Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего А.В. Железчиковой
судей Е.С. Казанцевой, Н.А. Бургановой
при секретаре О.В. Нечаевой
рассмотрела в судебном заседании 03.03. 2015 года в г. Кудымкаре Пермского края апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края на решение Юсьвинского районного суда Пермского края от 17.12.2014 года, которым постановлено:
Признать за Власовой Н.Я. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Возложить на Министерство социального развития Пермского края обязанность включения Власовой Н.Я. в списки граждан на предоставление субсидии путем выдачи жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи А.В. Железчиковой., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н.Я. Власова обратилась в суд с иском к администрации Юсьвинского муниципального района, Министерству социального развития Пермского края о признании права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Заявление мотивировала тем, что она является вдовой В., ветерана Великой Отечественной войны, умершего 28.09.1984 года, который был признан инвалидом ** группы и входил в число военнослужащих, названных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Закона "О ветеранах". Не смотря на нуждаемость истца в улучшении жилищных условий, ей было отказано в постановке на учет для получения жилищного сертификата. Просит признать отказ в предоставлении мер социальной поддержки в виде субсидии на приобретение жилого помещения незаконным, возложить на ответчиков обязанность включить ее в список граждан, имеющих право на предоставление (строительство) жилья как вдове инвалида, участника Великой Отечественной войны.
В судебном заседании истец Н.Я. Власова и ее представитель И.В. Хозяшева на исковых требованиях настаивали.
Представитель ответчика - администрации Юсьвинского муниципального района А.В. Бабин исковые требования не признал.
Представитель ответчика - Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленных возражениях просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство социального развития Пермского края выражает несогласие с решением суда, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права. Ссылаясь на положения ст. 17 ФЗ "О ветеранах", разъяснения Министерства регионального развития от 19.03.2010 года N 10496-СК/07, полагает, что меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 годы не менее шести месяцев, распространяются в случае их выселения из занимаемых ими служебных помещений.
Истцом Н.Я. Власовой представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы ответчика.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, проверив законность и обоснованность принятого судом решения по правилам ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, не усматривает оснований к отмене решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Н.Я. Власова является вдовой В., умершего 28.09.1984 года, который относится к категории военнослужащих, названных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, являлся участником Великой Отечественной войны и инвалидом ** группы вследствие общего заболевания.
Постановлением администрации Юсьвинского сельского поселения Пермского края N 197 от 04.08. 2014 года Н.Я. Власова поставлена на учет в общую очередь граждан как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий.
Согласно данным Коми-Пермяцкого окружного филиала ГУП "ЦТИ Пермского края", сведений из ЕГРЮЛ, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, истец в собственности жилых помещений не имеет.
Установив изложенные обстоятельства, основываясь на положениях ст. 2, 14, 15, 17, 23.2 ФЗ "О ветеранах", суд пришел к выводу о том, что истец имеет право на предоставление ей мер социальной поддержки в виде субсидии на приобретение жилого помещения.
Статьей 1 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлена такая категория ветеранов, как ветераны Великой Отечественной войны.
В силу пункта. "з" подп. 1 п. 1 ст. 2 ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны отнесены участники Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев.
В силу пункта 4 части 1 статьи 17 указанного Закона обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.
Вместе с тем, в силу части 2 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах", участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
По смыслу данной нормы участники Великой Отечественной войны, включая указанных в пункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и иных причин, имеют право на получение мер соцподдержки, предусмотренных статьей 14 данного Закона для инвалидов войны, в том числе и право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьями 23.2 названного Федерального закона.
В соответствие с п. 1 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст. 14-19 и 21 настоящего ФЗ, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу п.п. 2, 4, 6 той же статьи средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются на счета субъектов РФ; форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 года N 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
На территории Пермского края, в целях реализации ст. 23.2 ФЗ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", ст. 28.2 ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также в целях создания единого правового пространства, Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 года N 21-П, утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в частности участников ВОВ, включая военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 гола не менее шести месяцев - п.п. 1.2.1 раздела 1 Порядка.
Согласно п. 4.1. названного Порядка меры социальной поддержки по обеспечению жильем указанным в п. 1.2.1 гражданам предоставляются в форме субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата или ЕДВ на приобретение (строительство) жилого помещения, размер которой (ЕДВ) определяется исходя из общей площади жилья - 36 квадратных метров, а также средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой приказом Министерства регионального развития РФ (п. 1.2.1., п. 3.6 Порядка).
Постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления Пермского края в соответствии с жилищным законодательством - п. 3.1. Порядка.
Организация работы по предоставлению мер социальной поддержки в части формирования сводных списков граждан, подготовки проектов распоряжений Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам в соответствии с законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период, осуществляется Министерством социального развития Пермского края.
Из анализа приведенных выше норм материального права следует, что для применения мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменениями от 21.12.2009 года N 27-ФЗ и действующей с 03.01.2010 года) и Указом Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 (в редакции от 09.01.2010 года), Постановления Правительства Пермского края от 02.03.2007 года N 21-П, участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, независимо от даты постановки на учет нуждающихся, и в соответствии с Порядком, установленном Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 года N 21-П.
Поскольку из установленных по делу обстоятельств следует, что Н.Я. Власова является вдовой В., который относится к категории лиц, имеющих право на льготы, установленные ст. 14 ФЗ "О ветеранах" для инвалидов Великой Отечественной войны, признана в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, заявленные требования основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих вопросы социальной поддержки в сфере жилищных отношений той категории лиц, к которой относится истец, соответственно требования истца обоснованно подлежали удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к неверной оценке фактических обстоятельств дела и иному толкованию норм материального права, а потому отмену решения не влекут.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Юсьвинского районного суда Пермского края от 17.12.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства социального развития Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.