Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Хапачевой Р.А.
судей - Козырь Е.Н., Мамий М.Р.
при секретаре - Хаджемуковой М.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца администрации МО "Город Майкоп" на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 26 декабря 2014 года, которым постановлено:
иск Авакян ФИО11 к Администрации муниципального образования "Город Майкоп" о возложении обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования "Город Майкоп" предоставить Авакяну ФИО12 во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее "данные изъяты" кв. метров.
Заслушав доклад судьи Мамий М.Р., мнение истца Авакяна В.Г. и его представителя Бжемуховой Ф.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Авакян В.Г. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Майкоп" о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма. В обоснование иска указал, что является инвалидом второй группы по заболеванию, входящему в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Однако до настоящего времени истцу не предоставлено жилое помещение, чем нарушаются его права.
В судебном заседании представитель истца - Бжемухова Ф.А. поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика - Божкова Ю.В. исковые требования не признала.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 26.12.2014 года и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу истица Тлемешок С.М. просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу положений ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищный кодекс РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ перечне.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что истец Авакян В.Г. является инвалидом второй группы с детства, что подтверждается справкой серии N. Заболевание, которым он страдает, дает ему право на дополнительную жилую площадь и внеочередное получение жилого помещения. Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации МО "Город Майкоп" от 04.10.2013 года, утвержденным распоряжением Администрации МО "Город Майкоп" от 04.10.2013 года N-р, Авакян В.Г. составом семьи один человек принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в жилищном фонде Российской Федерации и включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на дополнительную жилую площадь и внеочередное получение жилого помещения.
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу об обоснованности требований Авакяна В.Г. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в размере, установленном Постановлением Совета народных депутатов МО "Город Майкоп" от 06.05.2005 года N, с дополнительной общей площадью в размере "данные изъяты" кв. м., предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N153.
Доводы жалобы о том, что обеспечение данной категории граждан жилыми помещениями является мерой социальной поддержки, установленной федеральным законом и относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а также доводы о том, что администрация муниципального образования "Город Майкоп" не получала средств из федерального бюджета на обеспечение жильем инвалидов, страдающих заболеваниями, указанными в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N378, являются несостоятельными.
Поскольку истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении после 01.01.2005 года, с момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ в отношении указанной категории граждан действует общий порядок, а специальное правовое регулирование, предусматривающее обеспечение инвалидов жилыми помещениями во внеочередном порядке из государственного жилищного фонда отсутствует, то при реализации его права на получение жилого помещения согласно положений ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ч. 3 ст. 49 и п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Выводы суда основаны на анализе представленных в материалы дела доказательств, оценке обстоятельств дела, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 26 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации МО "Город Майкоп" - без удовлетворения.
Председательствующий Р.А. Хапачева
Судьи Е.Н. Козырь
М.Р. Мамий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.