Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Кульковой С.И.,
судей: Данилова А.В., Гудожникова Д.Н.,
с участием прокурора Шиян Е.Р.,
при секретаре Щербина О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтеюганского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов Козловой Е.В. к администрации города Нефтеюганска о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,
по апелляционной жалобе администрации города Нефтеюганска на решение Нефтеюганского районного суда от 01 декабря 2014 года, которым постановлено:
"Иск Нефтеюганского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов Козловой Е.В. удовлетворить.
Обязать администрацию города Нефтеюганска предоставить Козловой Е.В., (дата) года рождения жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, общей площадью не менее 33 кв.м. в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу".
Заслушав доклад судьи Данилова А.В., мнение прокурора Шиян Е.Р., о том, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Нефтеюганский межрайонный прокурор обратился в суд с иском о возложении на ответчика обязанности по предоставлению Козловой Е.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда. В обоснование иска указал, что в прокуратуру поступило заявление Козловой Е.В. с просьбой защитить нарушенное ответчиком право на обеспечение ее жилым помещением, как лица, оставшегося без попечения родителей. На основании договора передачи квартиры муниципального фонда в собственность граждан от (дата) Козловой Е.В. принадлежит "данные изъяты" доли в жилом помещении, расположенном по адресу: (адрес), общей площадью "данные изъяты" кв.м., из которых на долю Козловой Е.В. приходится "данные изъяты" кв.м. Приказом Комитета опеки и попечительства администрации г. Нефтеюганска от (дата) (номер) установлен факт невозможности проживания Козловой Е.В. в указанном жилом помещении, в связи с чем, приказом от (дата) (номер) она включена в список детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако до настоящего времени Козлова Е.В. жилым помещением не обеспечена, чем нарушено ее право на жилище. Ссылаясь на указанные обстоятельства, процессуальный истец просил суд обязать ответчика предоставить Козловой Е.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда не позднее шести месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения.
Истец Козлова Е.В, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
В судебном заседании помощник Нефтеюганского межрайонного прокурора Понамарева Д.А., заявленные требования поддержала по мотивам, изложенным в иске.
Представитель администрации города Нефтеюганска и представитель Комитета опеки и попечительства администрации города Нефтеюганска требования прокурора не признали.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе администрация города Нефтеюганска просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обосновании апелляционной жалобы указывает, что судом при вынесении решения нарушены нормы материального права, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, такое решение является незаконным и необоснованным, поскольку обеспечение жильем детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по мере поступления финансовых средств на осуществление указанных полномочий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа. Вместе с тем, ответчик не оспаривает права Козловой Е.В. на жилое помещение. Однако документы, подтверждающие письменное обращение Козловой Е.В. в Комитет опеки и попечительства администрации города Нефтеюганска о предоставлении ей жилого помещения в материалах дела отсутствуют. Учитывая требования законодательства, при отсутствии указанного заявления у администрации города Нефтеюганска не возникло обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда Козловой Е.В. после достижения ей 18-ти лет, в связи с чем, вывод суда о нарушении ответчиком ее жилищных прав является ошибочным. Срок, установленный прокурором для выполнения заявленных требований, является нереальным и объективно не подтвержденным. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрены какие-либо сроки для реализации мер о понуждении органа местного самоуправления выполнить предусмотренные законом действия, поэтому заявленные требования необоснованны. Более того, в судебном заседании стороной истца не предоставлено достаточных доказательств, свидетельствующих о возможности исполнить решение суда в установленный срок.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители администрации города Нефтеюганска и Комитета опеки и попечительства администрации города Нефтеюганска, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав прокурора Шиян Е.Р., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность решения суда в соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Вопросы, связанные с обеспечением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принята новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 01 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Вступившая с 01 января 2013 года в законную силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой, жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, установленные Федеральным законом, обязательства не исполнило, имеет место нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их право на получение жилья не реализовано. Нахождение в списках нуждающихся, выделение субвенций на приобретение жилья, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилье не получено.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется Законом ХМАО - Югры от 09.06.2009 N 86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Пункт 8 ст. 12, ст. 13 названного Закона наделяет органы местного самоуправления округа государственными полномочиям по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст.5 названного Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов и квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, в котором они предоставляются, общей площадью не менее 33 квадратных метров на одного человека вышеуказанной категории.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Козлова Е.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей, имеет в собственности "данные изъяты" доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: (адрес), общей площадью "данные изъяты" кв.м., из которых на ее долю приходится "данные изъяты" кв.м., что менее учетной нормы жилой площади в г. Нефтеюганске.
Приказом Комитета опеки и попечительства администрации г. Нефтеюганска от (дата) N (номер), установлен факт невозможности проживания Козловой Е.В. в указанном жилом помещении, в связи с чем, на основании приказа от (дата) N (номер) она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Истец Козлова Е.В. до настоящего времени жильем не обеспечена, что не оспаривается ответчиком и третьим лицом.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, и обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда на администрацию города Нефтеюганска.
Судебная коллегия находит данный вывод суда законным и обоснованным, поскольку истец относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в жилом помещении.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии финансирования для целей обеспечения истца жилым помещением правильных выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нефтеюганского районного суда от 01 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Нефтеюганска - без удовлетворения.
Председательствующий Кулькова С.И.
Судьи: Данилов А.В.
Гудожников Д.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.