СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Харманюк Н.В.,
судей Костенко Е.Л. и Сироткиной Е.М.,
при секретаре Майбуровой Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании 05 февраля 2015 года дело по апелляционной жалобе Канева П.В. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 14 октября 2014 года, по которому
отказано в удовлетворении требований Канева П.В. к администрации МОГО "Ухта", Государственному учреждению Республики Коми "Центр поддержки развития экономики Республики Коми" о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий по состоянию на июль 2012 года.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., пояснения истца Канева П.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Канев П.В. обратился в суд с требованием к администрации МОГО "Ухта", ГК РК "Центр поддержки развития экономики Республики Коми" о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий по состоянию на июль 2012 года. Мотивируя требования тем, что несмотря на то, что в качестве нуждающегося в жилом помещении на учете в администрации МО "Ижемский" и администрации МОГО "Ухта" он не состоял, однако на момент заключения кредитного договора он являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку жилым помещением в г.Ухте не был обеспечен. Подтверждение факта его нуждаемости позволит ему претендовать на получение из республиканского бюджета Республики Коми социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечному кредиту.
В судебном заседании Канев П.В. на требованиях о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий настаивал.
Представитель администрации МОГО "Ухта" Строк Е.В. требования Канева П.В. не признала, ссылаясь на отсутствие оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие представителя ГУ РК "Центр поддержки развития экономики Республики Коми".
Судом принято вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным ввиду нарушения судом норм материального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
В заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, судебная коллегия на основании ч. 1 ст. 327, ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, заслушав истца, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 3 апреля 2012 года N 116 "О порядке предоставления социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья" и утвержденным им Порядком предоставления из республиканского бюджета Республики Коми социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья, граждане, заключившие в период с 1 января по 31 декабря 2012 года с кредитной организацией кредитный договор в целях получения средств на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми и на момент заключения кредитного договора состоявшие на учете и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, или признанные после 1 марта 2005 года в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или состоявшие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" имеют право на получение социальных выплат в виде компенсации части затрат на уплату процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для получения социальных выплат в виде компенсации части затрат на уплату процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья.
Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 24 июля 2012 года Канев П.В. и ОАО "Сбербанк России" заключили кредитный договор N ... на сумму ... рублей под ... процентов годовых на приобретение недвижимости по адресу: "Адрес обезличен" По договору купли-продажи от 24 июля 2012 года Канев П.В. приобрел вышеуказанную квартиру, его право собственности зарегистрировано в ЕГРП.
20 июня 2013 года Канев П.В. обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" с заявлением о предоставлении социальной выплаты в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданам в кредитных организациях на строительство и (или) приобретение жилья.
Письмом от 24 июля 2013 года N 08/4699 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" уведомил Канева П.В. об отказе в предоставлении вышеуказанной социальной выплаты на том основании, что заявитель не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Канев П.В. обжаловал отказ в суд, ссылаясь процедуру направления документов о предоставлении социальной выплаты для рассмотрения по существу в Министерство экономического развития Республики Коми.
Решением Ухтинского городского суда от "Дата обезличена", вступившим в законную силу, требования Канева П.В. удовлетворены. Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" обязан направить документы Канева П.В. в Министерство экономического развития.
С 2014 года ГУ РК "Центр поддержки развития экономики Республики Коми" наделено полномочиями по предоставлению социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, взятым на строительство или приобретение жилья.
07 апреля 2014 года ГУ РК "Центр поддержки экономики развития Республики Коми" уведомило Канева П.В. об отказе в предоставлении социальной выплаты на том основании, что на момент заключения кредитного договора Канев П.В. не состоял на учете и не был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий и на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретения жилья для улучшения жилищных условий.
Канев П.В., не оспаривая отказа Учреждения от 07 апреля 2014 года, просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий по состоянию на июль 2012 года, т.е. на дату получения кредита на приобретение жилого помещения.
Как следует из материалов дела, на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истец не состоял и не состоит.
Решением Совета МОГО "Ухта" от 01 марта 2006 года N 23 установлена учетная норма общей площади на одного человека -11 кв.м.
Каневу П.В. принадлежит ... доля квартиры, расположенной по адресу: "Адрес обезличен", общей площадью ... кв.м., полученная в порядке приватизации.
Разрешая требования истца по существу, суд первой инстанции, установив, что момент заключения кредитного договора на приобретение квартиры в июле 2012 года Канев П.В. не состоял на жилищном учете, имел в собственности ... долю квартиры, общей площадью - ... кв.м., не был признан малоимущим в установленном законом порядке, администрация г. Ухты не рассматривала вопрос о наличии или отсутствии оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении, а суд не вправе решать вопросы, которые в силу закона относятся к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, требования последнего обоснованно оставлены без удовлетворения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что квартира, расположенная по адресу: "Адрес обезличен", не отвечает установленной степени благоустройства, о приобретении истцом права собственности на долю в указанной квартире в несовершеннолетнем возрасте, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные истцом в ходе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка, не требующая дополнительной аргументации.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 14 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Канева П.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.