Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Юровой О.В. и Клюкиной О.В.,
при секретаре Вичужаниной Н.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Внукова С.А. Целищевой Т.Е. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19 декабря 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Внукову С. А. к Военному комиссариату Республики Марий Эл о перерасчете пенсии отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Клюкиной О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Внуков С.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Марий Эл о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии с учетом районного коэффициента 1,7; возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом районного коэффициента 1,7 с 1 сентября 2014 года и последующей выплате пенсии с учетом вышеуказанного коэффициента, взыскании судебных расходов.
В обоснование требований указал, что проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации с 29 июля 1975 года по 30 сентября 2005 года, в том числе с 1 августа 1980 года по 30 сентября 2005 года в войсковой части N ... , дислоцированной в закрытом административно-территориальном образовании г. Межгорье Республики Башкортостан, откуда уволен в отставку с назначением пенсии за выслугу лет. С сентября 2014 года проживает в г. Йошкар-Ола, в связи с этим с указанного времени выплата пенсии производится ему по месту жительства. При обращении к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии с учетом районного коэффициента 1,7 в соответствии с частью 2 статьи 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 года
N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", в перерасчете пенсии отказано, поскольку г. Межгорье Республики Башкортостан не входит в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный Постановлением совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 с последующими изменениями. Такой отказ нарушает право заявителя на получение пенсии в полном размере.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Внукова С.А. Целищева Т.Е. просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные исковые требования. Указывает, что судом неправильно применены и нарушены нормы материального права, поскольку при переезде на новое место жительства расчет пенсии в данном случае должен производиться с учетом районного коэффициента.
Внуков С.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела не явился, направил своего представителя, поэтому судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя Внукова С.А. Целищевой Т.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и просьбу об отмене решения суда, представителя Военного комиссариата Республики Марий Эл Шишкина В.В., просившего оставить решение суда без изменения, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что
Внуков С.А. проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации с 29 июля 1975 года по 30 сентября 2005 года, в том числе с 1 августа 1980 года по 30 сентября 2005 года (25 лет 1 месяц 30 дней) в войсковой части N ... , дислоцированной в закрытом административно-территориальном образовании г. Межгорье Республики Башкортостан, откуда уволен в отставку с назначением пенсии за выслугу лет.
Истец с сентября 2014 года проживает в г. Йошкар-Оле, до этого времени проходил военную службу и проживал в закрытом административно-территориальном образовании г. Межгорье Республики Башкортостан, где пенсия за выслугу лет выплачивалась ему с учетом районного коэффициента.
1 октября 2014 года Внуков С.А. обратился в Военный комиссариат Республики Марий Эл с заявлением о перерасчете пенсии с учетом районного коэффициента 1,7.
Письмом от 15 октября 2014 года N ... Военного комиссариата Республики Марий Эл Внукову С.А. отказано в перерасчете пенсии в связи с тем, что закрытое административно-территориальное образование г. Межгорье не является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, а льготы и районный коэффициент распространяются не в связи с географическим положением и климатическими условиями, а в связи с выполнением лицами определенной трудовой функции.
В соответствии со статьей 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части 1 настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.
Таким образом, положения частей 2 и 3 статьи 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 устанавливают возможность применения районных коэффициентов к пенсии в случаях службы пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 Закона, которые прослужили именно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, а не в любой иной местности, в которой в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты (высокогорные районы, пустынные и безводные местности, местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, отдаленные местности). В Законе не приведен перечень районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностям.
Такой перечень установлен Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 года N 12 (в ред. от 3 марта 2012 года N 170) "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029" (вместе с "Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях", утв. Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 года N 1029).
Из материалов дела усматривается и не оспаривалось заявителем, что Внуков С.А. проходил военную службу в г. Межгорье Республики Башкортостан, а с сентября 2014 года проживает в г. Йошкар-Оле.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при отнесении тех или иных районов и местностей к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям используется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 года N 12, в котором территория г. Межгорье, где проходил военную службу истец не названа.
Поскольку г. Межгорье, в котором проходил службу истец, не относится к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вывод суда первой инстанции о том, что на него не распространяются положения указанных норм Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" является верным.
Право на применение районного коэффициента при расчете размера пенсии сохраняется лишь за пенсионерами, проживающими в закрытом административно-территориальном образовании г. Межгорье.
При таких обстоятельствах, городской суд, оценивая представленные по делу доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований истца.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" г. Межгорье включен как район, в котором применяется коэффициент 1,7.
В разделе I указаны районные коэффициенты для районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностям, а также и коэффициенты для других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, которые не относятся к районам Крайнего Севера и приравненных к нему местностях.
Из пункта 20 следует, что за военную службу в г. Межгорье (группа III) к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников выплачиваются процентные надбавки в размере до 50 процентов, и данный город поименован как местность, приравненная к районам Крайнего Севера.
Поскольку на период военной службы в г. Межгорье действительно установлены коэффициенты 1,7 и льготы, предусмотренные за службу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, установленные Постановлениями от 8 июля 1974 года и от 19 июня 1978 года N 487-152 в закрытом административно-территориальном образовании г. Межгорье Республики Башкортостан на период прохождения военной службы, приведенный в постановлениях коэффициент не является районным коэффициентом, установленным в централизованном порядке к денежному довольствию военнослужащего, проходящему службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, следовательно, названные нормативные акты направлены на регулирование трудовых правоотношений, а не пенсионных.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены по существу правильного судебного постановления, так как свидетельствуют о неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Внукова С.А. Целищевой Т.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Юрова
О.В. Клюкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.