Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: О.Ю. Поздняковой,
судей Е.В. Волошиной, О.В. Герасимовой
при секретаре С.В. Леонтьевой
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 марта 2015 года гражданское дело по иску Ольшевской Ю. Н., Кряжевских Е. А. к Краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо", Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края о признании пострадавшими в результате наводнения, произошедшего в августе-сентябре 2013 года, включении в список граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты на приобретение жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края на решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 27 октября 2014 года,
заслушав доклад судьи Волошиной Е.В., выслушав пояснения представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края Стасюка Д.А., представителя Краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо" Белячковой Н.Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ольшевская Ю.Н., Кряжевских Е.А. обратились в суд с исковым заявлением к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо", Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании пострадавшими в результате наводнения, произошедшего в августе-сентябре 2013 года, включении в список граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, в обосновании указали, что Кряжевских Е.А. является собственником жилого помещения, расположенного в "адрес" на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ., Ольшевская Ю.Н. - жилого помещения, расположенного в "адрес" на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ., в результате наводнения, произошедшего в сентябре 2013г., принадлежащий истцам дом оказался в зоне затопления, на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. признан непригодным для проживания, ДД.ММ.ГГГГ. КГКУ "Центр социальной поддержки населения по району им.Лазо" отказало истцам в удовлетворении заявления о предоставлении социальной поддержки ввиду отсутствия полномочий комиссии на оценку ущерба, причиненного наводнением, а также в связи с тем, что дом не находился в зоне подтопления, однако в состав комиссии входили должностные лица муниципальных органов, полномочные решать жилищные вопросы в случае возникновения чрезвычайной ситуации, специалист БТИ, выводы комиссии подтверждаются заключением специалиста, согласно решений суда установлено, что истцы проживали в зоне подтопления.
Решением суда района имени Лазо Хабаровского края от 27 октября 2014г. исковые требования Ольшевской Ю.Н. удовлетворены. Ольшевская Ю.Н. признана пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории Черняевского сельского поселения района имени Лазо Хабаровского края, произошедшего в августе-сентябре 2013 года, на Министерство социальной защиты населения Хабаровского края возложена обязанность включить Ольшевскую Ю.Н. в списки граждан получателей социальной поддержки в виде единовременной выплаты на приобретение жилого помещения. В удовлетворении исковых требований Кряжевских Е.А. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Хабаровского края просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Ольшевской Ю.Н., Кряжевских Е.А., указывает, что решение в части удовлетворения требований Ольшевской Ю.Н. незаконное и необоснованное, поскольку факт повреждения жилого дома "адрес", в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе-сентябре 2013г., надлежащим образом не установлен, суд ссылается в решении на заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ., однако данная комиссия создана не для оценки ущерба, а для признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания по иным основаниям, кроме того, ФИО4 и ФИО5 не являются членами комиссии по оценке ущерба от чрезвычайных ситуаций, снижение несущей способности и эксплуатационных характеристик здания вызвано истечением срока его использования, а не чрезвычайной ситуацией, кроме того, не привлечено к рассмотрению дела Министерство строительства Хабаровского края, формирующее единый список получателей социальной поддержки в виде единовременной выплаты на строительство или приобретение жилья, что является основанием для отмены решения суда.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Ольшевская Ю.Н. просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением судебной коллегии Хабаровского краевого суда от 04 февраля 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства Хабаровского края и судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства социальной защиты населения Хабаровского края Стасюк Д.А., представитель Краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо" Белячкова Н.Т. поддержали доводы апелляционной жалобы.
В суд апелляционной инстанции не явились Ольшевская Ю.Н., Кряжевских Е.А., представители администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, Министерства строительства Хабаровского края - по неизвестной суду причине, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, не просили об отложении слушания дела, в связи с чем возможно рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, выслушав участников процесса, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
На основании части 1 ст.195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, согласно ч.1 ст.330 ГПК РФ, являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 7 закрепляет, что Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.
В силу части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 30.05.2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе и на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013г. N 569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края", с 20 августа 2013 г. с 08 часов 00 минут для органов управления и сил Хабаровской подсистемы РСЧС на территории Хабаровского края в границах имени Лазо, Николаевского, Ульчского муниципальных районов введен режим чрезвычайной ситуации.
В связи с крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края, в целях оказания помощи пострадавшему населению Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2013 года N 693-ФЗ "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Правительству Российской Федерации было рекомендовано до 30 сентября 2013 года принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья "данные изъяты" (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств (подпункт "г" пункта 2); до ДД.ММ.ГГГГ решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (подпункт "д" пункта 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013года N923 внесены изменения в Федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы. В соответствии с пунктом 10 данного постановления федеральная целевая программа "Жилище" дополнена новым Приложением 11 (1) о Правилах предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, согласно которым трансферты субъектам Российской Федерации предоставляются для реализации мер поддержки, направленных на капитальный ремонт поврежденного жилья и строительство жилья взамен утраченного.
В пункте 6 Правил указано, что трансферты предоставляются на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 года N347-пр внесены изменения в Государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012г. N 205-пр.Пунктом 6.2.9 Государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 года N 205-пр, предусмотрена реализация мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, в форме предоставления пострадавшим гражданам - собственникам жилых помещений выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещении.
Приложением N16 к указанной Государственной программе предусмотрен соответствующий Порядок предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г., и являющихся собственниками утраченных жилых помещений.
Согласно пункту 1.2 названного порядка право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации - собственники (сособственники) жилых помещений, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и (или) члены их семьи, являющиеся гражданами Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
- постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении;
- не имеют другого жилья, пригодного для проживания.
При этом пунктом 1.7 Порядка под другим жильем, пригодным для проживания, понимаются принадлежащие гражданам на праве собственности жилые помещения, которые не признаны в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания, за исключением жилых помещений, общая площадь (общая площадь, приходящаяся на долю в праве общей собственности) которых составляет менее 13 кв.м.
Из изложенного следует, что гражданам, пострадавшим в результате наводнения на территории Хабаровского края, мера социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений может быть предоставлена только при совокупности следующих условий: в отношении утраченного жилого помещения, находящегося на территории, на которой вводился режим чрезвычайной ситуации, должно быть принято решение о признании его непригодным для проживания, в утраченном жилом помещении граждане постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации, в собственности таких граждан не должно находиться другое жилое помещение, пригодное для проживания.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Ольшевская Ю.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", пострадавшего в период чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013г.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. N указанный жилой дом признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Согласно заключения специалиста Автономной некоммерческой организации "Хабаровская лаборатория судебной и независимой экспертизы" от ДД.ММ.ГГГГ. N в результате паводка в августе-сентябре 2013г., техническое состояние указанного жилого дома является аварийным, т.к. установлено наличие повреждений и деформаций основных несущих конструкций дома, свидетельствующих об исчерпании их несущих способностей, указанный дом признан непригодным для проживания.
Уведомлениями КГКУ "Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо" от ДД.ММ.ГГГГ. истцам отказано в удовлетворении заявления о единовременной выплате на приобретение жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013г., в связи с тем, что представленный акт обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. N составлен межведомственной комиссией, на которую не возлагались полномочия по оценке ущерба, вызванного наводнением в августе-сентябре 2013г., кроме того, указанное жилое помещение не находилось в границах зоны затопления.
Удовлетворяя исковые требования Ольшевской Ю.Н., суд первой инстанции исходил из того, что Ольшевская Ю.Н. является собственником жилого помещения, признанного непригодного для проживания в результате чрезвычайной ситуации, постоянно проживала на день объявления чрезвычайной ситуации в поврежденном жилом помещении, расположенном в "адрес", в котором вводился режим чрезвычайной ситуации, не имеет иного жилья, пригодного для проживания, решением суда района имени Лазо от ДД.ММ.ГГГГ. по делу по заявлению Ольшевской Ю.Н. установлено, что жилой дом "адрес", оказался в зоне подтопления в результате наводнения, на администрацию Чернявского сельского поселения муниципального района имени Лазо возложена обязанность включить Ольшевскую Ю.Н. в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - затопления, на получение единовременной материальной помощи; кроме того, истица в установленном законом порядке обращалась в администрацию муниципального района им.Лазо с заявлением о проведении обследования жилого помещения, однако обследование межведомственной комиссией, уполномоченной на принятие решения о признании жилого дома непригодным для проживания, было произведено, как следует из сообщения и.о.начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального района имени Лазо от ДД.ММ.ГГГГ., в связи с тем, что жилое помещение не находилось в границах зоны затопления.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Кряжевских Е.А., суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.131ч.1, ст.223 ч.2 Гражданского кодекса РФ, п.1.22 Порядка предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г., обоснованно указал о том, что Кряжевских Е.А. на день объявления чрезвычайной ситуации не являлась собственником или нанимателем пострадавшего в результате наводнения жилого помещения, проживала в квартире без регистрации по устной договоренности с собственником жилого помещения, указанное жилое помещение приобретено Кряжевских Е.А. после отмены режима чрезвычайной ситуации, на момент чрезвычайной ситуации истице Кряжевских Е.А. принадлежало иное жилое помещение, приобретенное по договору мены.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они не противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Однако в соответствии с п.2.1 Постановления Правительства Хабаровского края от 21 октября 2013 г. N 347-пр "О внесении изменений в Государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205-пр, Министерство строительства края определено уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края по предоставлению мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений путем их строительства гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013г., и являющимся собственниками утраченных жилых помещений.
Согласно п.2.3 Постановления Правительства Хабаровского края от 21.10.2013г. N 347-пр "О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012г. N 205-пр, Министерство социальной защиты населения края является уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края по предоставлению мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г., и являющихся собственниками утраченных жилых помещений.
Согласно п.2.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013г., и являющихся собственниками утраченных жилых помещений, Министерство строительства края в течение трех рабочих дней доводит до Учреждений единый список, согласованный и утвержденный в соответствии с пунктом 2.8 раздела 2 настоящего Порядка, и информацию о гражданах, в отношении которых было отказано в согласовании территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Федеральной регистрационной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
В связи с вышеизложенным, поскольку судом первой инстанции не привлечено к участию в деле в качестве соответчика Министерство строительства Хабаровского края, с учетом положений п.4 ч.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которых решение суда
первой инстанции подлежит отмене в случае принятия судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, решение суда
первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 27 октября 2014 года по делу по иску Ольшевской Ю. Н., Кряжевских Е. А. к Краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо", Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края о признании пострадавшими в результате наводнения, произошедшего в августе-сентябре 2013 года, включении в список граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты на приобретение жилого помещения - отменить полностью и принять новое решение.
Признать Ольшевскую Ю. Н. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории Черняевского сельского поселения района имени Лазо Хабаровского края, произошедшего в августе-сентябре 2013 года.
Обязать Министерство социальной защиты населения Хабаровского края включить Ольшевскую Ю. Н. в списки граждан получателей социальной поддержки в виде единовременной выплаты на приобретение жилого помещения.
В удовлетворении исковых требований Кряжевских Е. А. к Краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо", Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края о признании пострадавшей в результате наводнения, произошедшего в августе-сентябре 2013 года, включении в список граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, отказать.
Председательствующий: Позднякова О.Ю.
Судьи Волошина Е.В.
Герасимова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.