Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Иском Е.П.,
судей Волошиной Е.В., Поздняковой О.Ю.
при секретаре Солоха А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 марта 2015 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Индустриального района г.Хабаровска, действующего в интересах Цеменко В. А. к Краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску", администрации г.Хабаровска, Министерству строительства Хабаровского края о признании нуждающимся в предоставлении меры поддержки в форме предоставления жилого помещения взамен утраченного жилого помещения и включении в единый список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и встречному иску Краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску" к Цеменко В. А. о взыскании денежных средств,
по апелляционным жалобам представителя КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску", представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 04 декабря 2014 года.
заслушав доклад судьи Волошиной Е.В., пояснения прокурора Лазаревой Н.А., представителя КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску" Тарасенко А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Индустриального района г.Хабаровска, действуя в интересах Цеменко В.А., обратился в суд с иском к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску", администрации г.Хабаровска, в обоснование которого указал, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в период наводнения в г.Хабаровске, произошедшего в августе-сентябре 2013г. дом "адрес", в котором проживает Цеменко В.А., попал в зону затопления. В соответствии с заключением городской межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ. принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого дома. Цеменко В.А. КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску" произведена выплата денежных средств на проведение капитального ремонта данного дома, которая была использована по целевому назначению. По истечении зимнего и весеннего периода ДД.ММ.ГГГГ. межведомственной комиссией администрации г.Хабаровска выдано заключение, согласно которому указанный дом признан непригодным для проживания. Цеменко В.А. обратился в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску" с заявлением о включении в списки граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, на предоставление меры поддержки в форме предоставления жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ. уведомлением N Цеменко В.А. в удовлетворении данного заявления было отказано в связи с тем, что Цеменко В.А. воспользовался правом на получение мер социальной поддержки.
Просит признать Цеменко В.А. нуждающимся в предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения взамен утраченного жилого помещения по адресу: "адрес", признанного непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 г.; включить Цеменко В.А. в единый список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013г., на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения взамен утраченного в соответствии с приложением N 15 к Постановлению Правительства Хабаровского края N 205-пр "Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае" от ДД.ММ.ГГГГ.; обратить решение суда к немедленному исполнению.
Возражая против данных исковых требований, КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску" обратилось со встречным иском, в котором просило взыскать с Цеменко В.А. денежные средства, выплаченные на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения в размере "данные изъяты".
В обоснование исковых требований указывало, что меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения, основанием для отказа истцу в удовлетворении заявления являлось то, что истец ранее воспользовался правом на получение мер социальной поддержки, ДД.ММ.ГГГГ. истцу произведена выплата денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденной площади - "адрес" в размере "данные изъяты". Поскольку меры поддержки граждан реализуются однократно, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 06 октября 2014 года к участию в деле по иску прокурора в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство социальной защиты населения Хабаровского края.
Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 06 октября 2014 года встречный иск принят судом к рассмотрению с первоначальным иском.
Согласно определения Центрального районного суда г.Хабаровска от 16 октября 2014 года к участию в деле в качестве соответчика по иску прокурора привлечено Министерство строительства Хабаровского края.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, исключив из них требование об обращении решения к немедленному исполнению.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 04 декабря 2014 года исковые требования прокурора Индустриального района г.Хабаровска в интересах Цеменко В.А. удовлетворены: Цеменко В.А. признан нуждающимся в предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения взамен утраченного жилого помещения по адресу: "адрес", признанного непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 г. в соответствии с приложением N 15 к Постановлению Правительства Хабаровского края N 205-пр "Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае" от ДД.ММ.ГГГГ г.; на КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" возложена обязанность включить Цеменко В.А. в единый список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 г. на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения взамен утраченного в соответствии с приложением N 15 к Постановлению Правительства Хабаровского края N 205-пр "Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае" от ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении встречного иска КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску" к Цеменко В.А. о взыскании денежных средств отказано.
В апелляционной жалобе представитель КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску", ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить и принять новое. В обоснование жалобы указывает, что право на жилище, гарантированное Цеменко В.А. ст.40 Конституции РФ, никем не нарушалось. Денежных средств в размере "данные изъяты"., предоставленных Цеменко В.А. в качестве меры социальной поддержки на проведение капитального ремонта пострадавшего жилого помещения, было недостаточно для полного восстановления жилья. Собственник поврежденного жилого помещения должен самостоятельно принять меры и понести расходы по полному восстановлению пострадавшего жилья. Использование Цеменко В.А. выделенных денежных средств в размере "данные изъяты". должно подтверждаться актами выполненных работ по ремонту жилья, кассовыми чеками на приобретение строительных материалов, сметами и другими первичными документами бухгалтерского учета, чего в судебном заседании представлено не было. Свидетельские показания не могут быть основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку не отвечают требованиям относимости и допустимости доказательств.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Хабаровского края просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность. В обоснование жалобы указывает, что истцом не представлено суду доказательств, свидетельствующих о том, что им были произведены и оплачены работы по капитальному ремонту поврежденного жилого помещения по адресу: "адрес". В связи с чем доводы прокурора об использовании истцом предоставленных денежных средств по целевому назначению не могут являться основанием для отказа в удовлетворении встречных требований КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску".
Письменные возражения на апелляционные жалобы не поступали.
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции представитель КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску" Тарасенко А.Е. поддержал доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции прокурор Лазарева Н.А. просила оставить решение суда без изменения.
В суд апелляционной инстанции не явились Цеменко В.А., представитель Министерства строительства Хабаровского края - просили рассмотреть дело в их отсутствие; представители Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, администрации г.Хабаровска - по неизвестной суду причине, о месте и времени рассмотрения дела неявившиеся участники процесса извещены и надлежащим образом, в связи с чем возможно рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 7 закрепляет, что Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.
В силу части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 года N 569-рп "О введении чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" с 12-00 часов 09.08.2013 года на территории Хабаровского края, в том числе в границах городского округа "Город Хабаровск", введен режим чрезвычайной ситуации в связи с крупномасштабным наводнением.
В связи с крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края, в целях оказания помощи пострадавшему населению Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2013 года N 693-ФЗ "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Правительству Российской Федерации было рекомендовано до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья "данные изъяты" (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств (подпункт "г" пункта 2); до ДД.ММ.ГГГГ решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (подпункт "д" пункта 2).
Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 года N 923 внесены изменения в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015г.г. Программа дополнена Приложением N 11(1) о Правилах предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.
Согласно пункту 6 Правил трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года N693 и постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 года N 923 постановлением Правительства Хабаровского края от 21 октября 2013 года N 347-пр (в редакции постановлений Правительства Хабаровского края от 12.11.2013г. N 383-пр, от 29.11.2013г. N 410-пр, от 24.02.2014 г. N 41-пр) внесены изменения в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 года N 205-пр.
Пунктом 6.2.9 Государственной целевой программы предусмотрена реализация мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, в том числе и в форме предоставления пострадавшим гражданам, являющимся собственниками жилых помещений или нанимателями по договорам социального найма жилых помещений, находящихся в краевой государственной собственности, путем строительства или приобретения жилых помещений и их дальнейшего предоставления пострадавшим гражданам.
Приложением 15 к указанной Программе предусмотрен соответствующий Порядок представления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, в соответствии с п.1.2 которого (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 24.02.2014 N41-пр) право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации - собственники (сособственники) утраченных жилых помещений и (или) члены их семьи, постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в жилом помещении, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Цеменко В.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г.
Постановлением Администрации г.Хабаровска от 16.09.2013г. N 3630 "Об утверждении границ зон затопления и подтопления на территории городского округа "Город Хабаровск", возникших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с летне-осенним паводком 2013г. на реках Амур и Уссури" указанный жилой дом включен в перечень зданий, находящихся в зонах подтопления.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. N принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого дома "адрес".
На основании данного заключения КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску" Цеменко В.А. предоставлена мера социальной поддержки в виде выплаты денежных средств в размере "данные изъяты". на проведение капитального ремонта жилого дома "адрес".
При повторном обследовании указанного жилого дома заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. принято решение о несоответствии дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению, указанный дом признан непригодным для проживания. В связи с чем Цеменко В.А. обратился в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску" с заявлением о включении в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения.
Уведомлением КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску" N от ДД.ММ.ГГГГ. Цеменко В.А. отказано в предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения на основании п.2.11 раздела 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013г., являющегося приложением N к государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", в связи с тем, что Цеменко В.А. воспользовался правом на получение мер социальной поддержки, установленных Приложением N к государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае".
Меры социальной поддержки, предусмотренные Указом Президента РФ от 31.08.2013г. N693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровских краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. N "О внесении изменений в Федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы", оказываются гражданам при соблюдении предусмотренных законом условий на момент объявления чрезвычайной ситуации. Меры поддержки направлены на обеспечение жильем граждан, лишившихся единственного жилья.
Кроме того, согласно пункту 1.2 Порядка предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г., меры поддержки предоставляются однократно в отношении одного жилого помещения, в случае если гражданин не воспользовался правом на получение меры государственной поддержки в форме предоставления жилого помещения.
Анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод, что действующее законодательство не содержит прямого запрета на получение меры государственной поддержки в форме предоставления жилого помещения в том случае, когда, ранее, гражданин уже воспользовался иной мерой поддержки, (предоставление денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения). Поскольку Цеменко В.А., признанный в установленном порядке пострадавшим в результате наводнения, постоянно проживающий в населенном пункте, подвергшемся наводнению, и не имеющий другого жилья, пригодного для проживания, не был обеспечен жилым помещением по социальным и санитарным нормам, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Цеменко В.А.
Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд первой инстанции исходил, в том числе, из того, что, предоставляя меру социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта, КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску" не обязало истца отчитаться по суммам, потраченным на материалы, работы, услуги, не представило суду доказательств тому, что Цеменко В.А. израсходовал денежные средства не по целевому назначению.
Однако с данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается, поскольку Цеменко В.А. ранее воспользовался правом на получение мер поддержки, установленных Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения и не представил доказательств в подтверждение того, что выплаченные денежные средства на проведение капитального ремонта были им направлены на восстановление поврежденного жилого дома, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения встречного искового заявления КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску" к Цеменко В.А. о взыскании денежных средств в размере "данные изъяты"
Поскольку решение суда принято с неправильным применением норм материального права, то судебная коллегия, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает необходимым его отменить в части отказа в удовлетворении искового требования КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску" к Цеменко В.А. о взыскании денежных средств и разрешить данные требования по существу путем принятия нового решения об удовлетворении встречного искового требования.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 04 декабря 2014 года по делу по исковому заявлению прокурора Индустриального района г.Хабаровска, действующего в интересах Цеменко В. А., к Краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску", администрации г.Хабаровска, Министерству строительства Хабаровского края о признании нуждающимся в предоставлении меры поддержки в форме предоставления жилого помещения взамен утраченного жилого помещения и включении в единый список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и встречному иску Краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску" к Цеменко В. А. о взыскании денежных средств, отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску" к Цеменко В. А. о взыскании денежных средств, и принять в данной части новое решение, которым
Удовлетворить исковые требования Краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску" к Цеменко В. А. о взыскании денежных средств.
Взыскать с Цеменко В. А. в пользу Краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску" денежные средства, выплаченные на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, в сумме "данные изъяты"
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: Е.П. Иском
Судьи: О.Ю. Позднякова
Е.В. Волошина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.