Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Вороновой М.Н., Редченко Е.В.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 11 марта 2015 года апелляционную жалобу администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области на решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 17 ноября 2014 года по делу по заявлению Кадолба М. В. об оспаривании постановления,
заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения представителя администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области и администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области Красоткина А.В., Кадолба М.В.,
УСТАНОВИЛА:
Заявитель Кадолба М.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 08.08.14 г. N 207 в части снятия ее с учета нуждающейся в жилом помещении для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей". Свое заявление мотивировала теми обстоятельствами, что 23.05.12 г. она и члены ее семьи на основании постановления администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 23.05.12 г. N 346 были признаны нуждающимися в жилом помещении для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей", однако, указанным постановлением от 08.08.14 г. N 207 необоснованно были сняты с такого учета. Просила признать незаконным и недействительным постановление администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского района Московской области от 08.08.14 г. N 207.
Заинтересованное лицо администрация городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области своего представителя в суд не направила.
Представитель заинтересованного лица администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области с заявленным требованием не согласился.
Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 17.11.14 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо администрация Наро-Фоминского муниципального района Московской области подала на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Свое решение по делу суд мотивировал теми обстоятельствами, что постановление администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 08.02.14 г. N 207 не имеет указания на конкретные основания снятия с учета; что п.14 положения Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (приложение N 2 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодой семьи" государственной программы Московской области "Жилище" (в редакции постановления Правительства Московской области от 25.02.14 г. N 99/7) не применим, поскольку супруг заявителя Кадолба А.Н. не является собственником квартиры, в которой зарегистрированы по месту жительства заявитель и члены ее семьи; что регистрация супруга заявителя Кадолба А.Н. в квартире по месту жительства заявителя не привела к ухудшению жилищных условий; что действующее законодательство не содержит запрета для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении граждан, имеющих в собственности земельный участок.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на фактических обстоятельствах дела и действующем законодательстве.
Разбирательством по делу установлено, что постановлением администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 23.05.12 г. N 346 Кадолба М.В. с составом семьи из 4-х человек (она, муж Кадолба А.Н., несовершеннолетние дети Кадолба А.Н., 1984 г.рож., Кадолба Н.А., 2009 г.рож.) признаны нуждающимися в жилом помещении для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей" (л.д.7).
Постановлением администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 08.08.14 г. N 207 Кадолба М.В. снята с учета нуждающихся в жилом помещении для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей" (л.д.8).
В соответствие с п.1 подп.6 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствие с п.5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (приложение N 2 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодой семьи" государственной программы Московской области "Жилище" (в редакции на момент постановки заявителя на учет) для целей федеральной подпрограммы и Подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.05 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01.03.05 г. по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Ч.1 п.2 ст.51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются наниматели жилых помещений по договорам социального найма или члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствие со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При этом необходимо учитывать, что ухудшение жилищных условий должно носить умышленный характер, то есть, совершая данные действия, лица осознают либо должны осознавать, что в результате они ухудшают свои жилищные условия.
Следует иметь в виду и то, что в соответствии со ст.9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Совершая юридически значимые действия, в результате которых ухудшаются жилищные условия, лица должны действовать разумно и добросовестно, оценивая последствия своего поведения, в том числе и возможность уменьшения обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Таким образом, для применения в отношении гражданина последствий, предусмотренных ст.53 ЖК РФ, следует иметь объективные данные о том, что гражданин совершил действия по ухудшению своих жилищных условий; данные действия носили умышленный, а не вынужденный характер; такие действия искусственно направлены на создание условий, при которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилье.
Семья заявителя проживает и зарегистрирована по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: "данные изъяты", которая находится в собственности отца заявителя - Каледина В.П. (л.д.44, 45).
В браке Кадолба А.Н., М.В. состоят с 06.06.09 г. (л.д.55).
Муж заявителя Кадолба А.Н., так же как и Каледина А.И., был зарегистрирован по месту жительства в указанную квартиру 01.03.12 г.
Ранее муж заявителя Кадолба А.Н. был зарегистрирован по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: г.Москва, Мичуринский пр-т, д.9, кв.336 (л.д.42, 45).
В силу положений ст.5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом, других федеральных законов.
В развитие жилищного законодательства, в пределах полномочий субъекта РФ, приняты Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области.
П.18 Правил, уточняя содержание нормы ст.53 ЖК РФ в пределах предоставленных полномочий, указывает, что принятие на учет граждан, у которых жилищные условия ухудшились в результате совершенного обмена или раздела жилой площади, вселения других лиц (кроме супругов, детей и нетрудоспособных родителей) или иных действий, производится по истечении пяти лет со времени ухудшения жилищных условий.
Из смысла и содержания приведенных правовых норм следует, что вселение в жилое помещение супругов членов семьи нанимателей по договору социального найма жилья не может расцениваться как преднамеренные действия по ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях и приниматься на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Разбирательством по делу установлено, что муж заявителя Кадолба А.Н. в период с 01.06.09 г. по 31.12.13 г., работал в ООО "Мотор" в пункте технического осмотра, расположенного на территории г.Наро-Фоминска Московской области, что подтверждается справкой ООО "Мотор" от 03.03.15 г. N 10, копией трудовой книжки Кадолба А.Н., копией договора аренды ООО "Мотор" нежилого помещения от 14.10.10 г.
При этом муж заявителя Кадолба А.Н. проживал со своей семьей по месту жительства заявителя в г.Наро-Фоминске Московской области, что подтверждается показаниями свидетеля Поддубицкой Л.Ю.
Совокупность указанных доказательств позволяет сделать вывод о том, что муж заявителя Кадолба А.Н. после заключения с заявителем в 2009 году брака работал и проживал со своей семьей по месту жительства заявителя в г.Наро-Фоминске Московской области, а его регистрация по месту жительства по месту жительства заявителя в 2012 году была обусловлена только приведением им в соответствие места своего фактического проживания и места регистрации по месту жительства.
Иных оснований, свидетельствовавших об отсутствии у семьи заявителя права претендовать на участие в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей", не установлено, тогда как нуждаемость семьи в жилом помещении была подтверждена документально.
Действий со стороны заявителя и членов ее семьи, направленных на умышленное ухудшение своих жилищных условий, разбирательством по делу не установлено.
Об этом свидетельствуют и фактически обстоятельства дела.
Так, заявитель была признана нуждающейся в жилом помещении для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей" когда ее муж уже был зарегистрирован по месту ее жительства.
Представитель заинтересованных лиц администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области и администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области пояснил о том, что заявитель была снята с учета нуждающихся в жилом помещении для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей" в связи с тем, что в 2013 году в законодательстве об обеспечении молодых семей жильем были внесены изменения, согласно которым регистрация по месту жительства одного супруга к другому супругу расценивается в качестве обстоятельства, направленного на ухудшение жилищных условий.
П.14 ч.2 подп.4 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (приложение N 2 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодой семьи" государственной программы Московской области "Жилище" расценивает вселение одного супруга к другому супругу по месту его жительства в качестве намерения приобрести право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, но такая редакция Правила действует в редакции постановления Правительства Московской области от 09.06.14 г. N 437/18, в связи с чем не может быть применена к возникшим ранее правоотношениям.
С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 17 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.