Судья Тамбовского областного суда Малинина О.Н., рассмотрев жалобу главного врача медицинского центра "Пульс" ООО "Калита" ФИО2 на решение судьи Октябрьского районного суда города Тамбова от 23 декабря 2014 года на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области Толстова Г.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении главного врача ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении N1022 от 11 декабря 2014 года, вынесенным заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области, главный врач медицинского центра "Пульс" ООО "Калита" Зенкина А.В. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Тамбова от 23 декабря 2014 года, принятым по жалобе Зенкиной А.В., названное постановление оставлено без изменения, жалоба Зенкиной А.В. - без удовлетворения.
В жалобе на указанное решение главный врач медицинского центра "Пульс" ООО "Калита" Зенкина А.В. просит решение судьи Октябрьского районного суда города Тамбова от 23 декабря 2014 года отменить, постановление о назначении административного наказания N1022 от 11 декабря 2014 года заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области изменить и назначить наказание ниже низшего предела санкций, установленных ст. 8.2 КоАП РФ. В обоснование жалобы приведены следующие доводы.
Проверка медицинского центра "Пульс" ООО "Калита" 27 октября 2014 года была начата в отсутствие руководителя проверяемой организации или иных лиц, имеющих право представлять интересы организации при проведении контрольных мероприятий. У рядовых сотрудников организации отсутствует возможность предоставления представителям контролирующих органов информации по организации данной работы в медицинском центре, а также нормативно-распорядительных документов организации.
В медицинском центре "Пульс" ООО "Калита" в соответствии с требованиями пункта 3.7. СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно - эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09 декабря 2010 года N 163, в 2012 году разработана и утверждена схема сбора, временного хранения и утилизации медицинских отходов.
Однако, пунктом 3.7. СанПиН не предусмотрено обязательное наличие данной схемы во всех медицинских кабинетах, указано только на ее наличие в медицинской организации.
В соответствии с пунктом 2.1. СанПиН к эпидемиологически опасным отходам относятся: "материалы и инструменты, предметы загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями а также материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями. Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее)".
В соответствии с методикой и техникой проведения гинекологических осмотров пеленки не участвуют в манипуляциях, связанных с их непосредственным проникновением в полости организма, то есть пеленки являются материалом, соприкасающимся исключительно с кожей пациентов. Выделение же биологических жидкостей (крови, мочи и т.д.) через кожу человека не происходит. Микроорганизмы 3-4 групп патогенности, благодаря которым медицинским отходам присваивается класс Б, присутствуют исключительно в биологических жидкостях человека и не могут присутствовать на неповрежденной коже.
Медицинские пеленки под воздействием любой жидкости, будь то кровь и что-либо еще, темнеют в местах ее попадания, поэтому наличие следов биологических жидкостей и как следствие определение возможного инфицирования микроорганизмами пеленки не требует какой-либо специальной подготовки или дополнительного оборудования, и может осуществляться визуально.
В случае, если использованные пелёнки все же содержат следы любых жидкостей, их сбор, дезинфекция и утилизация осуществляются медицинским центром в соответствии с требованиями пункта 4.10 СанПиН 2.1.7.2790-10 как отходы класса Б.
Выводы судьи о том, что определение вредности отходов класса Б возможно только путем проведения лабораторных исследований, что предусмотрено методом контроля МУК 4.2.734-99 "Микробиологический мониторинг производственной сферы", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ от 10.03.1999 г., считает несостоятельными, так как п.1. "Общие положения" нормативного акта определено, что данный документ предназначен в основном для производителей медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП) и может служить в качестве руководства по методам общего микробиологического контроля в чистых помещениях, который включает в себя контроль воздуха рабочих зон, контроль поверхностей помещений и оборудования, контроль рук и одежды персонала. То есть действие данного документа не распространяется на медицинские отходы.
Нарушения, указанные в акте проведения совместной проверки соблюдения законодательства об обороте медицинских отходов в медицинском центре "Пульс" ООО "Калита" являются необоснованными, за исключением замечания, связанного с отсутствием в кабинетах УЗИ и гинеколога на контейнерах для обеззараживания, маркировки таких отходов как перчатки и презервативы, как отходов класса Б.
Полагает, что выявленное правонарушение в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ возможно признать малозначительным, поскольку оно является незначительным, не создает угрозу общественным интересам, жизни и здоровью как пациентам учреждения, так и персоналу, так как неправильная маркировка контейнеров не может влиять каким-либо образом на общую процедуру непосредственного сбора медицинских отходов в медицинском учреждении.
В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности Зенкина А.В. и ее защитник Бетин С.А. в дополнение к доводам жалобы пояснили, что нарушение требований "СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58 необходимо квалифицировать по статье 6.3 Кодекса.
Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области не согласились с доводами жалобы, просили решение суда по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, жалобу без удовлетворения.
Помощник прокурора Октябрьского района г. Тамбова Панкратова И.В. также просила обжалуемое решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив дело, заслушав явившихся лиц, проанализировав доводы жалобы Зенкиной А.В., не нахожу оснований для отмены обжалуемого судебного решения.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
На основании ст. 2.4 КоАП РФ лицо, выполняющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, несет административную ответственность, как должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Основанием для привлечения к административной ответственности явились те обстоятельства, что проверка, проведенная 27 октября 2014 года, показала, что требования, установленные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 "Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", а также постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1,3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", ответственными лицами медицинского центра "Пульс" в полной мере не исполняются.
Объективной стороной указанного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении деятельности по обращению с медицинскими отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
- обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
- использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
- накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами. Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона об отходах производства и потребления правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами установлены СанПиН 2.1.7.2790-10.
Согласно пункту 3.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 руководителем организации, осуществляющим медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, утверждается инструкция, в которой определены ответственные сотрудники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации.
Субъектом данного правонарушения может являться должностное лицо.
В соответствии с должностной инструкцией главного врача медицинского центра "Пульс", утвержденной 11 февраля 2014 года приказом генерального директора ООО "Калита", к должностным обязанностям главного врача отнесено общее руководство деятельностью центра, организация и обеспечение получения работниками центра дополнительного профессионального образования, принятие мер по обеспечению выполнения работниками центра своих должностных обязанностей. Главный врач несет ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на него должностных обязанностей, своевременное и квалифицированное выполнение нормативно-правовых актов по своей деятельности, соблюдение санитарно-противоэпидемиологического режима, а также за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что главный врач медицинского центра "Пульс" ООО "Калита" Зенкина А.В. является надлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 Медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности (таблица 1):
Класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО).
Класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы.
Класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс "Г" - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности.
Класс "Д" - радиоактивные отходы.
Критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания утверждены постановлением Правительства РФ от 4 июля 2012 года N681, согласно которым: критерием опасности медицинских отходов класса А является отсутствие в их составе возбудителей инфекционных заболеваний; критерием опасности медицинских отходов класса Б является инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 3-4 групп патогенности, а также контакт с биологическими жидкостями.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10 строго регламентированы требования к сбору медицинских отходов в зависимости от класса опасности.
Так, отходы класса "Б" подлежат обязательному обеззараживанию или обезвреживанию. Выбор места обеззараживания или обезвреживания определяется возможностями организации, осуществляющей медицинскую или фармацевтическую деятельность, и выполняется при разработке схемы обращения с медицинскими отходами.
Согласно пункту 3.6. СанПиН 2.1.7.2790-10 сбор, временное хранение и вывоз отходов следует выполнять в соответствии со схемой обращения с медицинскими отходами, принятой в данной организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность. Данная схема разрабатывается в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и утверждается руководителем организации.
Пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.2790-10 установлено, что в схеме обращения с медицинскими отходами указываются качественный и количественный состав образующихся отходов; нормативы образования медицинских отходов, разработанные и принятые в регионе; потребность в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов; порядок сбора медицинских отходов; порядок и места временного накопления и хранения медицинских отходов, кратность их вывоза; применяемые способы обеззараживания или обезвреживания и удаления отходов; организация гигиенического обучения персонала правилам и эпидемиологической безопасности при обращении с медицинскими отходами, порядок действий персонала при нарушении целостности упаковки.
В соответствии с пунктом 4.11 СанПиН 2.1.7.2790-10 отходы класса Б собираются в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) желтого цвета или имеющие желтую маркировку. Выбор упаковки зависит от морфологического состава отходов.
Согласно пункту 4.16 СанПиН 21.7.2790-10 медицинские отходы класса Б из подразделений в закрытых одноразовых емкостях (пакетах) помещают в контейнеры и затем в них перемещают на участок по обращению с отходами или помещение для временного хранения медицинских отходов до последующего вывоза транспортом специализированных организаций к месту обеззараживания/обезвреживания. Доступ посторонних лиц в помещения временного хранения медицинских отходов запрещается. Контейнеры должны быть изготовлены из материалов, устойчивых к механическому воздействию, воздействию высоких и низких температур, моющих и дезинфицирующих средств, закрываться крышками, конструкция которых не должна допускать их самопроизвольного открывания.
Пунктом 3.5 СанПиН 2.1.7.2790-10 предусмотрено, что к работам по обращению с медицинскими отходами не допускается привлечение лиц, не прошедших предварительный инструктаж по безопасному обращению с медицинскими отходами.
Административным органом при рассмотрении дела установлены следующие нарушения в сфере оборота медицинских отходов в деятельности медицинского центра "Пульс" ООО "Калита", расположенного по адресу: ***. В нарушение п.2.1 неправильная классификация по классу опасности медицинских отходов, а именно отходов класса А и класса Б, отсутствует схема обращения с медицинскими отходами, утвержденная руководителем организации (п.3.6 СанПиН 2.1.7.2790-10), - а представленной, позднее 29 октября 2014 года, схеме, в нарушение п.3.5, п.3.7 СанПиН 2.1.7.2790-10, не указано, что лица, допущенные к обращению с медицинскими отходами, прошли предварительный инструктаж по безопасному обращению с медицинскими отходами, также не указано: потребность в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов, исходя из обязанности смены пакетов 1 раз в смену, порядок действий персонала при нарушении целостности упаковки, организации гигиенического обучения персонала правилам эпидемиологической безопасности при обращении с медицинскими отходами; на емкостях для обеззараживания отходов класса Б отсутствует маркировка, что предусмотрено главой 4СанПиН 2.1.7.2790-10).
Факт нарушения вышеуказанных требований законодательства Российской Федерации, подтверждается материалами совместной проверки, проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Тамбова, с привлечением врача-эпидемиолога ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в Тамбовской области Исаевой И.Н. по факту соблюдения законодательства Об обороте медицинских отходов в деятельности медицинского центра "Пульс" ООО "Калита", в том числе, объяснениями акушера медицинского центра "Пульс" Выжжанова Л.В., которая пояснила, что пеленки после гинекологического осмотра, в случае, если они имеют следы биоматериалов, обеззараживаются и утилизируются как отходы класса Б. Если же следы биоматериалов отсутствуют, они подлежат утилизации как класс "А" - то есть, в урны.
Довод жалобы о том, что наличие следов биологических жидкостей и как следствие определение возможного инфицирования микроорганизмами пеленки не требует какой-либо специальной подготовки или дополнительного оборудования, и может осуществляться визуально, ничем необоснованно со стороны Зенкиной А.В.
При таких обстоятельствах, административным органом доказана объективная сторона административного нарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса.
Доводы о неверной квалификации выявленных нарушений не могут быть приняты.
Статьей 6.3 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса, выражается в нарушении конкретных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которые лицо обязано было провести.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса, выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Таким образом, статьи 6.3 и 8.2 Кодекса соотносятся между собой как общая норма (нарушение, предусмотренное статьей 6.3 Кодекса) и специальная (нарушение предусмотренное статьей 8.2 Кодекса). Исходя из вышеизложенного, административным органом правомерно квалифицировано выявленное правонарушение по статье 8.2 Кодекса.
Довод Зенкиной А.В. о малозначительности совершенного ею административного правонарушения был предметом исследования и оценки судьи районного суда, которым сделан правильный вывод об отсутствии оснований для освобождения Зенкиной А.В., как должностное лицо, от административной ответственности в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ, и оснований не согласиться с которым, нет.
Назначенный Зенкиной А.В. минимальный административный штраф согласуется с целями административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статей 3.5 и 4.5 КоАП РФ, принципам юридической ответственности.
Каких-либо нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении, влекущим отмену состоявшихся постановления должностного лица и решения судьи районного суда, допущено не было.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Октябрьского районного суда г.Тамбова от 23 декабря 2014 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного врача медицинского центра "Пульс" ООО "Калита" ФИО2 оставить без изменения, жалобу Зенкиной А.В. - без удовлетворения.
Судья О.Н. Малинина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.