " Мерзликина О.А. в числе собственников недвижимого имущества не значится.
При указанных обстоятельствах требования истца удовлетворены судом правильно.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п утверждён Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному Порядку в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела, министерство образования Омской области ежегодно направляет в Министерство имущества сведения о детях-сиротах, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году.
В силу статьи 4 Федерального закона РФ от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Действие положений статьи 8 Закона и Жилищного кодекса РФ в редакции настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьёй 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ даны определения понятий "детей-сирот" и "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, дети-сироты ? лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся обеспечения социально незащищённых граждан жилыми помещениями, базируется на заявительном характере учёта лиц, нуждающихся в обеспечении жильём. Факт такого учёта означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учёт нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учёте нуждающихся в жилых помещениях без учёта конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому необходимо выяснять причины, в силу которых гражданин своевременно не встал (не был поставлен) на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года) отмечено, что наиболее распространёнными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учёт нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильём, являлись следующие:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учёт нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учёт из-за отсутствия всех необходимых документов.
Из представленных материалов усматривается, что до достижения 23 лет истец не обращалась в Администрацию города Омска с письменным заявлением о постановке на учёт нуждающихся в предоставлении жилья по категории "ребёнок-сирота".
Как следует из объяснений истца, в закреплённом за ней жилом помещении - " ... " она фактически не проживает, на момент её выпуска из детского дома в нём проживали её мама и брат. При этом истец поясняла о том, что ей неоднократно социальный педагог и директор детского дома сообщали о том, что она состоит на учёте как сирота для получения жилья. Суду апелляционной инстанции истец пояснила о том, что в настоящее время в указанной выше квартире проживают мать и брат со своей семьёй.
Вместе с тем, площади однокомнатной квартиры явно недостаточно для проживания в ней четырёх человек.
Из дела видно, что, несмотря на нахождение Мерзликиной О.А. в несовершеннолетнем возрасте на полном государственном обеспечении в КОУ " " ... "", руководство детского дома не обращалось в её интересах в соответствующие органы с заявлением о принятии её на учёт для обеспечения жилым помещением по договору социального найма. Только в " ... " Мерзликина О.А. (в возрасте 24-ёх лет) узнала о данном факте и сразу же обратилась по вопросу постановки на учёт в " ... " города Омска.
Таким образом, администрация детского дома N " ... " как попечитель Мерзликиной О.А. не предприняла действий, направленных на постановку её на учёт нуждающихся в предоставлении жилья. Учреждение не обеспечило защиту жилищных прав несовершеннолетней, что привело к нарушению её права на предоставление жилого помещения, гарантированного государством.
Таким образом, имеющимися в деле доказательствами подтверждается то, что истец не поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как "ребёнок-сирота" не в результате бездействия с её стороны, а вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей администрацией КОУ " " ... "" по защите жилищных прав Мерзликиной О.А. как ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
Поэтому доводы апелляционной жалобы Министерства образования Омской области не могут быть приняты во внимание.
В ходе рассмотрения дела ответчиками не оспаривалось то, что до настоящего времени истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма, не предоставлялось.
Учитывая ненадлежащее исполнение обязанностей по защите жилищных прав Мерзликиной О.А. администрацией КОУ " " ... "", обращение истца в несовершеннолетнем возрасте к попечителю с вопросом о содействии в постановке на учёт нуждающихся в предоставлении жилья, суд первой инстанции обоснованно признал право Мерзликиной О.А. как лица, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях.
При рассмотрении исковых требований суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения нет.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Омска от 21 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.