Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.
судей Кустовой И.Ю., Степанова П.В.
при секретаре Сероваевой Т.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г.Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 05 декабря 2014 года, которым постановлено :
Заявление Блинова Е.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми N ** от 19 августа 2014 года об отказе Блинову Е.А. в предоставлении дополнительного земельного участка.
Возложить на департамент земельных отношений администрации г. Перми повторно рассмотреть заявление Блинова Е.А. о предоставлении на праве собственности дополнительного земельного участка площадью 800 кв.м., смежного с земельным участком, распложенным по адресу: ****.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Блинов Е.А. обратился в суд с заявлением о признании решения департамента земельных отношений администрации города Перми от 19 августа 2014 года N ** об отказе в предоставлении дополнительного земельного участка, площадью 800 кв.м., смежного с земельным участком, расположенным по адресу: **** незаконным, а также возложении обязанности, повторно рассмотреть заявление о предоставлении спорного земельного участка в собственность.
Требования мотивированы тем, что 22 июля 2014 года он обратился в Департамент земельных отношений администрации города Перми (далее ДЗО) с заявлением о предоставлении в собственность дополнительного земельного участка, площадью 800 кв.м., расположенного по ул. **** города Перми, примыкающего к основному земельному участку с кадастровым номером **, ранее предоставленного под строительство индивидуального жилого дома. ДЗО решением от 19 августа 2014 года N ** в предоставлении дополнительного земельного участка отказал, отказ мотивировал тем, что спорный земельный участок обременен правами третьих лиц, не сформирован как дополнительный к основному земельному участку, а также испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования. Между тем, красные линии по испрашиваемому земельному участку не утверждены, ДЗО не представлено доказательств принадлежности земельного участка третьим лицам.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Департамент земельных отношений администрации г.Перми указывая, что отказывая в предоставлении земельного участка департамент исходил из наличия оснований, препятствующих в аренде участка гражданами. Суд не принял во внимание, что красные линии установлены проектом планировки, утвержденным постановлением администрации г.Перми, не учтено, что испрашиваемого участка расположен в зоне инженерных коммуникаций, проходит ЛЭП.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
Судом первой инстанции установлено, что Блинов Е.А. обратился в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении в собственность дополнительного земельного участка площадью 800 кв.м. для увеличения площади ранее предоставленного в собственность под строительство жилого дома. Дополнительным ориентиром земельного участка указал - участок примыкает с юго-запада к участку по ул. ****.
Решением N ** от 19 августа 2014 года Департамент земельных отношений администрации города Перми в предоставлении Блинову Е.А. земельного участка площадью 800 кв.м., смежного с земельным участком, расположенным по адресу: **** отказал, поскольку испрашиваемый земельный участок обременен правами третьих лиц ; имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей. Земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ОАО ЭиЭ "Пермэнерго " филиал "Пермские городские электрические сети". Отказывая в предоставлении дополнительного участка, департамент также сослался на положения п. 1.7.1 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей не связанных со строительством, на территории г. Перми. Согласно заключению департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми отсутствует утвержденный проект межевания территории, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок являлся бы дополнительным по отношению к основному участку. Земельный участок расположен на территории общего пользования. По заключению управления внешнего благоустройства испрашиваемый земельный участок расположен на территории улично-дорожной сети, которой вправе пользоваться неограниченный круг лиц.
Установив изложенные обстоятельства, проанализировав положения ст. 34 Земельного кодекса РФ, а также п.п. 1.7.1 Порядка, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что обжалуемое решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми от 26 сентября 2014 года на положениях закона не основано.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством предусмотрен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом ;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Решением Пермской городской Думой от 23.10.2007 N 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми (далее - Порядок).
Критериями предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, являются: соответствие площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, установленным предельным размерам земельных участков для заявленных целей в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Перми, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией; наличие (отсутствие) преимущественного права на получение испрашиваемого земельного участка в соответствии с действующим законодательством (п. 1.6 Порядка).
Анализ указанных правовых норм свидетельствует о том, что основания для отказа в предоставлении земельного участка, испрашиваемого в рассматриваемом случае в целях не связанных со строительством, могут быть предусмотрены только законом. Поскольку обстоятельства, на которые ссылается Департамент земельных отношений администрации г. Перми, а именно : имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый участок для заявленных целей федеральным законом не отнесены к числу оснований для отказа в предоставлении земельного участка, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения Департамента земельных отношений от 19 августа 2014 г. следует признать правильными.
Действительно, во исполнение положений ст. 34 Земельного кодекса РФ Пермской городской Думой 23.10.2007 года был утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей не связанных со строительством на территории города Перми, пункт 1.7.1 которого предусматривает, что в собственность земельные участки могут предоставляться только в случаях : как дополнительный земельный участок к основному земельному участку, который принадлежит заявителю на праве собственности и на котором расположен многоквартирный или жилой дом, если испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденным в установленном законом порядке проектом межевания является дополнительным по отношению к основному ; как дополнительный земельный участок к основному земельному участку, предоставленному ранее в собственность под объект недвижимости и принадлежащему заявителю на праве собственности, если испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденным в установленном законом порядке проектом межевания является дополнительным по отношению к основному. Между тем, в соответствии с полномочиями, предоставленными законом ( ст. 34 ЗК РФ) органы местного самоуправления вправе принять акт, устанавливающий только процедуру и критерии предоставления таких земельных участков, но не основания для отказа в их предоставлении. Закон не относит к их компетенции установление оснований для отказа в предоставлении земельного участка, подменяющих основания предусмотренные федеральным законом. При таких обстоятельствах, ссылку на п. 1.7.1 приведенного Порядка, как на основание для отказа в предоставлении земельного участка, также законной признать нельзя.
Кроме того, удовлетворяя заявленные требования и принимая решение о незаконности оспариваемого отказа, суд первой инстанции правильно исходил из того, что доказательств обременения испрашиваемого участка правами третьих лиц, расположения его на территории улично-дорожной сети представлено не было. Оснований не согласиться с указанными выводами также не имеется, поскольку бесспорных доказательств предоставления земельного участка ОАО ЭиЭ " Пермэнерго" филиал " Пермские городские электрические сети ", а также расположения на территории улично-дорожной сети, т.е. на землях общего пользования, представлено суду не было.
Оценивая законность постановленного решения следует учесть, что согласно ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Принимая во внимание, что обстоятельства, послужившие основанием для отказа в предоставлении земельного участка Департаментом земельных отношений администрации г.Перми не доказаны, а апелляционная жалоба в приведенной части не содержит обстоятельств, опровергающих выводы суда в этой части, оснований для отмены решения судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия считает возможным также отметить, что направление заявления на повторное рассмотрение не возлагает на орган местного самоуправления обязанности по безусловному предоставлению Блинову Е.А. испрашиваемого земельного участка, т.к. законность оспариваемого решения Департамента судом оценивалась только по основаниям в нем указанным, наличие или отсутствие иных оснований, препятствующих предоставлению земельного участка, предметом рассмотрения суда не являлись.
Законность решения суда проверяется судебной коллегией в обжалуемой части. Доводов, влияющих на правильность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного руководствуясь положениями ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 5 декабря 2014 года по доводам апелляционной жалобы Департамента земельных отношений администрации г.Перми оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.