СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Харманюк Н.В.,
судей Костенко Е.Л. и Сироткиной Е.М.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
с участием прокурора Шевелевой М.Г.,
рассмотрела в судебном заседании 12 марта 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования городского округа "Усинск" на решение Усинского городского суда Республики Коми от 25 ноября 2014 года, по которому
на Администрацию муниципального образования городского округа "Усинск" возложена обязанность предоставить Зотевой Е.Г., действующей также в интересах Зотева С.В., Зотевой В.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям по договору социального найма на территории ... общей площадью не менее ... кв.м.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Усинска, действуя в интересах Зотевой Е.Г., Зотева С.В., Зотевой В.А. к Администрации Муниципального образования городского округа "Усинск" о предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма вне очереди, отвечающего установленным требованиям, площадью не менее 30 кв.м., в черте муниципального образования городского округа "Усинск", взамен непригодного занимаемого истцами по адресу: "Адрес обезличен"
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц администрацию пгт.Парма и постановил приведенное решение.
Об отмене решения просит АМО ГО "Усинск", полагая, что поскольку истцы не были приняты на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений в порядке, установленном статьями 51, 52 Жилищного кодекса РФ, и не признаны относящимися к категории малоимущих граждан, они не могут претендовать на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.
В суд апелляционной инстанции стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились.
Заявлений и ходатайств не поступило.
Препятствий для рассмотрения дела не установлено.
Проверив законность решения суда в порядке части 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ по доводам жалобы АМО ГО "Сыктывкар", судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.
Как установил суд, и подтверждается материалами дела, "Адрес обезличен" входит в состав муниципального жилищного фонда МО ГО "Усинск", распорядителем которого является ответчик; расположена в частично благоустроенном деревянном (сборно-щитовом) многоквартирном жилом доме, 1981 года постройки.
Вышеуказанное жилое помещение предоставлено истцу Зотевой Е.Г. по договору социального найма N ... , совместно с нанимателем согласно п. 3 договора в жилое помещение вселены несовершеннолетние Зотев С.В. - ... года рождения, Зотева В.А. - ... года рождения. Все указанные лица зарегистрированы в жилом помещении по месту жительства, что подтверждается копией поквартирной карточки.
Заключением межведомственной комиссии от "Дата обезличена" многоквартирный жилой дом "Адрес обезличен" был признан аварийным и подлежащим сносу.
Удовлетворяя иск прокурора о предоставлении истцам жилья, суд сослался на положения ст.ст.87, 89 Жилищного кодекса РФ, на основании которых возложил на орган местного самоуправления обязанность обеспечить истцов взамен непригодного занимаемого благоустроенным жилым помещением, соответствующим по своей площади "Адрес обезличен"
В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу. Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 названного Кодекса).
Статьей 89 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 этой же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с требованиями статьи 57 Жилищного кодекса РФ право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, что свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Как следует из материалов дела, жилье истцов было признано не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригодным для проживания.
Из материалов дела следует, что истцы жилых помещений в собственности не имеют, Зотева Е.Г. "Дата обезличена" признана малоимущей.
Согласно информации АМО ГО "Усинск" истцы на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоят.
Из материалов дела видно, что какое-либо иное, помимо непригодной для проживания "Адрес обезличен", место для проживания у истцов отсутствует.
Зотева Е.Г. вместе с несовершеннолетними детьми до настоящего времени в установленном законом порядке из непригодного для проживания жилого помещения не отселены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии в рассматриваемом споре правовых оснований для возложения на Администрацию МО ГО "Усинск" обязанности по обеспечению Зотевой Е.Г. и ее детей Зотевой В.А. и Зотева С.В. жильём на условиях договора социального найма.
Доводы апелляционной жалобы этого вывода не опровергают, поскольку в заявленном споре юридически значимым обстоятельством является именно тот факт, что "Адрес обезличен" признана непригодной для проживания, и доказательств наличия у истцов возможности обеспечить себя жилым помещением самостоятельно ответчиком не представлено.
Учитывая, что заявителем апелляционной жалобы не приведено ссылок на обстоятельства, которые могли бы поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усинского городского суда от 25 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации МО ГО "Усинск" - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.