Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н. судей Елецких О.Б., Степанова П.В. при секретаре Сероваевой Т.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Кировского районного суда г. Перми от 17 октября 2014 года, которым постановлено:
Признать незаконным и отменить уведомление Департамента земельных отношений администрации города Перми от 01.08.2014года N ** к договору аренды от 27.02.2014 года N ** о размере платежа.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения Горбачева О.А., возражающего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горбачев О.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным уведомления Департамента земельных отношений администрации города Перми от 01.08.2014 года N ** об изменении размера платежа к договору аренды N ** от 27.02.2014 года.
В обоснование заявленных требований Горбачев О.А. указал, что между ним и Департаментом земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент) 27.02.2014 года заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером **, расположенного севернее адреса: ****. Уведомлением о размере платежа по договору аренды от 19.02.2014 года N ** арендная плата на 2014 года на земельный участок установлена в размере *** рублей. Указанная денежная сумма была оплачена арендатором 18.03.2014 года в полном объеме, но уже 01.08.2014 года арендатору было направлено новое уведомление об изменившемся размере платежа по договору аренды.
Указанное уведомление истец считает незаконным. При расчете размера арендной платы был применен коэффициент 0,04% (4% от размера кадастровой стоимости) как для "прочих земельных участков", не перечисленных ни в одном из пунктов ст.1 Закона Пермского края от 07.04.2010 года N 604-ПК "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края. Не учтено, что земельный участок с кадастровым номером **, расположенный севернее адреса: ****, предоставлен заявителю для увеличения площади ранее предоставленного земельного участка - участка с кадастровым номером ** с разрешенным использованием "для индивидуального жилищного строительства". Соответственно, и разрешенное использование участка, представленного в аренду, установлено как "для увеличения ранее предоставленного для индивидуального жилищного строительства земельного участка". Полагает, что при расчете арендной платы на земельный участок заявителя должен был быть применен коэффициент 0,002. Именно, с таким коэффициентом был предоставлен первый расчет арендной платы от 19.02.2014 года. Не учтено, что в п. 4.2. Договоре аренды от 27.02.2014 года N 019-14К установлена арендная плата на 2014 год в размере *** рублей. В п.4.5 договора аренды предусмотрены случаи одностороннего изменения арендной платы. Вместе с тем, такие основания не наступили. Незаконные действия Департамента существенно нарушают права и законные интерес заявителя, влекут для него несоразмерно высокие расходы по арендным платежам земельный участок, нарушают равноправие сторон в гражданском обороте.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Департамент земельных отношений указывая, что не принято судом во внимание, что земельный участок был предоставлен для целей, не связанных со строительством, в связи с чем размер арендной платы подлежит установлению равным 4,0 процента от кадастровой стоимости земельных участков как в отношении прочих земельных участков. Считают, что перерасчет размера арендной платы произведен в соответствии с действующим законодательством.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
На основании части 1 ст. 1 Закона Пермского края N 604-ПК размер арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Пермского края и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края, устанавливается равным:
1) двукратной ставке земельного налога, установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии со статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков:
в составе зон сельскохозяйственного использования земель населенных пунктов и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для индивидуального жилищного строительства;
предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного строительства;
9) 4,0 процента от кадастровой стоимости земельных участков в отношении прочих земельных участков, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 394 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса РФ. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 г. N 187, налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:
0,1 процента в отношении земельных участков:
предоставленных физическим лицам или приобретенных физическими лицами для индивидуального жилищного строительства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса);
Судом первой инстанции установлено, что 27.02.2014 года между Департаментом земельных отношений администрации г. Перми и Горбачевым О.А. на основании распоряжения начальника департамента земельных отношений от 30.01.2014 N 194, заключен договор N ** аренды земельного участка с кадастровым номером ** площадью 685 кв.м., расположенного севернее адреса **** для целей, не связанных со строительством (для увеличения ранее предоставленного для индивидуального жилищного строительства земельного участка). Разрешенное использование земельного участка - для увеличения ранее предоставленного для индивидуального жилищного строительства земельного участка. Земельный участок расположен в территориальной зоне обслуживания и деловой активности местного значения Ц-02 (п.1.1., 1.2 договора) Пунктом 3.2.9 договора указано, что арендатор обязан не допускать строительства на предоставленном земельном участке. Договор аренды заключен сроком с 31.01.2014 года по 30.12.2004г. (п.4.1)
Пунктом 2.2.3 договора аренды N ** от 27.02.2014 года предусматривается, что арендодатель обязан ежегодно направлять уведомление о размере арендной платы. Согласно п. 4.2 договора аренды, арендная плата действующая в течение 2014 года устанавливается в размере, указанном в приложении N 2 к договору и составляет *** рублей, а в дальнейшем - в размере, указанном в уведомлении арендатору о перерасчете арендной платы в соответствии с п. 4.5 настоящего договора. По арендой плате за 2014 год применен коэффициент - 0,002.
Пункт 4.5. договора аренды предусматривает, что в случае централизованного изменения цен и тарифов, сроков уплаты, изменения методики расчетов арендных платежей, изменения нормативной цены на землю на основе оценочного зонирования территории, кадастровой стоимости, базовых ставок арендной платы, а также изменения нормативных актов Российской Федерации, Пермского края, города Перми, регулирующих исчисление размера арендной платы и вида деятельности арендатора, арендодатель вправе изменить размер арендной платы, сроки уплаты в бесспорном и одностороннем порядке.
Принимая решение об удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что исходя из назначения земельного участка и вида разрешенного использования, определенных в договоре аренды - для увеличения ранее предоставленного для индивидуального жилищного строительства земельного участка, а также с учетом анализа положений части первой статьи 1 Закона Пермского края N 604-ПК, договора аренды действия Департамента по исчислению арендной платы Горбачеву О.А. в соответствии с п.9 ч.1 ст. 1 Закона Пермского края N 604-ПК как в отношении прочих земельных участков, являются неправомерными.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок предоставлен для увеличения ранее предоставленного для индивидуального жилищного строительства земельного участка.
Исходя из положений п. 1. ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края N 604 -ПК в отношении земельных участков, предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства размер арендной платы равен двухкратной ставке земельного налога, установленной нормативными правовыми актами представительных муниципальных образований в соответствии со статьей 394 Налогового кодекса РФ. Согласно пункту 2 Решения Пермской городской Думы от 8.11.2005г. налоговые ставки в отношении земельных участков предоставленных физическим лицам или приобретенных физическими лицами для индивидуального жилищного строительства; занятых жилищным фондом установлены в размере 0,1 процент. Таким образом, размер арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края и предоставленные для индивидуального жилищного строительства устанавливается с применением коэффициента 0,002.
То обстоятельство, что земельный участок по договору аренды от 27.02.2014 года был предоставлен в порядке ст. 34 Земельного кодекса в рассматриваемом случае правового значения не имеет, поскольку для установления арендной платы юридически значимым является вид разрешенного использования, в рассматриваемом случае - для увеличения ранее предоставленного для индивидуального жилищного строительства земельного участка.
Оценивая законность постановленного решения суда необходимо также учесть, что порядок исчисления арендной платы и именно в соответствии с п.1 ч.1 ст. 1 Закона Пермского края N 604-ПК по существу был определен условиями договора аренды. Устанавливая размер арендной платы заявителю за 2014 года в сумме ***руб., Департамент сам применил коэффициент - 0,002, а в последующем, без доказанности наступления условий, предусмотренных п. 4.5 Договора аренды, при которых допускается одностороннее изменение арендодателем арендной платы, необоснованно увеличил ее размер, что и отражено в уведомлении от 1.08.2014г.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о наличии у Департамента правовых оснований для увеличения арендной платы следует отклонить как несостоятельные.
Иных доводов, ставящих под сомнение или опровергающих выводы суда первой инстанции, а также указывающих на нарушение судом норм материального или процессуального права, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование действующего законодательства, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, надлежащая оценка им дана, в силу чего не могут служить основанием для отмены решения суда.
Решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, основания для отмены принятого по делу судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Перми от 17 октября 2014 года по доводам апелляционной жалобы Департамента земельный отношений администрации г. Перми оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.