Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Мотрохова А.Б.,
судей Будылка А.В., Усовой Е.И.,
при секретаре Будкевич О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кунгуровой Г.А. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по апелляционной жалобе Министерства образования Омской области на решение Центрального районного суда города Омска от 28 января 2015 года об удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Будылка А.В., объяснения Кунгуровой Г.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кунгурова Г.А. обратилась с иском к Министерству образования Омской области, указывая на то, что её отец " ... " умер " ... ", мать " ... " умерла " ... ". Постановлением администрации " ... " Омской области от " ... " истец определена в детский дом, за нею было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: " ... ", находящееся в ЗАО " " ... "", а постановлением администрации от " ... " над истцом установлено опекунство. " ... " отменено закрепление жилого помещения за истцом в связи с отсутствием оснований для закрепления. Распоряжением главы муниципального образования " " ... "" Омской области от " ... " она принята на регистрационный учёт для улучшения жилищных условий. Однако постановлением главы " ... " муниципального района Омской области от " ... " N " ... " была снята с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование. В периоды времени с " ... " по " ... ", а также с " ... " по " ... " находилась в местах лишения свободы. В настоящее время проживает в " ... ", собственного жилья не имеет. Просила обязать ответчика предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Определением судьи к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных отношений Омской области, в качестве третьего лица - Министерство строительства и жилищно- коммунального комплекса Омской области.
Впоследствии Кунгурова Г.А. уточнила исковые требования, просила обязать Министерство образования Омской области включить её в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Дело рассмотрено в отсутствие Кунгуровой Г.А.
В судебном заседании представитель Министерства образования Омской области исковые требования не признала, просила отказать в иске в части возложения на Министерство образования Омской области обязанности по включению истца в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Сослалась на пропуск истцом срока обращения за постановкой на регистрационный учёт в целях получения жилого помещения.
Представители Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебном заседании участия не принимали.
Решением суда Министерство образования Омской области обязано включить Кунгурову Г.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чьё право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Министерство имущественных отношений Омской области обязано предоставить Кунгуровой Г.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе Министерство образования Омской области просит решение суда отменить, ссылаясь на недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела. Оспаривает уважительность причин пропуска истцом срока для постановки на учёт.
О слушании дела по апелляционной жалобе стороны извещены надлежаще. Для участия в судебном заседании явилась Кунгурова Г.А., возражавшая против удовлетворения жалобы.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплён перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статьи 8 данного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.
Из материалов дела следует, что отец Кунгуровой Г.А., рождённой " ... ", " ... ". умер " ... ", а мать " ... " умерла " ... ".
Постановлением главы администрации " ... " Омской области от " ... " N " ... " решено просить Главное управление " ... " определить Кунгурову Г.А. в детское учреждение интернатного типа, за нею закреплён дом по адресу: " ... ", находящийся в ЗАО " " ... "".
Постановлением главы администрации " ... " Омской области от " ... " N " ... " назначен опекун над несовершеннолетней Кунгуровой Г.А. до момента устройства её в детский дом.
Распоряжением главы " ... " Омской области от " ... " N " ... " она была поставлена на учёт для улучшения жилищных условий. В связи с отсутствием регистрации по месту жительства на территории Крутинского муниципального района постановлением главы " ... " муниципального района Омской области от " ... " N " ... " Кунгурова Г.А. была снята с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В периоды времени с " ... " по " ... ", а также с " ... " по " ... " Кунгурова Г.А. находилась в местах лишения свободы по приговору " ... " суда города Омска от " ... " и приговору мирового судьи судебного участка N " ... " " ... " АО города Омска от " ... ".
Согласно справке администрации " ... " Омской области от " ... " жилое помещение на момент оформления опеки над Кунгуровой Г.А. на " ... " года принадлежало ЗАО " " ... "". На момент передачи жилья от ЗАО " " ... "" Администрации " ... " сельского поселения в " ... " году закреплённое жильё за Кунгуровой Г.А. в "Реестр жилищного фонда ЗАО " " ... "" не было включено.
Постановлениями главы администрации от " ... " N " ... " отменено закрепление жилого помещения за истцом в связи с отсутствием оснований для закрепления и от " ... " N " ... " - истец была снята с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование.
В настоящее время она проживает в " ... " по адресу: " ... ".
По сведениям ГП Омской области " " ... "" и Управления " ... " Кунгурова Г.А. в числе собственников недвижимого имущества не значится.
При указанных обстоятельствах требования истца удовлетворены судом правильно.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п утверждён Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному Порядку в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела, министерство образования Омской области ежегодно направляет в Министерство имущества сведения о детях-сиротах, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", чьё право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году.
В силу статьи 4 Федерального закона РФ от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Действие положений статьи 8 Закона и Жилищного кодекса РФ в редакции настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьёй 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ даны определения понятий "детей-сирот" и "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, дети-сироты ? лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся обеспечения социально незащищённых граждан жилыми помещениями, базируется на заявительном характере учёта лиц, нуждающихся в обеспечении жильём. Факт такого учёта означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учёт нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учёте нуждающихся в жилых помещениях без учёта конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому необходимо выяснять причины, в силу которых гражданин своевременно не встал (не был поставлен) на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Из представленных материалов усматривается, что " ... " истец в возрасте 15 лет была поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. В последующем " ... " администрацией " ... " Омской области Кунгурова Г.А. была снята с регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по основанию - в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование. При этом выезд истца за пределы муниципального района был обусловлен пребыванием в местах лишения свободы - в ИК N " ... " " ... ", откуда она была освобождена " ... " - по достижении 23 летнего возраста.
Таким образом, имеющимися в деле доказательствами подтверждается то, что истец не учитывается в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как "ребёнок-сирота" не по своей вине.
Поэтому доводы апелляционной жалобы Министерства образования Омской области не могут быть приняты во внимание.
В ходе рассмотрения дела ответчиками не оспаривалось то, что до настоящего времени истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма, не предоставлялось.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание факт отмены закрепления за истцом жилого помещения, суд первой инстанции обоснованно признал право Кунгуровой Г.А. как лица, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях и право на предоставление ей жилого помещения.
При рассмотрении исковых требований суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения нет.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Омска от 28 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.