СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Голикова А.А., Пунегова П.Ф.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в судебном заседании 26 марта 2015 года дело по апелляционной жалобе ОМВД России по Троицко-Печорскому району на решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 28 января 2015 года, по которому заявление прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов Российской Федерации о признании незаконным бездействия ОМВД России по Троицко-Печорскому району удовлетворено.
Признано незаконным бездействие ОМВД России по Троицко-Печорскому району по исполнению письменного обращения Отдела военного комиссариата Республики Коми по Троицко-Печорскому району от 08 октября 2014 года, выразившееся в непринятии мер по вручению гражданам ... повесток для прибытия в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, а также в возврате в Отдел военного комиссариата Республики Коми по Троицко-Печорскому району повесток гражданам ... без исполнения.
Возложена на ОМВД России по Троицко-Печорскому району обязанность исполнять обращения начальника Отдела военного комиссариата Республики Коми по Троицко-Печорскому району "Об установлении местонахождения гражданина, которому не представилось возможным вручить повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечении его прибытия на указанные мероприятия", а именно при установлении фактического местонахождения данных граждан, вручать под роспись повестки для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, а также возвращать корешки повесток с росписями граждан, которым они были вручены, для приобщения их в документы воинского учета или личные дела призывников, хранящиеся в военном комиссариате.
Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., объяснения представителя ОМВД России по Троицко-Печорскому району Тороповой А.В., заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Троицко-Печорского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия ОМВД России по Троицко-Печорскому району по исполнению письменного обращения Отдела военного комиссариата Республики Коми по Троицко-Печорскому району от 08 октября 2014 года, выразившегося в непринятии мер по установлению фактического местонахождения призывников ... в непринятии мер по вручению данным гражданам повесток для прибытия в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, а также в возврате в Отдел военного комиссариата Республики Коми по Троицко-Печорскому району соответствующих повесток без исполнения.
Заявленные требования мотивированны тем, что в ходе проведенной проверки по исполнению законодательства Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе установлено, что в периоды призывных компаний 2013 и 2014 годов ОМВД России по Троицко-Печорскому району в большинстве случаев незаконно отказывало в исполнении письменных обращений военного комиссариата об установлении местонахождения граждан, которым не представилось возможным вручить повестки для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и не обеспечивало надлежащим образом прибытие граждан на данные мероприятия. На обращение Отдела военного комиссариата Республики Коми по Троицко-Печорскому району от 08 октября 2014 года, письмом от 17 октября 2014 года ОМВД России по Троицко-Печорскому району все повестки возвращены без вручения призывникам, никакие меры по установлению местонахождения призывников не приняты, и разъяснено, что данные полномочия Федеральным законом "О полиции" на ОМВД России по Троицко-Печорскому району не возложены. Данные факты бездействия ОМВД России по Троицко-Печорскому району нарушают права и законные интересы Российской Федерации на осуществление призыва граждан на военную службу, препятствуют возможности реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
В судебном заседании прокурор отказалась от требований в части признания незаконным бездействия ОМВД России по Троицко-Печорскому району, по исполнению письменного обращения Отдела военного комиссариата Республики Коми по Троицко-Печорскому району от 08 октября 2014 года, выразившегося в непринятии мер по установлению фактического местонахождения призывников, в остальной части заявленные требования поддержала.
Определением суда прекращено производство по делу в указанной части требований, от которых прокурор отказалась.
Представитель отдела военного комиссариата Троицко-Печорского района поддержал позицию прокурора.
Представитель ОМВД России по Троцко-Печорскому району с требованиями прокурора не согласился, указав, что вручение повесток призывникам не относится к обязанностям органов внутренних дел.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель заявителя просит решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ОМВД России по Троицко-Печорскому району ... поддержала доводы апелляционной жалобы.
Судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Проверив материалы дела в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Суд правильно и в полном объеме установил обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил представленные доказательства, и к возникшим правоотношениям применил надлежащие нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Часть 3 статьи 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает, что органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 31 указанного Федерального закона в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
Порядок организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности определен Инструкцией, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации N 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации N 789, Федеральной миграционной службы Российской Федерации N 197 от 10 сентября 2007 года.
Подпунктом "ж" пункта 4 указанной Инструкции установлено, что военные комиссары направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения
В силу пункта 5 Инструкции на начальников отделов внутренних дел или лиц, исполняющих их обязанности при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возложена обязанность принимать необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия (подпункт "а"), а также направлять в военные комиссариаты материалы о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от мероприятий, связанных с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, а также корешки повесток с росписями граждан, которым они были вручены, для приобщения их в документы воинского учета или личные дела призывников, хранящиеся в военном комиссариате (подпункт "б").
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 08 октября 2014 года Отделом военного комиссариата Республики Коми по Троицко-Печорскому району в адрес ОМВД России по Троицко-Печорскому району направлены персональные обращения об установлении местонахождения граждан, которым не представилось возможным вручить повестка для явки в отдел военного комиссариата Республики Коми по Троицко-Печорскому району на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечения их прибытия на указанные мероприятия, на призывников ... , содержащие требования об установлении местонахождения граждан, а в случае установления местонахождения вручения повестки для явки в отдел военного комиссариата Республики Коми по Троицко-Печорскому району.
Письмом от 17 октября 2014 года начальник ОМВД России по Троицко-Печорскому району ... возвратил направленные в их адрес повестки, мотивируя тем, что в обязанности сотрудников полиции не входит вручение повесток гражданам, укрывающимся от призыва на военную службу, согласно плану взаимодействия между МВД по РК и военным комиссариатом РК обозначено взаимодействие только в рамках административного либо уголовного законодательства, указав при этом на готовность оказать помощь в поисках граждан, которым не представилось возможным вручить повестки для прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Разрешая заявленные требования по существу, суд, установив, что приведенными выше нормами материального права именно на органы внутренних дел возлагается обязанность по вручению повесток под роспись гражданам, оповестить которых военными комиссариатами не представляется возможность, принимая во внимание, что изменения в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" в связи с принятием Федерального закона "О полиции" не вносились, Приказ Министра внутренних дел N 789 свое действие не утратил, в связи с чем, сотрудники полиции обязаны выполнять требования абзаца 2 части 2 статьи 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным бездействия ОМВД России по Троицко-Печорскому району по исполнению письменного обращения Отдела военного комиссариата Республики Коми по Троицко-Печорскому району от 08 октября 2014 года, выразившегося в непринятии мер по вручению ... повесток для прибытия в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, а также в возврате в Отдел военного комиссариата Республики Коми по Троицко-Печорскому району соответствующих повесток без исполнения и в соответствии со статьей 258 Гражданского процессуального кодекса РФ возложил обязанность на ответчика исполнять в дальнейшем обращения начальника Отдела военного комиссариата Республики Коми по Троицко-Печорскому району в указанной части.
Доводам органа внутренних дел о том, что указанные функции не соответствуют основным направлениям деятельности полиции, установленным Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", суд дал надлежащую оценку.
При этом суд обоснованно исходил из того, что деятельность полиции регламентируется не только специальным федеральным законом, но и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (часть 1 статья 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции").
При этом судом обоснованно были отклонены доводы ответчика о том, что выполнение обязанности по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности относится к исключительным полномочиям военных комиссариатов, поскольку в данном случае идет речь не о возложении указанных функций на органы внутренних дел, а лишь о ведомственном взаимодействии, в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части несостоятельны.
Признавая необоснованными доводы органа внутренних дел о том, что розыск лиц, уклоняющихся от мероприятий по призыву на военную службу, возможен только в рамках административного либо уголовного производства, суд верно исходил из того, что привлечение к ответственности лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу, возможно только после того, как были исчерпаны иные меры понуждения к исполнению воинской обязанности.
Ссылка в апелляционной жалобе на Определение Конституционного Суда РФ от 05 октября 2000 года N 1999-О и Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 года N 13-П по мотиву коллизии норм права не влечет отмену решения. Федеральный закон "О полиции" и Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" являются законодательными актами федерального уровня, при этом не являются актами, регулирующими одни и те же общественные отношения, из чего ошибочно исходит ответчик. Нормы Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и подзаконные нормативные акты, которые применены судом при рассмотрении дела, регламентируют порядок взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в определенных случаях, что не противоречит положениям части 1 статьи 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы о том, что совместный приказ Министерства обороны Российской Федерации N 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации N 789 и Федеральной миграционной службы Российской федерации N 197 от 10 сентября 2007 года, подлежит применению в части, не противоречащей Федеральному закону от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", выводы суда первой инстанции не опровергают.
Несостоятельны и доводы апелляционной жалобы о том, что Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" возлагает на соответствующий орган внутренних дел только обязанность по обеспечению прибытия граждан-призывников на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, а не по установлению места их нахождения и вручения повесток, поскольку такая обязанность прямо установлена приведенной выше действующей Инструкцией, разработанной в соответствии с указанным законом.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, по существу основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не являются основанием для отмены решения суда.
Выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для разрешения требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 28 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОМВД России по Троицко-Печорскому району - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.