Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе
председательствующего Топоева А.С.,
судей Пархомович Г.П., Прониной А.В.,
при секретаре Кольчиковой Л.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 марта 2015 года апелляционную жалобу и дополнения к ней ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Абаканского городского суда от 22 сентября 2014 года, которым частично удовлетворены исковые требования Александровой Л.А., Александровой Т.В. к нему, Администрации города Абакана, Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения представителя истицы Александровой Л.А. Артеменко И.А., полагавшего решение не подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Александровой Л.А., Александровой Т.В. обратились в суд с иском к Администрации города Абакана, Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения") о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Требования мотивировали тем, что квартира по адресу: "адрес" была предоставлена Александровой Л.А. на основании служебного ордера. В настоящее время спорная квартира статуса служебного жилья не имеет, однако ответчики отказывают им в приватизации жилья. Просили признать за ними право собственности на данную квартиру в порядке приватизации.
В судебном заседании представитель Администрации "адрес" Шестопалова И.А., возражала против удовлетворения заявленных требований.
Дело на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие истиц Александровой Л.А. и Александровой Т.В., представителя ответчика ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения", а также представителей Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Сибирское ТУИО"), Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), привлеченных к участию в деле в качестве соответчиков определением от 22.08.2014 года.
Суд постановил вышеприведенное решение, которым признал за Александровой Л.А., Александровой Т.В. право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: "адрес". В удовлетворении исковых требований о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, предъявленных к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения", ФГКУ "Сибирское ТУИО", Администрации г. Абакана, отказано.
С решением суда не согласны представители ответчика ФГКУ "Сибирское ТУИО" Балконский А.Г. и Румянская О.Н.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Балконский А.Г., ссылаясь на неправильное определение и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска. В обоснование своих доводов указывает на то, что спорное жилое помещение до настоящего времени имеет статус служебного жилья, поскольку решений об изменении его статуса не принималось, а потому оно приватизации не подлежит. В связи с отсутствием государственной регистрации сделки между Администрацией города Абакана и Абаканской КЭЧ по передаче имущества в муниципальную собственность города Абакана считает, что право муниципальной собственности на жилые помещения не возникло. Отмечает, что спорное жилое помещение принадлежит Минобороны России и может быть отчуждено только на основании принятого им решения или в рамках делегированных им ФГКУ "Сибирское ТУИО" полномочий.
В дополнениях к апелляционной жалобе представитель ответчика Румянская О.Н., ссылаясь на Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 года N 179 и от 29.12.2008 года N 1053, указывает на то, что решение об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, вправе принимать только Минобороны России. Настаивает на том, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" является подведомственным учреждением Минобороны России и полномочиями по передаче жилых помещений в собственность гражданам не наделено. Указывает, что жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильём военнослужащих. Согласно ответу управления кадров Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ Александровой Л.А. по учетным данным военнослужащих не значится.
Письменных возражений относительно доводов апелляционных жалоб не поступило.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан Российской Федерации, имеющих право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления поселения, предприятиями и учреждениями (ст. 7 Закона).
В статье 4 названного Закона содержится перечень помещений, не подлежащих приватизации, в частности, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как следует из материалов дела, нанимателем квартиры по адресу: "адрес" на основании ордера серия служебный N от ДД.ММ.ГГГГ является Александрова Л.А., в качестве членов ее семьи вселены Александровой Т.В. и ФИО1, который решением Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим право пользования данной квартирой (л.д. 7-8, 14, 15, 17-18).
На основании акта приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного во исполнение решения Абаканского городского Совета депутатов N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении перечня имущества, передаваемого в муниципальную собственность г. Абакана", письма Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом N от ДД.ММ.ГГГГ года, письма Абаканской КЭЧ N от ДД.ММ.ГГГГ, Комитет по управлению имуществом г. Абакана с ДД.ММ.ГГГГ принял в муниципальную собственность г. Абакана от Абаканской КЭЧ имущество, в том числе и квартиру по адресу: "адрес" (л.д. 78-79).
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что занимаемое истцами спорное жилое помещение, ранее находившееся в федеральной собственности и предоставленное им в качестве служебного, впоследствии было передано в собственность г. Абакана, что свидетельствует об утрате статуса служебного помещения, поэтому к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
То обстоятельство, что в последующем между Абаканской КЭЧ и Комитетом муниципальной экономики Администрации г. Абакана ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение об исключении спорной квартиры из вышепоименованного акта по причине того, что она является служебной (л.д. 80), не может свидетельствовать о восстановлении в отношении нее статуса служебного жилья.
Доводы апелляционной жалобы на наличие у спорного жилого помещения статуса служебного и отсутствие со стороны Минобороны России решений об его исключении из данной категории не могут быть приняты во внимание по вышеприведенным мотивам.
Поскольку Александровой Л.А. и Александровой Т.В. проживали в спорном жилом помещении на момент передачи его из федеральной собственности в собственность г. Абакана, приобрели право пользования им на условиях договора социального найма, ранее участие в приватизации не принимали, то они в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" имели право приобрести его в собственность в порядке приватизации.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал за ними право на квартиру в порядке приватизации.
Другие доводы апелляционной жалобы не имеют правового значения для рассматриваемого спора и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку решение об удовлетворении исковых требований о признании права собственности в порядке приватизации вынесено в отношении Минобороны России, которое решение не обжалует.
В остальной части решение суда не обжалуется и в силу диспозитивности норм гражданского процессуального законодательства его законность судебной коллегией не проверяется
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 22 сентября 2014 года по настоящему делу в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу и дополнения к ней ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" без удовлетворения.
Председательствующий А.С.Топоев
Судьи Г.П.Пархомович
А.В.Пронина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.